04.10.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДЕЛО КУЗМАНА

Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада. Он говорил: «Среди нас был человек пришлый, никто не знал, из каких он. Его звали Кузман. Когда о нем упоминали, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил: «Он — житель ада». Когда началась битва при Ухуде, он сражался так ожесточенно, что убил восемь или семь язычников. Он был сильным человеком. Раны его свалили. Его пронесли в дом Бану Зафр. Мусульмане стали говорить ему: «Ей-богу, ты сегодня храбро сражался, о Кузман! Радуйся!» А он ответил: «Чему мне радоваться? Ей-богу, я воевал лишь, чтобы защитить честь своих товарищей. Если бы не это, то я не стал бы воевать». Когда усилились боли от ран, он вытащил стрелу из колчана и убил себя этой стрелой.

 

Смерть Мухайрика

В числе убитых в битве при Ухуде был Мухайрик. Он был из рода Бану Саалаба ибн аль-Фитяун. В день битвы при Ухуде он сказал: «О иудеи! Вы должны помочь Мухаммаду!» Они ответили: «Ведь сегодня — суббота». Он произнес: «Нет у вас никакой субботы!» Взял меч, свои боевые доспехи и сказал: «Если меня убьют, то мое имущество — Мухаммаду, пусть делает с ним, что хочет!» Отправился к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям)и сражался вместе с ним, пока не был убит. Как мне передали, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)сказал: «Мухайрик — лучший из евреев».

 

Дело аль-Хариса ибн Сувейда

Аль-Харис ибн Сувайд был лицемером. В день битвы при Ухуде он выступил вместе с мусульманами. Когда началась битва, он напал на аль-Муджаззира ибн Зийада аль-Балавия и Кайса ибн Зайда и убил обоих. Потом в Мекке примкнул к курайшитам. Как рассказывают, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)приказал Омару ибн аль-Хаттабу убить его, если победит его. Но он ускользнул, был в Мекке. Потом обратился к своему брату аль-Джуласу ибн Сувайду, прося прощения, чтобы вернуться к своим. Всевышний Аллах, как дошло до меня от Ибн Аббаса, о нем сказал следующее: «Как может Аллах наставлять на путь праведный тех людей, которые стали неверными уже после того, как уверовали, засвидетельствовали, что Посланник — истинный, и после того, как они получили ясные ответы. Аллах не наставляет на путь истинный людей несправедливых» (3:86) и до конца рассказа.Ибн Хишам говорил: «Рассказал мне заслуживающий доверия человек из числа знатоков хадисов, что аль-Харис ибн Сувайд убил аль-Муджаззира ибн Зайада, но Кайса ибн Зайда не убивал. Об этом свидетельствует то, что Ибн Исхак не упоминает его среди убитых. Он убил аль-Муджаззира потому, что аль-Муджаззир ибн Зийад убил его отца Сувайда во время одной из войн между племенами аль-Аус и аль-Хазрадж.Когда Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) находился среди группы своих сподвижников, аль-Харис ибн Сувайд вышел за пределы стен Медины. Он был одет в одежду красного цвета. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) приказал Осману ибн Аффану покончить с ним, и Осман отрубил ему голову. Говорят также, что это сделал один из ансаров.
Ибн Исхак передает: «Мне рассказал аль-Хусайн ибн Абд ар-Рахман со слов Абу Суфьяна, вольноотпущенника ибн Абу Ахмада, со слов Абу Хурайры, который говорил: «Мне рассказали о человеке, вошедшем в рай, но никогда не совершившем молитву. Люди не знали об этом и спрашивали, кто он. Он говорил: «Усайрим из рода Бану Абд аль-Ашхаль». Аль-Хусайн сказал: «Я спросил Махмуда ибн Асада: «Как было дело Усайрима?» Он рассказал следующее: «Он не разрешал своим родственникам принять ислам. Когда настал день выступления Посланника Аллаха в Ухуд, он решился и принял ислам, потом взял свой меч и вбежал в самую гущу людей. Сражался, пока не упал раненым. И вот люди из рода Абд аль-Ашхаль стали разыскивать своих убитых в бою и натолкнулись на него. Они сказали: «Ей-богу, ведь это Усайрим! Как он здесь оказался? Мы ведь знаем, что он отрицает ислам». Спросили его: «Что тебя привело, о Амр? Желание поддержать свой народ или принять ислам?» Он ответил: «Желание принять ислам. Я уверовал в Аллаха, в Его Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллям)и принял ислам. Потом взял с собой свой меч и отправился вместе с Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям). Сражался и был ранен». Вскоре он скончался прямо у них на руках. О нем рассказали Пророку. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)произнес: «Он попадет в рай».

 

Смерть Амра ибн аль-Джамуха

Мне рассказал мой отец Исхак ибн Иасар со слов стариков из рода Бану Салима, что Амр ибн аль-Джамух был хромым, сильно хромал. У него было четверо сыновей, как львы, которые вместе с Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям) участвовали в боях. В день битвы при Ухуде сыновья хотели его удержать. Сказали: «Аллах тебя простит». Он пришел к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям)и сказал: «Мои сыновья хотят удержать меня от этого выступления вместе с тобой. Ей-богу, я хочу шагать со своей этой хромотой в рай». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)ответил: «Но тебя Аллах простит, ты не должен участвовать в священной войне!» А его сыновьям сказал: «Вы не должны его удерживать, может, Аллах даст ему мученичество». Амр выступил вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям)и был убит в бою при Ухуде.

 

История Хинда и издевательства над трупом Хамзы

Хинд бинт Утба, как рассказал мне Салих ибн Кайсан, и женщины, приехавшие вместе с ней, стали надругаться над телами убитых сподвижников Посланника Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям): отрезали им уши, носы. Хинд даже навесила на себя отрезанные уши и носы мужчин в виде украшений. Хинд подарила свои подвески и серьги и все украшения Вахшию, рабу Джубайра ибн Мутима. Она распорола живот Хамзы, вытащила печень, пожевала ее, но не смогла проглотить и выплюнула. Потом поднялась на высокий камень, закричала во весь голос и произнесла следующие стихи:


«Мы наказали вас за битву при Бадре!

Война за войной — все сильнее!

Тяжела для меня утрата Утбы и брата моего,

Утрата дяди и моего первенца.

Я успокоила душу свою, исполнила обет.

Ты утолил, о Вахши, жажду мести в моей груди!

Я буду благодарна Вахшию —

Пока не истлеют мои кости в могиле моей!»

Аль-Хулайс ибн Заббан из рода Бану аль-Харис, возглавлявший тогда эфиопов, проходил мимо Абу Суфьяна, который бил по челюсти Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба наконечником копья, приговаривая: «Пробуй, о непокорный!» Аль-Хулайс сказал: «О Бану Кинана! Смотрите, что делает глава курайшитов со своим двоюродным братом — уже умершим!» Абу Суфьян ответил: «Горе тебе! Не говори никому об этом! Это была недостойная ошибка!»

Потом Абу Суфьян, когда уже собрался уходить, поднялся на гору и крикнул во весь голос: «Прекрасные дела! Война переменчива. Битва за битву при Бадре. Вознесись, о Хубаль! И возвышай свою религию!» Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Встань, о Омар! Ответь ему! Скажи: «Аллах выше и могущественнее. Нельзя сравнивать наших убитых — они в раю и ваших убитых — они в аду». Когда Омар сказал это, Абу Суфьян ответил: «Иди ко мне, Омар!» Пророк Омару сказал: «Иди к нему! Посмотри, что он хочет». И Омар подошел к нему. Абу Суфьян сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, о Омар! Убили ли мы Мухаммада?» Омар ответил: «Ей-богу, нет! Он сейчас слышит твои слова!» Абу Суфьян воскликнул: «Ты для меня честнее ибн Камаа и благороднее!» (Он имел в виду слова ибн Камаа: «Я убил Мухаммада».)

Потом Абу Суфьян обратился со словами: «Над трупами ваших убитых издевались. Ей-богу, я и не одобрял, и не возмущался, не запрещал и не приказывал».

Когда Абу Суфьян уходил вместе со всеми людьми, он крикнул: «Место встречи с вами — Бадр, в следующем году!» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) одного из своих сподвижников попросил: «Ответь: «Согласен — у нас с тобой назначена встреча».

Потом Посланник Аллаха отправил Алия ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, с напутствием: «Иди по следам людей и посмотри, что делают и куда направляются. Если они отставили в сторону лошадей и садятся верхом на верблюдов, то это значит, что они отправляются в Мекку. Если сели верхом на лошадей и повели верблюдов, то они направляются в Медину. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, если они направляются в Медину, то я выступлю против них в Медине и буду биться!» Али сказал: «И вот я отправился по их следам, наблюдая за тем, что они делают. Они отставили лошадей, сели на верблюдов и направились в Мекку».

