ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПРОРОКА
Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) был человеком богатым. Когда он испрашивал у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) разрешения на переселение, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ему говорил: «Не спеши, может, Аллах даст тебе спутника». Он хотел, чтобы это был Пророк. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) так говорил, имел в виду себя. Абу Бакр купил две верховые верблюдицы, держал их в своем доме, кормил их, готовясь к этому.
Рассказал мне верный человек со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Аиши, матери верующих, что она говорила: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) всегда приходил в дом Абу Бакра или рано утром или поздно вечером. В тот день, когда Аллах разрешил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) переселиться и уехать из Мекки от своего народа, он пришел к нам в полдень в такой час, в который он никогда не приходил. Когда его увидел Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «В такой час Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) мог прийти только тогда, если что-то случилось». Когда вошел, Абу Бакр встал ему навстречу, уступил место на кровати, на которой сидел сам. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) присел. При Абу Бакре были только я и моя сестра Асма бинт Абу Бакр. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Пусть выйдут кто при тебе!» Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Это ведь мои дочери. Что случилось?» Сказал: «Аллах разрешил мне уйти и переселиться». Абу Бакр сказал: «Вместе, о Посланник Аллаха». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Вместе».
Аиша говорила: «Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела мужчину, плачущего от радости так, как плакал Абу Бакр тогда. Потом он сказал: «О Пророк Аллаха! Этих двух верблюдиц я подготовил заранее для этого». Они наняли Абдаллаха ибн Арката, человека из рода Бану ад-Дайл ибн Бакр. Его мать была женщиной из Бану Сахм ибн Амр. Он был язычником. Наняли его, чтобы указывал им дорогу. Отправили своих верблюдиц к нему, чтобы они находились у него. Он держал их до наступления срока.
Как мне рассказывали, об уходе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) никто не знал, кроме Алия ибн Абу Талиба, Абу Бакра ас-Сиддик и семьи Абу Бакра. Как мне рассказали, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сообщил Алию о своем уходе, велел ему остаться в Мекке после него, чтобы он раздал людям вещи, которые они хранили у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Если кто-нибудь в Мекке боялся за какую-нибудь свою вещь, то непременно отдавал Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) на хранение, поскольку он был известен своей честностью и надежностью.
Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) решил уехать, он пришел к Абу Бакру ибн Абу Кухафе, и они вдвоем вышли через заднюю дверь дома Абу Бакра, потом направились в пещеру в Саур Джабале, в низовье Мекки. Абу Бакр велел своему сыну Абдаллаху ибн Абу Бакру послушать, что будут говорить люди про них днем, а когда наступит вечер, прийти к ним и рассказать обо всем, что произошло в этот день. Он велел Амиру ибн Фахиру, своему вольноотпущеннику, пасти его овец днем, потом привести их к ним в пещеру, когда наступит вечер. Асма, дочь Абу Бакра, приносила им необходимую пищу, когда наступал вечер».
Ибн Хишам сказал: «Рассказали мне некоторые знатоки преданий, что аль-Хасан ибн Абу аль-Хасан аль-Басри сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и Абу Бакр пришли в пещеру ночью. Абу Бакр вошел и проверил, нет ли в пещере зверя или змеи, рискуя собой ради Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)».
Ибн Исхак сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пробыл в пещере три дня. Вместе с ним был Абу Бакр. Курайшиты, когда потеряли Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), обещали дать сто верблюдиц тому, кто вернет его им. Абдаллах ибн Абу Бакр днем бывал вместе с курайшитами, слушал, что они замышляют против Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), что говорят по поводу Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и Абу Бакра. Потом, когда наступал вечер, он приходил к ним и сообщал обо всем. Амир ибн Фахира, вольноотпущенник Абу Бакра, пас овец на пастбище жителей Мекки. С наступлением вечера он пускал к ним овец Абу Бакра, и они доили их и резали. Когда Абдаллах ибн Абу Бакр возвращался от них в Мекку, за ним следовал Амир ибн Фахира с овцами, чтобы замести следы. Когда прошли три дня и люди успокоились по поводу их исчезновения, к ним пришел их приятель, которого они наняли, с их верблю¬дицами и со своим верблюдом. Асима, дочь Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, принесла им узелок с провизией на дорогу, но забыла сделать завязку с петлей у узелка. Когда они сели на верблюдов, она стала привязывать узелок с провизией, и тут оказалось, что завязки нет. Тогда она сняла с себя пояс и сделала из него завязку, потом привязала узелок. Асму, дочь Абу Бакра, называли поэтому «зат ан-Нитак», т. е. «с поясом».
Ибн Хишам сказал: «Я слышал, как несколько знатоков говорили: «Зат ан-Нитакайни», т. е. «с двумя поясами», объясняется тем, что она, когда хо¬тела привязать узелок с провизией, разорвала свой пояс на две части: одной привязала бурдюк, другой подпоясалась».
Ибн Исхак сказал: «Когда Абу Бакр повел к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) двух верблюдиц, предложил ему лучшую из них. Потом сказал: «Садись верхом!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я не сяду на чужую верблюдицу». Тогда Абу Бакр сказал: «Она для тебя, о Посланник Аллаха!» Сказал: «Нет. Какую цену ты заплатил за нее?» Ответил: «Так-то и так-то». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я возьму ее за эту же цену». Абу Бакр сказал: «Она — твоя, о Посланник Аллаха». И тогда они сели верхом и отправились. Абу Бакр ас-Сиддик посадил позади себя Амира ибн Фахиру, своего вольноотпущенника, чтобы он прислуживал им в пути.
Мне рассказали со слов Асмы, дочери Абу Бакра, что она рассказывала: «Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и Абу Бакр уехали, к нам пришла группа курайшитов. Среди них был Абу Джахль ибн Хишам. Они встали в дверях Абу Бакра. Я вышла к ним. Они сказали: «Где твой отец, о дочь Абу Бакра?» Я ответила: «Не знаю, ей-богу, где мой отец». Далее она рассказала: «Тогда Абу Джахль, да проклянет его Аллах, поднял руку — он был груб, отвратителен, ударил меня по щеке и сорвал серьгу. Потом они ушли. Мы провели три ночи, не зная, куда направился Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), пока не пришел мужчина из джиннов из низовья Мекки, распевая стихи из песенной поэзии арабов. Люди следовали за ним, слышали его голос, но не видели его. Он ушел через верховье Мекки, произнося стихи:
«Аллах — Господь людей — вознаградил лучшим образом Двух друзей, которые останавливались в палатке Умм Мабада. Они остановились в пустыне, потом пошли дальше. И счастлив тот, кто стал спутником Мухаммада!»
Ибн Исхак передал: «Дочь Абу Бакра рассказывала: «Когда мы услышали его слова, узнали, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) направился в Медину. Их было четверо: Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах; Амир ибн Фахира, вольноотпущенник Абу Бакра; Абдаллах ибн Аркат, их проводник».
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Яхья ибн Убад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр, что ему рассказал его отец со слов своей бабушки Асмы — дочери Абу Бакра. Она рассказывала: «Когда ушел Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), вместе с ним ушел и Абу Бакр, взяв с собой все свои деньги: пять тысяч дирхамов или шесть тысяч. К нам вошел мой дед Абу Кухафа, который был слепым. Он сказал: «Я думаю, что он сильно огорчил вас, унося с собой свои деньги». Я сказала: «Нет, о батюшка! Он оставил нам много денег». Я собрала камни, сложила их в то место в доме, где отец хранил свое богатство. Потом накрыла их одеждой. Взяла его за руку и сказала: «О батюшка! Клади руку на эти деньги». Он коснулся их своей рукой и сказал: «Немало. Если он оставил вам это, то поступил хорошо. Этого вам достаточно». Однако он, ей-богу, нам ничего не оставил. Я просто хотела успокоить старика».
Мне рассказал аз-Зухри, что Абд ар-Рахман ибн Малик рассказал ему со слов отца своего, передавшего ему рассказ своего дяди Сураки ибн Малика ибн Джушума. Последний говорил: «Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) уехал из Мекки, чтобы переселиться в Медину, курайшиты назначили за него сто верблюдиц тому, кто вернет его им. И вот я сижу в месте собраний моего рода. Тут подходит к нам один из нашего рода и говорит: «Ей-богу, я видел трех верховых, которые проехали мимо меня только что. Я думаю, что это были Мухаммад и его приятели». Я подмигнул ему глазом, чтобы замолк, потом сказал: «Это люди из такого-то рода, они ищут своих заблудившихся верблюдов». Он сказал: «Может быть». Потом умолк. Я еще немножко посидел, потом встал и
вошел в свой дом. Велел привести мне коня, который был спутан в середине долины; велел принести оружие, которое было вынесено из задней части комнаты. Потом я взял стрелы, на которых обычно гадаю, надел на себя кольчугу и оружие, вынул стрелы и стал гадать. Вышла стрела, которая указывала на то, чтобы не повредить ему, а ее я не хотел. Но я решил поступить вопреки этому: вернуть его курайшитам и взять сто верблюдиц. Я поехал по его следу. Когда мой конь стал скакать, он споткнулся, и я упал с него. Я сказал: «Что это?» Потом вынул гадательные стрелы и погадал. Вышла стрела, которая указывала на то, чтобы не повредить ему. Я отказался подчиниться и решил непременно преследовать его. Поехал по его следу. Когда мой конь стал скакать, он споткнулся, и я упал с него. Я сказал: «Что это?» Потом вынул свои стрелы и погадал по ним. Вышла стрела, указавшая на то, чтобы не повредить ему. Я отказался подчиниться и решил непременно преследовать его. Поехал по его следу. Когда мне показались люди и я их увидел, мой конь споткнулся и его передние ноги ушли в землю. Я упал с него. Потом конь вытащил свои передние ноги из земли, а за ними следовал дым, подобно смерчу. Когда я это увидел, понял, что он от меня защищен и что он победил. Тогда я обратился к ним и сказал: «Я — Сурака ибн Джушум. Подождите меня, я хочу поговорить с вами. Ей-богу, я не причиню вам никакой неприятности». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Абу Бакру: «Спроси его, что он хочет от нас!» Абу Бакр задал мне такой вопрос. Я ответил: «Напиши мне письмо, чтобы оно было знамением между тобой и мной». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Напиши ему, о Абу Бакр». Он написал мне письмо на кости, или на куске материи, или на осколке глиняной посуды, потом кинул его мне. Я схватил его и положил в свой колчан. Потом я вернулся и молчал, не говорил ничего о том, что произошло. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) завоевал Мекку, покончил с Хунайн и ат-Таифом, я вышел, взяв с собой то письмо, чтобы встретиться с Пророком 9салляллаху аляйхи ва саллям). Я встретил его в аль-Джиране. Пришел в конный отряд ансаров. Они начали колоть меня копьями и приговаривать: «Вот тебе! Вот тебе! Что ты хочешь?» Я приблизился к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), который сидел на верблюдице. Я смотрел на его ногу в стремени, и она показалась мне такой беленькой и чистенькой, как мякоть пальмы. Я поднял руку с письмом и сказал: «О Посланник Аллаха! Это твое письмо мне. Я — Сурака ибн Джушум». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «День верности и доброты. Подойди!» Я подошел к нему и принял ислам. Потом вспомнил я, что хотел Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) о чем-то спросить, но никак не смог вспомнить. Я сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Заблудившиеся верблюды приходят к моим водоемам, которые я наполнил для моих верблюдов. Полагается ли мне награда за то, что я их пою?» Он ответил: «Да, каждому, кто напоил жаждущее животное, полагается награда». Потом вернулся к своему роду и выделил для Пророка садака.
Когда проводник Абдаллах ибн Аркат вышел вместе с ними, повел их через низ Мекки, потом по ас-Сахилю (пока не пересек дорогу) в нижней части Усфана. Потом поехал вместе с ними по низовью Амаджа, потом пересек вместе с ними дорогу, после того как проехал Кудайду. Затем ушел оттуда и направился к аль-Харрару, проехал по повороту аль-Мара, потом по Ликфе, проехал мимо водоема Ликфы и т. д., пока они не доехали до аль-Фаджи.
Ибн Хишам сказал: «Потом проводник спустился с ними в аль-Арадж. Их верблюды уже устали и ехали медленно. Тогда один человек по имени Аус ибн Хаджар из рода Аслам посадил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) на своего верблюда по имени ибн ар-Рида и отправил в Медину. Вместе с ним послал своего слугу по имени Масуд ибн Хунайда. Потом проводник повел их из аль-Араджа, прошел через проход аль-Аир справа от Рукубы, спустился в низину Риам, привел их в Кубу к Бану Амр ибн Ауф в двенадцатую ночь месяца рабиа аль-авваль в понедельник, когда день приблизился к полудню и солнце было почти в зените.
Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Абд ар-Рахмана ибн Увайма ибн Саиды, который говорил: «Мне рассказали мужчины из моего рода из числа сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Они говорили: «Когда мы услышали об уходе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) из Мекки, стали ждать его приезда. Когда мы выходили молиться за нашими домами утром, высматривали Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). И, ей-богу, мы оставались там, пока солнце не заставляло нас искать убежища. Если мы не находили тени, то заходили в дом. Это были жаркие дни. В тот день, когда пришел Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), мы сидели как обычно. Когда исчезли тени, вошли в наши дома. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пришел, когда мы вошли в дома. Первым его увидел один еврей. Он видел, что мы делали, ожидая прихода Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) к нам, и крикнул во весь голос: «О дети Кайлы! Вот ваш дед, он пришел». Мы вышли к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), а он был в тени пальмы. Вместе с ним был Абу Бакр, в таком же возрасте. Большинство из нас раньше не видели Пророка 9салляллаху аляйхи ва саллям). Вокруг него собралась толпа, и люди не отличали его от Абу Бакра. Когда тень ушла от Пророка, Абу Бакр встал и укрыл его своим плащом. Вот тогда мы и узнали его».
Как рассказывают, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поселился у Кульсум ибн Хадам из Бану Амр ибн Ауф, потом у одного из рода Бану Убейда. Говорят также, что он поселился у Саида ибн Хайсамы. Тот, кто говорит, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) остановился у Кульсум ибн Хадам, рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) выходил из дома Кульсума ибн Хадама, сиживал с людьми в доме Сааджа ибн Хайсамы, потому что он был холост и без семьи. Это был дом холостых сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) из числа мухаджиров. Кто был там, про него говорили: «Он поселился у Саида ибн Хайсамы». Про дом Саида ибн Хайсамы говорили «Дом холостых». Аллах знает, что из этого было. Все это мы услышали. Абу Бакр ас-Сиддик остановился у Хабиба ибн Исафа из рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж в ас-Сунхе. Рассказывают, что его дом был в квартале Хариджи ибн Зайда ибн Абу Зухайра из рода Бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж. Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, пробыл в Мекке три дня и ночи, пока не раздал людям все, что хранилось у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Когда закончил с этим, присоединился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и поселился вместе с ним у Кульсума ибн Хадама».
Ибн Исхак сказал: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пробыл в Кубе у Бану Амр ибн Ауф в понедельник, вторник, среду, четверг, обосновал свою мечеть. Потом по велению Аллаха он ушел от них в пятницу. Люди из рода Бану Амр ибн Ауф утверждают, что он пробыл у них дольше. Аллах знает, что из этого было».