28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЧЕТИ В МЕДИНЕ

Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) застало время пятничной молитвы в Бану Салим ибн Ауф. Он отслужил ее в мечети, находящейся в середине долины под названием Рануна. Это была первая пятничная молитва, которую он совершил в Медине. К нему пришли Утбан ибн Малик и Аббас ибн Убада ибн Надла вместе с людьми из рода Бану Салим ибн Ауф и сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Поселитесь у нас, среди нас, при нашем оружии и под защитой нашей!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Имел в виду свою верблюдицу. Они освободили ей дорогу, и она пошла дальше. Когда подошла к кварталу Бану Баяда, его встретили Зияд ибн Лабид и Фарва ибн Амр вместе с людьми из рода Бану Баяда. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Она пошла дальше. Когда проходила мимо квартала Бану Сайды, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) преградили путь Саад ибн Убара и аль-Мунзир ибн Амр вместе с людьми из рода Бану Саиды. Они сказали: «О Посланник Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поросил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда сравнялась с кварталом рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж, навстречу Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) вышли Саад ибн ар-Рабиа, Хариджа ибн Зайд и Абдаллах ибн Раваха вместе с людьми из рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Пойдемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда проходила мимо квартала рода Бану Адий ибн ан-Наджар — они приходились Пророку дядями по материнской линии: мать Абд аль-Мутталиба, Сальма — дочь Амра из их рода — ей преградили дорогу Салим ибн Кайс, Абу Самит Асира ибн Абу Хариджа с людьми из рода Бану Адии ибн ан-Наджар. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к твоим дядям! Будете при нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) попросил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда подошла к кварталу рода Бану Малик ибн аль-Наджар, опустилась на колени перед дверью мечети, которая тогда была сушилкой фиников двух юношей-сирот из рода Бану ан-Наджар, потом из рода Бану Малик ибн ан-Наджар. Эти юноши находились под опекой Муаза ибн Афры. Когда она встала на колени, Пророк (салляллаху аляхи ва саллям) не сошел с нее. Тогда верблюдица вскочила и зашагала еще немножко. А Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отпустил ее поводья и не поворачивал ее. Потом повернулась назад и вернулась на то место, где становилась на колени первый раз, и снова опустилась на колени там же. Потом она стала качаться на месте, вытянула шею и положила ее на землю. Тогда с нее сошел Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Абу Аюб Халид ибн Зайд понес его седло и положил в своем доме. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился у него. Он спросил о сушилке, кому она принадлежит. Муаз ибн Афра сказал ему: «Она, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), принадлежит Сахлу и Сухайлу, сыновьям Амра. Эти сироты живут под моей опекой. Я им заплачу за нее. Так что ты сделай из нее мечеть». Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) приказал построить там мечеть. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) жил у Абу Аюба, пока не была построена мечеть и жилище для него. На строительстве работал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сам, чтобы побудить тем самым мусульман к участию в строительстве мечети. Там работали мухаджиры и ансары, работали усердно. Один из мусульман сказал:
«Если мы сидим, а Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) работает, То это будет неразумно для нас!»
Мусульмане во время строительства сочиняли стихи в размере раджаз и декламировали:
«Нет жизни, кроме жизни загробной!
О Боже! Смилуйся над ансарами и мухаджирами!»
(Ибн Хишам сказал: «Это простая речь, а не раджаз».)
Ибн Исхак сказал: «После них Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) произносит: «Нет жизни, кроме жизни загробной! О Боже! Смилуйся над мухаджирами и ансарами!».
Вошел Аммар ибн Йасир, тяжело нагруженный кирпичами, и сказал: «О Посланник Аллаха! Убивают меня, нагружая на меня то, что не носят сами». Умм Сальма, супруга Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), сказала: «Я видела, как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), стряхивая рукой обильную пыль с головы, а он был с вьющимися волосами, говорил: «О горе, сын Сумаййи! Не эти твои убийцы — тебя убьют люди из группы несправедливых». Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, тогда сложил стихи в размере раджаз:
«Не сравниться тому, кто строит мечети, усердно пригибаясь, С тем, кто уходит от пыли, отклоняясь».
(Ибн Хишам сказал: «Я расспрашивал многих знатоков поэзии об этом стихотворении — раджазе. Они сказали: «До нас дошло, что Али ибн Абу Талиб декламировал это стихотворение. Но неизвестно, он сам сочинил его или кто-то другой».)
Аммар ибн Йасир взял и стал часто декламировать эти последние стихи.
Ибн Хишам сказал: «Когда он стал декламировать слишком часто, один из сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) подумал, что намекает на него. Нам рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Ибн Исхака, что Ибн Исхак назвал его известным человеком.
Ибн Исхак сказал: «Этот человек сказал: «С того дня я слышу, что ты говоришь, о сын Сумаййи! Клянусь Аллахом, я ударю этой палкой по твоему носу!» И в руке он держал палку. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассердившись,  сказал: «Почему они не оставят в покое Аммара? Он зовет их в Рай, а они зовут его в Ад. Аммар дорог мне, как кожица между моим глазом и носом. Если мои слова достигнут этого человека, а он не перестанет, тогда сторонитесь его!»
Ибн Исхак сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прожил в доме Абу Аюба до тех пор, пока не были построены для него мечеть и жилище. Потом он переселился в свое жилище из дома Абу Аюба.
Рассказал мне Язид ибн Абу Хабиб со слов Марсада ибн Абдаллаха аль-Йазани, сославшись на Абу Рахима ас-Самаи, который говорил: «Мне рассказывал Абу Аюб. Он говорил: «Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился в моем доме, он поселился в нижней части дома, а я и Умм Аюб — в верхней части. Я ему сказал: «О Пророк Аллаха (салляллаху аляхи ва саллям)! Ты мне дороже отца и матери! Я не хочу быть над тобой, а ты — подо мной. Поднимись ты и будь наверху, а мы спустимся и будем внизу». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «О Абу Аюб! Для меня и для тех, кто будет приходить, удобнее, чтобы мы были в нижней части дома». И Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) находился в нижней части, а мы — над ним в доме. У нас разбился кувшин с водой. Я и Умм Аюб стали вытирать воду бархатной материей — другой материи у нас не оказалось, боясь, что вода может капать на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и беспокоить его».
Абу Аюб далее рассказывает: «Мы готовили для него ужин, потом посылали его ему. Когда возвращал нам остатки ужина, мы с Умм Аюбом определяли места, куда коснулась рука Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и съедали их, стремясь достичь этим благословения (баракята). Однажды вечером мы послали ему ужин, приправив его луком или чесноком. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вернул ужин, и я не видел на ужине следов его руки. Я пошел к нему, испуганный, спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Ты мне дорог, как отец и мать! Ты вернул свой ужин, а я не обнаружил на нем следов твоей руки. Раньше, когда ты возвращал нам его, я и Умм Аюб искали там следы твоей руки, стремясь этим достичь благословения». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я обнаружил в нем запах этого неприятного растения. Я ведь часто разговариваю с людьми, а вы ешьте». И мы съели этот ужин. После этого мы уже не клали ему в пищу это растение».

Переселение других мухаджиров

Мухаджиры переселились к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), и в Мекке не осталось никого из них, кроме тех, кого уговорили отказаться от своей религии или от тех, кого удерживали силой. Из Мекки уехали со всеми своими домочадцами и своим имуществом следующие кланы: Бану Мазун из рода Бану Джумах; Бану Джахш ибн Риаб, союзники Бану Умаййи; Бану аль-Букайр из рода Бану Саад ибн Лайс, союзники Бану Адий ибн Кааб. Их дома в Мекке были за¬перты, никто в них не жил. Когда Бану Джахш ибн Риаб покинули свой дом, его захватил Абу Суфьян ибн Харб и продал Амру ибн Алькаме. Когда Бану Джахш узнали, что сделал Абу Суфьян с их домом, Абдаллах ибн Джахш сообщил об этом Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) его спросил: «Может быть, о Абдаллах, ты довольствуешься тем, что Аллах даст тебе вместо него лучший дом в Раю?» Он ответил: «Да». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Будет тебе это». Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) завоевал Мекку, Абу Ахмад говорил с ним об их доме. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) медлил с ответом. Люди сказали Абу Ахмаду: «О Абу Ахмад! Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не хочет, чтобы вы вернули себе что-либо из вашего имущества, которое вы потеряли во имя Аллаха». И он больше не стал говорить об этом с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям).
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поселился в Медине. Он приехал туда в месяце рабиа аль-авваль и прожил до месяца сафар следующего года. Для него были построены мечеть и жилые помещения. Вокруг него сплотилась группа ансаров, приняв Ислам, и не оставалось ни одного дома ансаров, жители которого не приняли бы Ислам, за исключением домов Хатм, Вакифа, Ваила, Умаййи — противников Аллаха, принадлежавших к роду аль-Аус. Они оставались идолопоклонниками.

Первая проповедь Пророка

Как мне рассказал Абу Сальма ибн Абд ар-Рахман, первая проповедь, с которой выступил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) — упаси нас Аллах от приписания Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) того, чего он не говорил, — заключалась в следующем. Он встал среди них, произнес слова, восхваляющие Аллаха, поблагодарил Его и сказал: «О люди! Готовьте свои души заранее! Знайте, клянусь Аллахом, один из вас будет поражен, потом потеряет своих овец, и не будет у них пастуха. Потом ему скажет Господь его, а у него нет ни переводчика, ни привратника, который прикрывал бы его: «Разве не приходил к тебе Посланник мой и не рассказывал тебе? Я тебе дал добро, оказал милость, а ты не подготовил свою душу. И он посмотрит направо и не увидит ничего. Потом посмотрит вперед себя и не увидит там ничего, кроме Ада. Кто сможет защитить лицо свое от огня в этой жизни хоть осколком финиковой косточки, пусть делает это. А кто не найдет его, то пусть защитит добрым словом. Там за добро воздастся десятикратно и даже семисоткратно. Мир вам и Посланнику Аллаха, милость Аллаха и его благословение».
Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обратился к людям еще раз и сказал: «Поистине, слава Аллаху! Я славлю Его и молю Его о помощи, молю о помощи! Мы молим Аллаха, дабы защитил он души наши от дурных поступков! Кого Аллах наставил на путь истинный, того нельзя ввести в заблуждение, а кого Он ввел в заблуждение, тому нет наставника на путь истинный. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха одного, и нет у него ровни. Лучшая речь — это писания Аллаха, Всемилостивого и Всевышнего. Блажен тот, чье сердце Аллах укрепил им (Писанием (Коран)), кого Он ввел в Ислам после невежества; тот, кто выбрал его среди других человеческих речей. Воистину оно — лучшая речь, самая красноречивая. Любите то, что полюбил Аллах! Любите Аллаха всем своим сердцем, не уставайте повторять слова Аллаха и поминайте Его! Не отвергайте его (Писание), ибо оно, поистине, выбрано из всего того, что создал Аллах, избрано. Аллах назвал его самым лучшим деянием, избранным из рода человеческого, благочестивой речью, в котором содержится все о запретном и разрешенном. Поклоняйтесь Аллаху и не прибавляйте к нему никого! Будьте искренне благочестивыми, говорите Аллаху только правду устами вашими, любите друг друга, ради Аллаха! Поистине, Аллах разгневается, если будет нарушен данный ему обет. Да будет мир над вами!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *