Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЧЕТИ В МЕДИНЕ
Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) застало время пятничной молитвы в Бану Салим ибн Ауф. Он отслужил ее в мечети, находящейся в середине долины под названием Рануна. Это была первая пятничная молитва, которую он совершил в Медине. К нему пришли Утбан ибн Малик и Аббас ибн Убада ибн Надла вместе с людьми из рода Бану Салим ибн Ауф и сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Поселитесь у нас, среди нас, при нашем оружии и под защитой нашей!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Имел в виду свою верблюдицу. Они освободили ей дорогу, и она пошла дальше. Когда подошла к кварталу Бану Баяда, его встретили Зияд ибн Лабид и Фарва ибн Амр вместе с людьми из рода Бану Баяда. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Она пошла дальше. Когда проходила мимо квартала Бану Сайды, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) преградили путь Саад ибн Убара и аль-Мунзир ибн Амр вместе с людьми из рода Бану Саиды. Они сказали: «О Посланник Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поросил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда сравнялась с кварталом рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж, навстречу Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) вышли Саад ибн ар-Рабиа, Хариджа ибн Зайд и Абдаллах ибн Раваха вместе с людьми из рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Пойдемте к нам, будете среди нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда проходила мимо квартала рода Бану Адий ибн ан-Наджар — они приходились Пророку дядями по материнской линии: мать Абд аль-Мутталиба, Сальма — дочь Амра из их рода — ей преградили дорогу Салим ибн Кайс, Абу Самит Асира ибн Абу Хариджа с людьми из рода Бану Адии ибн ан-Наджар. Они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Идемте к твоим дядям! Будете при нас, при нашем оружии и под нашей защитой». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) попросил: «Освободите ей дорогу. Ей уже приказано». Они освободили ей дорогу. Верблюдица пошла дальше. Когда подошла к кварталу рода Бану Малик ибн аль-Наджар, опустилась на колени перед дверью мечети, которая тогда была сушилкой фиников двух юношей-сирот из рода Бану ан-Наджар, потом из рода Бану Малик ибн ан-Наджар. Эти юноши находились под опекой Муаза ибн Афры. Когда она встала на колени, Пророк (салляллаху аляхи ва саллям) не сошел с нее. Тогда верблюдица вскочила и зашагала еще немножко. А Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отпустил ее поводья и не поворачивал ее. Потом повернулась назад и вернулась на то место, где становилась на колени первый раз, и снова опустилась на колени там же. Потом она стала качаться на месте, вытянула шею и положила ее на землю. Тогда с нее сошел Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Абу Аюб Халид ибн Зайд понес его седло и положил в своем доме. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился у него. Он спросил о сушилке, кому она принадлежит. Муаз ибн Афра сказал ему: «Она, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), принадлежит Сахлу и Сухайлу, сыновьям Амра. Эти сироты живут под моей опекой. Я им заплачу за нее. Так что ты сделай из нее мечеть». Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) приказал построить там мечеть. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) жил у Абу Аюба, пока не была построена мечеть и жилище для него. На строительстве работал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сам, чтобы побудить тем самым мусульман к участию в строительстве мечети. Там работали мухаджиры и ансары, работали усердно. Один из мусульман сказал:
«Если мы сидим, а Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) работает, То это будет неразумно для нас!»
Мусульмане во время строительства сочиняли стихи в размере раджаз и декламировали:
«Нет жизни, кроме жизни загробной!
О Боже! Смилуйся над ансарами и мухаджирами!»
(Ибн Хишам сказал: «Это простая речь, а не раджаз».)
Ибн Исхак сказал: «После них Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) произносит: «Нет жизни, кроме жизни загробной! О Боже! Смилуйся над мухаджирами и ансарами!».
Вошел Аммар ибн Йасир, тяжело нагруженный кирпичами, и сказал: «О Посланник Аллаха! Убивают меня, нагружая на меня то, что не носят сами». Умм Сальма, супруга Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), сказала: «Я видела, как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), стряхивая рукой обильную пыль с головы, а он был с вьющимися волосами, говорил: «О горе, сын Сумаййи! Не эти твои убийцы — тебя убьют люди из группы несправедливых». Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, тогда сложил стихи в размере раджаз:
«Не сравниться тому, кто строит мечети, усердно пригибаясь, С тем, кто уходит от пыли, отклоняясь».
(Ибн Хишам сказал: «Я расспрашивал многих знатоков поэзии об этом стихотворении — раджазе. Они сказали: «До нас дошло, что Али ибн Абу Талиб декламировал это стихотворение. Но неизвестно, он сам сочинил его или кто-то другой».)
Аммар ибн Йасир взял и стал часто декламировать эти последние стихи.
Ибн Хишам сказал: «Когда он стал декламировать слишком часто, один из сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) подумал, что намекает на него. Нам рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Ибн Исхака, что Ибн Исхак назвал его известным человеком.
Ибн Исхак сказал: «Этот человек сказал: «С того дня я слышу, что ты говоришь, о сын Сумаййи! Клянусь Аллахом, я ударю этой палкой по твоему носу!» И в руке он держал палку. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассердившись, сказал: «Почему они не оставят в покое Аммара? Он зовет их в Рай, а они зовут его в Ад. Аммар дорог мне, как кожица между моим глазом и носом. Если мои слова достигнут этого человека, а он не перестанет, тогда сторонитесь его!»
Ибн Исхак сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прожил в доме Абу Аюба до тех пор, пока не были построены для него мечеть и жилище. Потом он переселился в свое жилище из дома Абу Аюба.
Рассказал мне Язид ибн Абу Хабиб со слов Марсада ибн Абдаллаха аль-Йазани, сославшись на Абу Рахима ас-Самаи, который говорил: «Мне рассказывал Абу Аюб. Он говорил: «Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился в моем доме, он поселился в нижней части дома, а я и Умм Аюб — в верхней части. Я ему сказал: «О Пророк Аллаха (салляллаху аляхи ва саллям)! Ты мне дороже отца и матери! Я не хочу быть над тобой, а ты — подо мной. Поднимись ты и будь наверху, а мы спустимся и будем внизу». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «О Абу Аюб! Для меня и для тех, кто будет приходить, удобнее, чтобы мы были в нижней части дома». И Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) находился в нижней части, а мы — над ним в доме. У нас разбился кувшин с водой. Я и Умм Аюб стали вытирать воду бархатной материей — другой материи у нас не оказалось, боясь, что вода может капать на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и беспокоить его».
Абу Аюб далее рассказывает: «Мы готовили для него ужин, потом посылали его ему. Когда возвращал нам остатки ужина, мы с Умм Аюбом определяли места, куда коснулась рука Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и съедали их, стремясь достичь этим благословения (баракята). Однажды вечером мы послали ему ужин, приправив его луком или чесноком. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вернул ужин, и я не видел на ужине следов его руки. Я пошел к нему, испуганный, спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Ты мне дорог, как отец и мать! Ты вернул свой ужин, а я не обнаружил на нем следов твоей руки. Раньше, когда ты возвращал нам его, я и Умм Аюб искали там следы твоей руки, стремясь этим достичь благословения». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я обнаружил в нем запах этого неприятного растения. Я ведь часто разговариваю с людьми, а вы ешьте». И мы съели этот ужин. После этого мы уже не клали ему в пищу это растение».
Переселение других мухаджиров
Мухаджиры переселились к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), и в Мекке не осталось никого из них, кроме тех, кого уговорили отказаться от своей религии или от тех, кого удерживали силой. Из Мекки уехали со всеми своими домочадцами и своим имуществом следующие кланы: Бану Мазун из рода Бану Джумах; Бану Джахш ибн Риаб, союзники Бану Умаййи; Бану аль-Букайр из рода Бану Саад ибн Лайс, союзники Бану Адий ибн Кааб. Их дома в Мекке были за¬перты, никто в них не жил. Когда Бану Джахш ибн Риаб покинули свой дом, его захватил Абу Суфьян ибн Харб и продал Амру ибн Алькаме. Когда Бану Джахш узнали, что сделал Абу Суфьян с их домом, Абдаллах ибн Джахш сообщил об этом Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) его спросил: «Может быть, о Абдаллах, ты довольствуешься тем, что Аллах даст тебе вместо него лучший дом в Раю?» Он ответил: «Да». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Будет тебе это». Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) завоевал Мекку, Абу Ахмад говорил с ним об их доме. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) медлил с ответом. Люди сказали Абу Ахмаду: «О Абу Ахмад! Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не хочет, чтобы вы вернули себе что-либо из вашего имущества, которое вы потеряли во имя Аллаха». И он больше не стал говорить об этом с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям).
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поселился в Медине. Он приехал туда в месяце рабиа аль-авваль и прожил до месяца сафар следующего года. Для него были построены мечеть и жилые помещения. Вокруг него сплотилась группа ансаров, приняв Ислам, и не оставалось ни одного дома ансаров, жители которого не приняли бы Ислам, за исключением домов Хатм, Вакифа, Ваила, Умаййи — противников Аллаха, принадлежавших к роду аль-Аус. Они оставались идолопоклонниками.
Первая проповедь Пророка
Как мне рассказал Абу Сальма ибн Абд ар-Рахман, первая проповедь, с которой выступил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) — упаси нас Аллах от приписания Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) того, чего он не говорил, — заключалась в следующем. Он встал среди них, произнес слова, восхваляющие Аллаха, поблагодарил Его и сказал: «О люди! Готовьте свои души заранее! Знайте, клянусь Аллахом, один из вас будет поражен, потом потеряет своих овец, и не будет у них пастуха. Потом ему скажет Господь его, а у него нет ни переводчика, ни привратника, который прикрывал бы его: «Разве не приходил к тебе Посланник мой и не рассказывал тебе? Я тебе дал добро, оказал милость, а ты не подготовил свою душу. И он посмотрит направо и не увидит ничего. Потом посмотрит вперед себя и не увидит там ничего, кроме Ада. Кто сможет защитить лицо свое от огня в этой жизни хоть осколком финиковой косточки, пусть делает это. А кто не найдет его, то пусть защитит добрым словом. Там за добро воздастся десятикратно и даже семисоткратно. Мир вам и Посланнику Аллаха, милость Аллаха и его благословение».
Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обратился к людям еще раз и сказал: «Поистине, слава Аллаху! Я славлю Его и молю Его о помощи, молю о помощи! Мы молим Аллаха, дабы защитил он души наши от дурных поступков! Кого Аллах наставил на путь истинный, того нельзя ввести в заблуждение, а кого Он ввел в заблуждение, тому нет наставника на путь истинный. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха одного, и нет у него ровни. Лучшая речь — это писания Аллаха, Всемилостивого и Всевышнего. Блажен тот, чье сердце Аллах укрепил им (Писанием (Коран)), кого Он ввел в Ислам после невежества; тот, кто выбрал его среди других человеческих речей. Воистину оно — лучшая речь, самая красноречивая. Любите то, что полюбил Аллах! Любите Аллаха всем своим сердцем, не уставайте повторять слова Аллаха и поминайте Его! Не отвергайте его (Писание), ибо оно, поистине, выбрано из всего того, что создал Аллах, избрано. Аллах назвал его самым лучшим деянием, избранным из рода человеческого, благочестивой речью, в котором содержится все о запретном и разрешенном. Поклоняйтесь Аллаху и не прибавляйте к нему никого! Будьте искренне благочестивыми, говорите Аллаху только правду устами вашими, любите друг друга, ради Аллаха! Поистине, Аллах разгневается, если будет нарушен данный ему обет. Да будет мир над вами!»