Люди разобрались с убитыми. Как мне говорил Мухаммад ибн Абдаллах из рода Бану ан-Наджар, тогда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто посмотрит для меня, что стало с Саадом ибн ар-Рабиа: среди живых он или среди мертвых?» Один из ансаров ответил: «Я посмотрю для тебя, о Посланник Аллаха, что стало с Саадом». Он стал искать его и нашел раненным среди убитых, еле живого. Сказал ему: «Пророк велел мне найти тебя среди живых или среди убитых». Саад ответил: «Я среди убитых. Передай от меня приветствие Посланнику Аллаха! Скажи ему, что Саад ибн ар-Рабиа передает ему следующие слова: «Да воздаст тебе Аллах за нас самую лучшую награду, которую когда-либо получил Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)за свой народ. А своим людям передай от меня приветствие и скажи, что Саад ибн ар-Рабиа говорит им следующее: «Нет прощения вам от Аллаха, если не убережете вашего Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям), пока вы живы!» Я не успел уйти, как он умер. Ансар рассказывал: «Я пришел к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям)и рассказал ему о Сааде».

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) пошел, как мне рассказывали, искать Хамзу ибн Абд аль-Мутталиба. Он нашел его в середине долины: у него был распорот живот и была вынута печень. Над его трупом глумились: были отрезаны нос и уши. Мне рассказывал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр, что Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям), увидев все это, сказал: «Если бы не печаль Сафии и если бы не опасение, что после меня это войдет в обычай, то я бы бросил его, чтобы стал добычей зверей и пищей для птиц. Если Аллах даст мне победу над курайшитами в каком-нибудь месте, то я обязательно буду глумиться над тридцатью мужчин из них».

Когда мусульмане увидели горе и гнев Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) из-за того, что сотворили с трупом его дяди, сказали: «Ей-богу, если Аллах даст нам победу когда-нибудь над ними, то мы совершим такое глумление над ними, какое не совершал еще никто из арабов».

Ибн Хишам передает: «Когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) встал над трупом Хамзы, сказал: «Я никогда не потеряю такого, как ты! Я никогда не был зол, как сейчас!» Затем продолжил: «Ко мне явился Джабраиль и сообщил, что Хамза вписан в число обитателей Семи небес — Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, Лев Аллаха и Лев Его посланника». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям), Хамза и Абу Сальма ибн Абд аль-Асад были молочными братьями. Их вскормила рабыня Абу Лахаба.

Ибн Исхак передал: «Мне рассказал Бурайда ибн Суфьян ибн Фарва аль-Аслами со слов Мухамада ибн Кааба аль-Курази, а также мне передали рассказ ибн Аббаса, что Аллах по поводу этих слов Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)и его сподвижников ниспослал следующие аяты Корана: «Если вы будете наказывать, то наказывайте таким же образом, как вы были наказаны! А если стерпите, то это будет вестью для терпеливых. Так ты стерпи, и твое терпение будет поддерживаться в тебе только Аллахом. Не скорби за них, и пусть не смущает тебя то, на что они ухищряются». (16:126).

Мне рассказал Хумайд ат-Тавиль со слов аль-Хасана, со слов Самуры ибн Джундуба, который говорил: «Пророк никогда не был в таком положении, и я ушел от него, когда велел нам раздать подаяние и запретил глумиться над мертвыми».

Мне передал один человек рассказ Миксама, раба Абдаллаха ибн аль-Хариса со слов ибн Аббаса, который говорил: «По велению Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)останки Хамзы были покрыты плащом, потом Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил над ним молитву, произнес семь раз прославление Аллаху. После этого к Хамзе стали подкладывать тела убитых. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)совершил над ними и над ним — над всеми вместе — молитву. Он совершил над ним семьдесят две молитвы».

Как мне рассказывали, Сафия бинт Абд аль-Мутталиб пришла, чтобы посмотреть на Хамзу. Он был братом ее по отцу и матери. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)ее сыну аз-Зубайру ибн аль-Авваму сказал: «Верни ее назад! Пусть не увидит, что стало с братом!» Аз-Зубайр обратился к ней: «О мама! Посланник Аллаха велит тебе вернуться». Она ответила: «А почему? Мне уже говорили, что над моим братом глумились. Это было угодно Аллаху. Поэтому мы должны стерпеть. С позволения Аллаха я стерплю в ожидании награды от Аллаха».

Когда Аз-Зубайр пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)и сообщил ему об этом, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Пусть идет!» Она подошла и посмотрела на него, помолилась над ним и произнесла: «Все мы под властью Аллаха и к Нему вернемся! Прости его Аллах!» Потом по велению Посланника Аллаха тело Хамзы было похоронено.

Мне рассказывали, что над телом Абдаллаха ибн Джахша, который был женат на Умайме бинт Абд аль-Мутталиб, а Хамза приходился ему дядей со стороны матери, надругались так же, как и над телом Хамзы, только не вынули у него печень. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)похоронил его вместе с Хамзой в одной могиле. Об этом я услышал только от членов его семьи.

Некоторые мусульмане понесли своих убитых в Медину и там похоронили. Потом Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) запретил делать это, сказав: «Похороните их там, где они пали».

Мне рассказал Мухаммад ибн Муслим аз-Зухри со слов Абдаллаха ибн Саалаба ибн Суайра аль-Узри, союзника Бану Зухра, что Посланник Аллаха, возглавляя церемонию погребения убитых в битве при Ухуде, сказал: «Я свидетель над ними. Каждый раненый на пути Аллаха будет воскресен в Судный день, и его рана будет кровоточить: цвет ее — цвет крови, запах ее — запах мускуса. Посмотрите: кто из них больше знал Коран, и поставьте его впереди других!». В одной могиле хоронили по два-три человека.

Мне рассказал мой отец Исхак ибн Иасар со слов стариков Бану Салимы, что Пророк, когда велел похоронить убитых, сказал: «Поглядите, там Амра ибн аль-Джамуха и Абдаллаха ибн Амра ибн Харама! Они в жизни любили друг друга — положите их в одну могилу!»

Потом Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) отправился в Медину. Его встретила Хамна бинт Джахш, как мне рассказывали. Когда она встретила людей, ей сообщили о смерти брата Абдаллаха ибн Джахша. Она произнесла слова: «Все мы под властью Аллаха и к нему вернемся! Прости его Аллах!» Потом ей сообщили о смерти дяди Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. Она также произнесла слова о покорности Аллаху и о прощении его. Потом ей сообщили о смерти мужа Му-сааба ибн Умайра. Тогда она закричала и запричитала. Пророк сказал: «Муж у женщины занимает особое место», когда увидел, как она сдерживалась, узнав о смерти брата и дяди, и как закричала, узнав о смерти своего мужа.

Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил мимо одного из домов ансаров из родов Абд аль-Аш-халь и Зафр и услышал плач и причитания по убитым. Глаза Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)увлажнились, и он заплакал. Потом произнес: «Но над Хамзой некому плакать». Когда Саад ибн Муаз и Усайд ибн Худайр вернулись в дом рода Абд аль-Ашхаль, они велели своим женщинам подпоясаться, пойти и оплакивать дядю Посланника Аллаха.

Мне рассказал Хаким ибн Хаким со слов некоторых мужчин рода Бану Абд аль-Ашхаль следующее: «Когда Посланник Аллаха услышал их плач по Хамзе, он вышел к ним. А женщины находились возле дверей его мечети и оплакивали Хамзу. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)произнес: «Возвращайтесь, да благословит вас Аллах! Вы дали добрый пример».

Ибн Хишам рассказывает: «В тот день он запретил оплакивать мертвых. Мне Абу Убайда говорил, что Пророк, услышав их плач, сказал: «Да благословит Аллах ансаров! Соболезнование у них, как я вижу, длится обычно долго. Скажите им, пускай уходят!»

Ибн Исхак передает: «Мне рассказал Абд аль-Вахид ибн Абу Аун со слов Исмаила ибн Мухаммада, который говорил: «Пророк проходил мимо женщины из Бану Динар. Были убиты ее муж, брат и отец в битве при Ухуде, сражаясь вместе с Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям). Когда ей сообщили об этом, она спросила: «А как обстоят дела с Посланником Аллаха?» Ей сказали, что с ним все в порядке, слава Аллаху. Она тогда попросила показать его, чтобы она сама посмотрела на него. Ей показали на Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям). Увидев его, она произнесла: «Все беды по сравнению с тобой незначительны».

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) пришел к себе домой, меч из его рук приняла его дочь Фатима. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Смой с него кровь, дочь моя! Клянусь Аллахом, он верно послужил мне сегодня!» Ей же отдал свой меч Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, говоря: «Этот тоже бери и смой с него кровь! Клянусь Аллахом, он верно послужил мне сегодня!» Посланник Аллаха произнес: «Если ты храбро сражался, то вместе с тобой храбро сражались Сахль ибн Хунайф и Абу Дуджана».

Ибн Хишам передал: «Меч Посланника Аллаха называли «Зу-ль-Фак-кар» («отсекающий хребет»)». Некоторые знатоки мне рассказывали, что ибн Абу Наджих говорил, что во время битвы при Ухуде кто-то бросил клич: «Самый острый меч — это Зу-ль-Факкар, а самый сильный юноша — это Али».

Мне рассказали некоторые знатоки, что Посланник Аллаха сказал Алию ибн Абу Талибу, да возвеличит его Аллах, следующие слова: «Язычники больше нам не нанесут такой удар — Аллах даст нам победу!»

Ибн Исхак передал: «Битва при горе Ухуд состоялась в субботу в половине шавваля. Когда наступил другой день — воскресенье, шестнадцатый день шавваля, муэдзин (призывающий на молитву) призвал людей выступить против врага. Муэдзин призывал выступить только тех людей, которые участвовали накануне в битве. Тогда к Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям) обратился Джабир ибн Аб-даллах и сказал: «О Посланник Аллаха! Мой отец оставил меня присмотреть за моими семью сестрами». Он сказал: «Сын мой! Мы не должны с тобой оставить этих женщин одних, без мужчины. А я не могу отпустить тебя на войну вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям)вместо себя. Так оставайся вместе с сестрами». Я остался вместе с ними». Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) разрешил ему, и он выступил вместе с ним. Но Посланник Аллаха выступил лишь с целью напугать врага, чтобы до них дошло, что он выступил против них, чтобы поняли, что у него есть силы и что постигшее мусульман поражение не устрашило их.

Мне рассказал Абдаллах ибн Хариджа со слов Абу ас-Саиба, раба Аиши бинт Осман, что один из сподвижников Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)из рода Бану Абд аль-Ашхаль участвовал в битве при Ухуде вместе с Пророком. Он рассказывал: «В битве при Ухуде приняли участие я и мой брат. Вернулись раненными. Когда муэдзин Посланника Аллаха призвал выступить против врага, брату сказал или он сказал мне: «Разве можем не участвовать в походе Пророка? Ей-богу, у нас нет верхового животного, чтобы сесть верхом на неге Мы оба тяжело ранены». Мы выступили вместе с Посланником Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям). Я был ранен легче, чем он. Мы шли, попеременно перетаскивая груз, пока не дошли до того места, куда пришли мусульмане.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)дошел до места под названием Хамра аль-Асад, которое расположено в восьми милях от Медины. Во главе Медины он оставил Ибн Умм Мактума, как передал ибн Хишам.

(Ибн Исхак сообщает, что Посланник Аллаха находился там в понедельник, вторник и в среду, а потом вернулся в Медину).

Как мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр, мимо Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил Маабад ибн Абу Маабад аль-Хузаи. А хузаиты скрывали, кто мусульманин, а кто язычник. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) в Тихаме посоветовал им заключить с ним договор и не скрывать от него ничего. Маабад тогда был язычником. Он сказал: «О Мухаммад! Нам тяжело видеть то, что ты потерял своих сподвижников. Мы желаем, чтобы Аллах утешил тебя!» Потом он вышел из города, когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)находился в местечке Хамра аль-Асад и встретился с Абу Суфьяном ибн Харбом и его людьми в ар-Рауха. А они собирались вернуться к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижникам. Говорили: «Мы убили самых главных его сподвижников, их знатных людей и вождей. Что же нам теперь — вернуться, прежде чем искоренить их полностью? Нападем на остальных и покончим с ними полностью». Когда Абу Суфьян увидел Маабада, спросил: «С чем пришел, о Маабад?» Ответил: «Мухаммад выступил вместе со своими сподвижниками против вас с таким количеством людей, какого я никогда не видел. Они горят желанием сразиться с вами. Вместе с ним собрались все те, кто не участвовал в вашем сражении. Они горько жалеют об утраченном. Они прямо задыхаются от гнева на вас. Я такого никогда не видел». Абу Суфьян произнес: «Горе тебе! Что ты болтаешь!» Маабад говорил: «Ей-богу, ты не успеешь отъехать, как увидишь хохолки лошадей!» Абу Суфьян сказал: «А мы, было, решили напасть на них и уничтожить оставшихся». Маабад сказал: «Я не советую тебе делать этого. Ей-богу, то, что я увидел, побудило меня сочинить стихи». Абу Суфьян спросил: «А что ты сказал стихами?» Ответил: «Следующее.


От звуков чуть не упала моя верблюдица,

Когда земля заполнилась толпами коней,

Сразил наповал благородных львов, не ленивых

При встрече и не склонных к отступлению.

И стал убегать, думая, что земля перевернется,

Когда назвали имя главы, не брошенного на произвол судьбы.

Я сказал: «Горе ибн Харбу, если с вами встретится.

И сотрясется долина под напором людей.

Я увещеваю бесстрашных, обращенных к солнцу и разумных,

От войска Прославленного, где нет неблагородного отряда,

И пусть не станет мое предупреждение лишь пустословием!»

Это удержало Абу Суфьяна и находившихся вместе с ним людей. Мимо проходил караван рода Абд аль-Кайс. Абу Суфьян их спросил: «Куда направляетесь?» Ответили: «Направляемся в Медину». Спросил: «С какой целью?» Ответили: «За продовольствием». Абу Суфьян спросил: «Не передадите ли от меня послание Мухаммаду, и загружу вас завтра в Указе изюмом за это, если согласны?» Они ответили согласием. Тогда Абу Суфьян продолжил: «Итак, вы согласны. Сообщите ему, что мы решили напасть на него и его приятелей, чтобы уничтожить оставшихся». Караван проходил мимо Посланника Аллаха, когда он находился в Хамра аль-Асад, и они передали слова Абу Суфьяна и его людей Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям). Он сказал: «Аллах нам поможет! Он — лучший покровитель!»

Ибн Хишам передал: «Нам рассказал Абу Убайда, что Абу Суфьян ибн Харб, когда ушел с поля боя при Ухуде, хотел вернуться в Медину, чтобы покончить с остальными сподвижниками Посланника Аллаха. Сафван ибн Умаййа ибн Халаф призвал их не делать этого, ибо мусульмане охвачены страшным гневом и что этот бой уже не будет похож на вчерашний, просил их вернуться. И они вернулись. Пророк, находящийся в местечке Хамра аль-Асад, когда до него дошло, что курайшиты решили вернуться, сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, они были бы раздавлены камнями, если бы пришли в город, и от них не осталось бы ничего».

Абу Убайда говорил, что Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) до возвращения в Медину захватил в пути Муавию ибн аль-Мугиру ибн Абу аль-Аса и Абу Эззата аль-Джумахи, которого он взял в плен во время битвы при Бадре и потом отпустил без выкупа. Аль-Джумахи попросил Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) снова отпустить его. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Нет, клянусь Аллахом, твоя нога не будет ступать в Мекке после этого, и ты уже не скажешь: «Я обманул Мухаммада дважды». Отруби его голову, Зубайр!» И он отрубил ему голову.

Ибн Хишам передал: «Мне передавали со слов Сайда ибн аль-Мусайй-иба, который рассказывал, что Пророк ему говорил тогда: «Верующий не должен быть ужален из одной и той же змеиной норы! Отруби ему голову, Асим ибн Сабит!» И он отрубил ему голову.

Передают также, что Зайд ибн Хариса и Аммар ибн Иасир убили Муавию ибн аль-Мугиру после Хамра аль-Асад. Он был под защитой Османа ибн Аффана, который попросил Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) предоставить ему защиту. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) гарантировал ему безопасность на срок три дня: если его найдут после этого срока, то убьют. Через три дня он взял и скрылся. Их обоих послал Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), говоря: «Вы найдете его в таком-то месте». Они нашли его и убили.

Ибн Исхак передал: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Медину, у Абдаллаха ибн Убаййи, как рассказал мне ибн Шихаб аз-Зухри, был определенный приемный день — в каждую пятницу. Он не отказался от этой почетной привилегии ни для себя, ни для людей. А он был человеком знатным в своем народе. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)садился в пятницу, чтобы прочитать людям проповедь, он вставал и говорил: «О люди! Это — Посланник Аллаха среди вас. Аллах оказал вам честь, послав его, сделал вас могущественными благодаря ему. Помогайте ему и поддерживайте его, слушайтесь его и покоряйтесь ему!» Потом садился. После событий в Ухуде, в которых он принял участие, и после возвращения в Медину Абдаллах ибн Убайй стал делать то же, что и раньше. Мусульмане схватили его за одежду и сказали: «Сядь, враг Аллаха! Ты не достоин делать этого после того, что ты натворил». Он вышел, перешагивая через людей, и говорил: «Ей-богу, как будто я сказал что-то нехорошее. Я ведь только поддерживал его дело».

У дверей ему встретился один из ансаров и спросил: «Что с тобой?» Ответил: «Я стал поддерживать его дело, но тут на меня набросились его сподвижники, стали тащить меня и ругаться, как будто бы я сказал что-то нехорошее, а не укреплял его дело».Тот сказал Абдаллаху: «Горе тебе! Вернись, чтобы Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)просил у Аллаха для тебя прощения!» Абдаллах ответил: «Клянусь Аллахом, я не желаю, чтобы он просил для меня прощения у Аллаха!»

Сражение при горе Ухуд явилось несчастьем, бедой. В нем Аллах подверг мусульман испытанию. Испытал Он также и лицемеров, кто на словах уверовал, а в душе своей скрывал свое неверие.

 

Коран о битве при Ухуде

Передает Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам со слов Зийада ибн Абдаллаха аль-Баккаи, со слов Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби. Ибн Исхак говорил:

«Относительно битвы при Ухуде Аллах ниспослал шестьдесят аятов из суры «Аль Имран» в Коране. В них содержится описание событий того дня и упрек некоторым верующим. Аллах своему пророку говорит: «Когда ты вышел из своего дома и стал выстраивать верующих, готовясь к сражению (а Аллах слышит и знает), две группы из вас решили уйти», то есть проявили малодушие. Две группы эти — Бану Салама ибн Джашм ибн аль-Хазрадж и Бану Хариса ибн ан-Набит из рода аль-Аус. Это два крыла. «И Аллах будет покровительствовать им обоим», то есть защищать их от неудачного их замысла, потому что так они поступили из-за слабости и малодушия, которые их постигли, но они не сомневались в своей религии». На Аллаха пусть уповают верующие. Аллах помог вам в Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь Аллаха, может быть, вы станете благодарными. Тогда ты сказал верующим: «Разве не достаточно того для вас, что Господь ваш дал вам три тысячи ангелов, посланных с неба? Да, если будете терпеливы и будете богобоязненны, то в то время, как они стремительно нападут на вас, вот, Господь ваш в помощь придаст вам пять тысяч ангелов, которые будут отмечены особыми знаками. Это передает вам Аллах только для того, чтобы обрадовать вас и чтобы сердца ваши успокоились. Помощь может быть только от Аллаха, сильного и мудрого, для того, чтобы отсечь члены у тел неверных, низложить их, и чтобы они вернулись, не достигнув желаемого. В этом деле ничто не зависит от власти твоей — окажет ли Он благоволение к ним или накажет их; они законопреступники. Аллах — всепрощающий и всемилосердный.

Верующие! Не занимайтесь ростовщичеством, увеличивая его размер многократно! Бойтесь Аллаха, и, может быть, будете счастливы. Бойтесь огня, который приготовлен для неверных. Повинуйтесь Аллаху и посланнику Его: может быть, будете помилованы».

«Спешите достичь прощения от Господа вашего и рая, который простирается от небес до земли: он приготовлен благочестивым, тем, которые делают пожертвования при достаточном состоянии и при бедности; которые укрощают гнев и прощают людям. Бог любит творящих добро. Тем, которые, совершив гнусное дело или сотворив зло самим себе, вспоминают об Аллахе, просят прощения грехов своих — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не будут упорствовать в совершенном, зная об этом,— вот этим воздаянием будет прощение их Господа, а также сады, по которым текут реки, и в которых они будут пребывать вечно. Какая прекрасная награда творящим это! Еще до вас совершались поучительные события: пройдите по этой земле и посмотрите, каков был конец тех, которые не верили».

«В этом — указания людям, наставление и вразумление благочестивым. Не унывайте, не печальтесь за то, что вас постигло: если вы верующие, то будьте выше неверных. Если вы и потерпели поражение, то они еще раньше потерпели такое же поражение. Такие дни мы чередуем среди людей, чтобы Аллах узнал тех, которые веруют, чтобы среди вас были исповедники, — поистине, Аллах не любит несправедливых! — и для того, чтобы Аллах испытал верующих и уничтожил неверующих. Может быть, вы думали войти в рай, прежде чем Аллах узнает тех из вас, которые готовы были сражаться, узнает терпеливых из вас?

Вы желали смерти прежде, чем она представилась: теперь вы видели ее и мо-

жете рассуждать об этом. Мухаммад только Посланник. До него тоже были посланники, которых уже нет теперь. Если он умрет или будет убит, то неужели вы обратитесь вспять? Если кто и обратится, он никакого вреда Аллаху не сделает, но Аллах наградит людей благодарных. Всякий, имеющий душу, должен умереть только по воле Аллаха, сообразно книге, в которой определен срок жизни. Кто хочет себе награды в этой жизни, тому Мы и дадим ее; а кто хочет себе награды в будущей жизни, ее и дадим Мы тому: Мы наградили благодарных. Сколько было пророков, с которыми вступали в битву тысячи врагов! Но они не изнемогали перед тем, что постигало их на пути Божьем, не ослабевали, не унывали: Аллах любит терпеливых. У них не было других слов, кроме следующих: «Господь наш! Прости нам грехи наши, наши отклонения от должного в деле нашего служения; утверди стопы наши, помоги нам одолеть нечестивых!» И Аллах дал им награду в этой жизни и даст великую награду — в будущей: Аллах любит творящих добро. Верующих! Если вы будете слушаться неверных, то они обратят вас в прежнее состояние, и вы возвратитесь на свою погибель. Ваш покровитель — Аллах, и Он самый лучший помощник».

«Мы посеяли страх в душах неверных. Аллах уже исполнил данное вам обещание, когда вы, по Его изволению, нанесли им поражение; а вы и после этого показали свою робость, спорили между собой об этом деле и не оказали повиновения даже после того, как Он показал вам то, что желали вы. Некоторые из вас желали настоящей жизни, а другие желали будущей жизни: Он обратил вас в бегство, чтобы испытать вас. Аллах уже иростил вас, потому что Он полон щедрот к верующим. Вот вы поднимались (в году Ухуд) и не поворачивались ни к кому, а Посланник звал вас в ваших последних отрядах. И Он воздал вам огорчением за огорчения, чтобы вы не печалились о том, что вас миновало и что вас постигло. Поистине, Аллах знает о том, что вы делаете! Потом послал Он на вас после огорчения сон для успокоения, который объял одну часть из вас; а другая часть тревожилась, имея несправедливые думы об Аллахе, — думы времен язычества: «Разве для нас есть что-нибудь из этого дела?» Скажи: «Все дело принадлежит Аллаху». Они скрывают в своих ушах то, что не обнаруживают тебе. Они говорят: «Если бы нам было что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тут». Скажи: «Если бы вы и остались в домах своих, то те, которым предписано убиение, вышли бы к местам своего падения, чтобы Аллах испытал сердца ваши, выяснить, что у вас на душе. Поистине, Аллах знает тайны сердец».

«Верующие! Не будьте, как те, кто не веровал и говорил своим братьям, когда они отправились в путь или совершали поход: «Если бы они

были с нами, то не умерли бы и не были бы убиты». Аллах делает это с ними, чтобы скорбью поразить сердца их. Аллах дает жизнь и посылает смерть. И Аллах видит то, что вы делаете! Действительно, будете ли вы убиты на пути Аллаха или умрете, вам прощение от Аллаха и милосердие — это лучше того, что вы собираете здесь. И если вы умрете или будете убиты, то, конечно, все вы будете собраны пред Аллахом. По милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы ушли от тебя. Потому, прости им и испроси у Аллаха прощение им. Советуйся с ними о делах. А когда ты решился, то положись на Аллаха, потому что Аллах любит полагающихся на Него».

«Если Аллах поможет вам, то никто не победит вас; а если Аллах не будет содействовать вам, то в этом случае кто может помочь вам? На Аллаха пусть полагаются верующие: «Не может быть, чтобы Пророк обманывал в чем-либо; кто обманет, тот явится с тем, что получил обманом, в день воскресения, в который всякой душе воздастся соразмерно тому, что она сделала, и никому не будет обиды. Разве тот, кто снискал себе благоволение Аллаха, будет как тот, кто навлек на себя негодование Аллаха? Ему жилищем будет геенна. Как скверно это прибежище! Каждый из них на своей особой степени достоинства пред Аллахом. Аллах видит дела их. Аллах явил уже свою милость верующим в том, что воздвиг среди них Посланника из них самих, который читает им знамения Его, очищает их, учит их писанию и мудрости, тогда как они до того времени были в явном заблуждении. Когда вас постигло несчастье (после того, как вы подвергли их двум подобным), зачем вам спрашивать: отчего это? Скажи им: «Оно от вас самих. Потому что Аллах всемогущ. Что постигло вас в день встречи двух войск, то было по воле Аллаха и для того, чтобы Ему знать верующих и чтобы знать лицемеров. Им было сказано: «Идите, сражайтесь на пути Аллаха, прогоните их!» Они сказали: «Если бы мы могли сражаться, мы пошли бы за вами». В этот день они были ближе к неверию, нежели к вере. Они устами своими говорили то, чего не было у них в сердце. Аллах совершенно точно знает то, что они скрывают! Тем, которые, сидя дома, говорили о своих ближних: «Если бы они послушались нас, не были бы убиты», скажи: «Отгоните от себя смерть, если вы говорите правду!» Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми, нет, они живы, они пред Господом своим, получили удел свой, утешаясь тем, что Аллах даровал им от щедрот своих; радуются о тех, которые идут по следам их; для них нет ни страха, ни печали. Они радуются благам, щедро излитым на них Аллахом, о том, что Аллах не даст погибнуть награде верующих».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий