19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ХАДИСЫ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (саллаллаху аляйхи ва саллям) О БИТВЕ ПРИ УХУДЕ

Ибн Исхак передал: рассказал мне Исмаил ибн Умаййа со слов Абу аз-Зубайра, со слов ибн Аббаса, который говорил, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал следующее: «Когда погибли ваши братья в Ухуде, Аллах поместил их души во внутренность зеленых птиц, которые прилетают к ручейкам рая, едят его плоды, устраиваются на фонарях из золота в тени навеса. Обнаружив, что у них прекрасные питье и еда, хорошее место отдыха, они скажут: «О, если бы наши братья знали, как поступил с нами Аллах, то они не отказывались бы от участия в джихаде — священной войне — и не уклонялись бы от участия в войне!» Аллах им говорит: «Я им сообщу о вас». Аллах ниспослал своему посланнику следующие аяты из суры «Аль Имран»: «Не считайте тех, которые были убиты на пути Аллаха, мертвыми…» (3:169).

Рассказал мне аль-Харис ибн аль-Фадиль со слов Махмуда ибн Лабада аль-Ансари, со слов ибн Аббаса, который говорил, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Погибшие за дело Аллаха у сияющей реки возле дверей рая в зеленой башне; им выносят пищу из рая утром и вечером».

Рассказал мне один человек со слов Абдаллаха ибн Масуда, которого спросили об этих аятах: «Не считайте тех, которые были убиты на пути Аллаха, мертвыми; нет, они живы, они пред Господом своим, получили удел свой…» (3:169). Абдаллах ответил: «Мы также спросили о них, и тогда нам было сказано, что «когда ваши братья погибли в Ухуде, Аллах поместил их души во внутренность зеленых птиц, прилетающих к ручейкам рая, едят ее плоды, устраиваются на фонарях из золота в тени навеса. Всевышний и Всемогущественный Аллах спрашивает у них, говоря: «Рабы мои! Что вы хотите? Я все вам обеспечу!» Они говорят: «О Господь наш! Невозможно желать большего, чем рай, который ты нам даровал, — мы едим там, как хотим». Потом Аллах осведомляется у них и спрашивает: «Рабы мои! Что вы хотите? Я все вам обеспечу!» Они отвечают: «О Господь наш! Невозможно желать большего, чем рай, который ты нам даровал, — мы едим там, как хотим». Потом Аллах опять осведомляется у них, спрашивает: «Рабы мои! Что вы хотите? Я все вам обеспечу!» Они отвечают: «О Господь наш! Невозможно желать большего, чем рай, который ты нам даровал, — мы едим там, как хотим. Но мы хотим, чтобы наши души были возвращены в тела наши, потом мы вернемся к земной жизни, будем воевать за тебя, пока не будем убиты за тебя еще раз».

Мне рассказали некоторые наши друзья со слов Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Акила, который говорил: «Я слышал, как Джабир ибн Абдаллах рассказывал, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) его спросил: «Хочешь, я тебе сообщу радостную весть, Джабир?» Я ответил: «Да, Пророк Аллаха». Он тогда сказал: «Твоего отца, убитого в Ухуде, Аллах, всемогущий и великий, оживил и потом спросил его: «О Абдаллах ибн Амр, что мне сделать для тебя?» А он ответил: «О Господь! Я хочу, чтобы ты вернул меня к жизни, и я буду воевать за тебя и второй раз буду убит».

Мне рассказал Амр ибн Убайд со слов аль-Хасана, который говорит, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал следующее: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, нет ни одного верующего, который хотел бы после своей смерти вернуться хотя бы на некоторое время в этот мир, даже если ему дадут все, что в нем есть, кроме погибшего в священной войне, который хочет вернуться в этот мир для того, чтобы воевать на пути Аллаха и быть убитым снова».

Потом Всевышний сказал: «Тем, которые покорились Аллаху и Его посланнику после понесенного ими поражения, которые делали добро и боялись Бога, предстоит великая награда. Тем, которым говорили люди: «Вот, люди собрались против вас, бойтесь их! — Но это только увеличило веру в них, и они говорили: «Достаточно нам Аллаха, Он — прекрасный доверенный!» (3:172—173)

Люди, говорившие эти слова, — это группа людей из рода Абд аль-Кайс. После того, как к ним обратился Абу Суфьян, они сказали, что Абу Суфьян и находящиеся вместе с ним люди возвращаются, чтобы напасть на них.

Всевышний говорит: «И они вернулись с милостью от Аллаха и щедростью, их не постигло зло, и последовали они за благоволением Аллаха. Поистине, Аллах — обладатель великой милости! Это только Шайтан делает страшными своих близких. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!

Пусть не печалят тебя те, которые устремляются к неверию: ведь они ни в чем не повредят Аллаху. Аллах не желает дать им счастливую долю в будущей жизни: там для них великое мучение. Действительно, те, которые купили неверие за веру, не повредят Аллаху ни чем, а им грозит лютое мучение. Пусть не думают неверные, что мы продлеваем им жизнь во благо для них самих. Мы продлеваем им жизнь только для того, чтобы они погрязли в грехе, и для них — наказание унизительное! Нет, Аллах не оставит верующих в том состоянии, в каком они ныне пребывают, так чтобы не отделить порочных людей от добродетельных. Аллах не откроет вам тайн; но для этого он избирает из своих посланников тех, кого хочет. Веруйте в Аллаха и Его посланников, а если уверуете и будете бояться, то вам — великая награда!» (3:174—179).

 

Число погибших мусульман в битве при Ухуде

В битве при Ухуде из числа участвовавших в сражении вместе с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) мухаджиров и ансаров было убито 65 человек.


Убитые язычники в битве при Ухуде

Из язычников в битве при Ухуде были убиты: Тальха Абу Тальха, егс убил Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах; Абу Саад ибн Абу Тальха, его убил Саад ибн Абу Ваккас; Амр ибн Абдаллах ибн Умайр ибн Вахб, его прозвище — Абу Азза, его убил Посланник Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям), заключив в темницу; Убайй ибн Халаф ибн Вахб ибн Хузафа ибн Джумах, его убил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) своей рукой. Число всех убитых язычников в битве при горе Ухуд составляет 22 человека.


Стихи о битве при горе Ухуд

Ибн Исхак передает стихи, сочиненные в честь битвы при горе Ухуд, в том числе касиду Кааба ибн Малика, которая начинается словами: «Разве не узнал Гассан…» В этой касиде, в частности, говорится:

«Борцы наши за основу нашу:

Каждый отряд сверкает острыми копьями…»

Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил: «А нельзя ли говорить: «Борцы наши за религию нашу»? Кааб ответил, что можно. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Это будет лучше». Тогда Кааб стал ховорить в касиде: «Борцы наши за религию нашу»

 

Схватка при ар-Раджиа в третьем году хиджры

Нам рассказал Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам, который говорил, что ему рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухамма-да ибн Исхака аль-Мутталиби. Ибн Исхак говорил: «Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада: «К Посланнику Аллаха после битвы при Ухуде пришла группа людей из родов Адала и аль-Кара».

Ибн Исхак рассказывал: «Они сказали: «О Посланник Аллаха! Среди нас распространен ислам. Пошли вместе с нами группу своих сподвижников, чтобы обучили нас религии, читали нам Коран, обучали нас совершать обряды ислама!» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал вместе с ними шесть своих сподвижников. Это: Марсад ибн Абу Марсад аль-Ганави, союзник Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба; Халид ибн аль-Букайр аль-Лайси, союзник Бану Адий ибн Кааб; Асим ибн Сабит из рода Бану Амр ибн Ауф ибн Малик ибн аль-Аус; Ху-байб ибн Адий из рода Бану Джахджи ибн Кульфа; Зайд ибн ад-Дасинна из рода Бану Байада ибн Амр и Абдаллах ибн Тарик, союзник Бану Зафар. Главным над этой группой Пророк назначил Марсада ибн Абу Марсада аль-Ганави. Они отправились с ними вместе. Когда они находились в ар-Раджиа, районе водного источника племени Хузайль в направлении Хиджаза в середине аль-Хадиа (название места между Асафаном и Меккой), с ними поступили коварно. Против них натравили племя Хузайль и на них было совершено нападение внезапно вооруженных мечами людей. Мусульмане вынули мечи, чтобы сразиться с ними. Хузайлиты сказали: «Мы не хотим вас убивать. Мы хотим лишь получить за вас деньги жителей Мекки. Мы даем вам клятву и обещание, что не убьем вас!» А Марсад ибн Абу Марсад, Халид ибн аль-Букайр и Асим ибн Сабит ответили: «Ей-богу, мы никогда не примем от язычника ни обещания, ни клятвы!»

Потом люди напали на Асима и убили его. Были убиты и два его спутника. Когда Асим был убит, хузайлиты захотели взять его голову, чтобы продать ее Сулафе, дочери Саада ибн Шахида, которая дала обет после гибели двух сыновей в битве при Ухуде в том, что если ей удастся получить голову Асима, то она из его черепа выпьет вина. Труп Асима окружил рой пчел, и когда из-за пчел стало невозможным приблизиться к трупу Асима, хузайлиты решили оставить его до вечера и взять его голову, когда улетит рой пчел. Но Аллах послал паводок, который унес тело Асима. Асим при жизни клялся, что его не коснется язычник, и он сам никогда не прикоснется к язычнику, чтобы не быть оскверненным.

А что касается Зайда ибн ад-Дасинны, Хубайба ибн Адия и Абдаллаха ибн Тарика, то они проявили малодушие, слабость и предпочли жизнь. Они сдались, и были пленены. Потом их увезли в Мекку, чтобы продать их там. Когда они находились в аз-Захране, Абдаллах ибн Тарик освободил свою руку от веревки, которой был связан, и схватился за свой меч. Люди поздно заметили это, стали кидать в него камни и убили его. А Хубайба ибн Адия и Зайда ибн ад-Дасинну привели в Мекку.

Ибн Хишам передает, что их продали курайшитам в обмен на двух хузайлитов, находящихся в плену в Мекке.

Ибн Исхак передает, что Хубайбу купил Худжайр ибн Абу Ихаб ат-Тамими, союзник Бану Науфаль для Утбы ибн аль-Хариса ибн Амира ибн На-уфаля — а Абу Ихаб был братом аль-Хариса ибн Амира по матери, — чтобы убить его за своего отца.

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что ему передали рассказ Мавии, вольноотпущенницы Худжайра ибн Абу Ихаба, которая уже тогда была мусульманкой. Она рассказывала: «Хубайб был у меня, содержался в заключении в моем доме. Однажды я посмотрела на него и увидела: он держал у руке кисть винограда размером с голову человека и ел виноградины из нее. Я не знаю, откуда у него такой виноград, когда не было вокруг никакого винограда!»

Мне рассказали Асим ибн Омар ибн Катада и Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что она рассказывала следующее: «Когда наступило время его убийства, он мне сказал: «Пришли мне железку, чтобы побриться и очиститься перед убийством!» Я дала мальчику бритву и велела отнести ее в дом находящемуся там человеку. Ей-богу, как только мальчик ушел к нему, я спохватилась и стала говорить: «Что я сделала? Этот мужчина очень озлоблен и может убить этого мальчика в отместку!» Когда мальчик принес бритву, Хубайб взял ее и сказал: «Клянусь твоей жизнью, твоя мать не боялась моего вероломства, когда послала тебя с этой железкой ко мне». Потом отпустил его.

Асим рассказывал: «Потом повели Хубайба и привели к месту под названием ат-Таним, чтобы казнить его. Он попросил их дать ему возможность совершить Намаз (два раката). Они разрешили. Тогда он совершил два раката намаза наилучшим образом и, обратившись к людям, сказал: «Ей-богу, вы не думайте, что я так долго молился, боясь убийства, — тогда я бы увеличил число своих Намазов». Асим говорил, что Хубайб ибн Адий был первым, кто ввел в практику мусульман совершение двух ракатов намаза перед убийством. Потом его подняли на дерево, и, когда привязали, он сказал: «О Боже! Мы осуществили миссию твоего Посланника! Сообщи ему, как с нами поступили!» Потом продолжил: «О Боже! Пересчитай их и убей их всех. Не оставляй из них никого!» Потом они убили его. Муавия ибн Абу Суфьян говорил: «Я присутствовал там вместе со своим отцом Абу Суфьяном. Отец бросил меня на землю, что я не слышал призыва Хубайбы. Люди говорили, что если к кому-то обратились с призывом к исламу, то он должен ложиться на бок, и тогда призыв его не коснется.

Ибн Хишам говорит, что Хубайб находился у них в плену, пока не кончились запретные месяцы, потом они убили его.

Ибн Исхак сказал: «А Зайда ибн ад-Дасинну купил Сафван ибн Умаййа, чтобы убить его за своего отца Умаййу ибн Халафа. Сафван ибн Умаййа послал его в сопровождении своего раба по имени Настас в ат-Таним. Они вывели его из Мекки, чтобы убить. Собралась группа людей из курайшитов, в том числе и Абу Суфьян ибн Харб. Когда Зайда привели, чтобы убить, Абу Суфьян обратился к нему словами: «Я обращаюсь к тебе, о Зайд! Хочешь, чтобы здесь сейчас на твоем месте был Мухаммад и мы ему отрубили голову, а ты вернешься к своей семье?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы Мухаммада, там, где он сейчас находится, уколол хоть один шип больно, пока я буду сидеть вместе со своей семьей». Абу Суфьян говорит: «Я не видел людей, которые любили бы кого-нибудь, как любят Мухаммеда его приятели». Потом Настас убил Хубайба.

Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) оставался в Медине остаток месяца шавваль, месяцы зу-ль-каада, зу-ль-хиджа и мухаррам. Паломничество в тот раз возглавили язычники.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *