24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (ХИДЖРА) ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ (продолжение)

Рассказал мне Нафиа со слов Абдаллаха ибн Омара, который передал рассказ Омара. Омар сказал: «Мы приговаривали: «Аллах не примет от того, кто поддался уговорам, ни исправления, ни раскаяния. Люди познали Аллаха, потом вернулись в язычество из-за испытания, которому они подверглись». Нафиа сказал: «Так они говорили про себя. Когда Посланник Аллаха (саллялаху аляйхи ва саллям) пришел в Медину, Всевышний Аллах ниспослал о них, о наших словах и об их словах про самих себя следующие аяты: «Скажи: «Рабы мои! Вы перестарались в усердии, не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи, потому что Он Всепрощающий, Всемилосердный! С раскаянием обратитесь к Господу вашему и будьте покорны Ему, прежде чем постигнет вас наказание, после чего вам уже не будет помощи. Последуйте самому лучшему из того, что было ниспослано вам от Господа вашего, прежде чем постигнет вас наказание внезапно, когда вы и не предполагаете». (39:53—55).
Омар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я написал их своей рукой в свиток и послал его Хишаму ибн аль-Асу. Хишам сказал: «Когда мне его принесли, я стал их читать в Зу Таве (место в нижней части Мекки), пытался их понять, но не понимал смысла. Я даже произнес: «О Боже! Разъясни мне их!» Тогда Аллах внушил мне, что эти аяты ниспосланы о нас, о том, что мы говорили про себя, что говорили про нас. Тогда я вернулся к своему верблюду, сел на него и отправился к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)».
Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне тот, кому я верю, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), будучи в Медине, произнес: «Кто приведет ко мне Аййаша ибн Рабиа и Хишама ибн аль-Асия?» Аль-Валид ибн аль-Валид ибн аль-Мушра сказал: «Я их приведу к тебе, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)!» Он уехал в Мекку, пробрался в нее тайком и встретил женщину, которая несла еду. Спросил ее: «Куда это ты направляешься, о раба Божья?» Ответила: «Иду к этим двум заключенным». Она имела в виду их двоих. Он пошел за ней и узнал, где они находятся. Они были заперты в доме без крыши. Когда повечерело, он спустился к ним через стену. Потом взял камень, положил его под их оковами, ударил по ним мечом и разрубил оковы. Его меч называли «режущий камень» из-за этого. Потом посадил их на своего верблюда и повез. Споткнулся и поранил палец до крови. Произнес стихи:
«Ведь ты только поранил палец
Во имя Аллаха и больше ничего?»
Потом привез их в Медину к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Ибн Исхак сказал: «Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда пришел в Медину, и те его родственники и сородичи, которые к нему присоеднились: его брат Зайд ибн аль-Хаттаб, Амр и Абдаллах — сыновья Сураки, Хунайс ибн Хузафа (он был его зятем, женатым на его дочери Хафсу бинт Омар, которую взял себе в жены Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) после него), Сайд ибн Зайд, Вакид ибн Абдаллах — их союзник, Хаули ибн Абу Хаули, Малик ибн Абу Хаули — два их союзника и четыре сына аль-Букайра: Ияс, Акиль, Амир, Халид — их союзники из рода Бану Саад ибн Лайс, остановился у Рифаа ибн Абд аль-Мунзира ибн Занбара в квартале рода Бану Амр ибн Ауф в Кубе. Аййаш ибн Абу Рабиа, когда пришел вместе с ним в Медину, тоже останавливался у него.
Ибн Хишам сказал: «Мне рассказали со слов Абу Османа ан-Нахди, который рассказывал: «До меня дошло, что когда Сухайб решил переселиться, ему язычники курайшитов сказали: «Ты пришел к нам нищим бродягой. У нас увеличилось твое богатство, и ты достиг богатства, А сейчас ты хочешь уехать от нас вместе со своим богатством! Ей-богу, не бывать этому!» Сухайб им ответил: «Если я оставлю вам мое достояние, тогда вы меня отпустите?» Сказали: «Да». Сухайб говорил: «Тогда я оставил им свое достояние. Об этом узнал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «Сухайб выгадал. Выгадал Сухайб!»
Ибн Исхак сказал: «Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, Зайд ибн Хариса, Абу Марсад Канназ и его сын Марсад — оба из рода ганавитов и союзники Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, Анас и Абу Кабша, вольноотпущенники Пророка (саллялаху аляйхи ва саллям) — остановились у Кульсума ибн Хадама из рода Бану Амра ибн Ауфа в Кубе. Говорят также, что они остановились у Саада ибн Хайсамы».
Говорится также, что Хамза ибн Абд аль-Мутталиб остановился у Асада ибн Зурары из рода Бану ан-Наджжар. Все это версии.
Убайда ибн аль-Харис ибн аль-Мутталиб, два его брата ат-Туфайль и аль-Хусайн, Мистах ибн Усаса ибн Убад ибн аль-Мутталиб, Сувайбит ибн Саад ибн Хармала из рода Бану Абу ад-Дар, Тулайб ибн Умайр из Бану Абд ибн Кусай, Хабаб, вольноотпущенник Утбы ибн Газвана — все они поселились у Абдаллаха в Кубе. Абд ар-Рахман ибн Ауф поселился вместе с группой мухаджиров у Саафа ибн ар-Рабии из рода Абу-аль-Харса ибн аль-Хазраджа в его доме.
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абу Сабра ибн Абу Рухм ибн Абд аль-Узза поселились у Мунзира ибн Мухаммада в аль-Усбе, селении Бану Джахджабия.
Мусаб ибн Умайр из рода Бану Абд ад-Дара поселился у Саада ибн Муаза ибн ан-Нумана из рода Бану Абд аль-Ашхала в его доме.
Поселились также Абу Хузайфа ибн Утба ибн Рабиа и Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы.
Ибн Хишам сказал: «Салим, волноотпущенник Абу Хузайфы, брошенный ребенок Субайты бинт Яара. Она его бросила, и он перешел к Абу Хузайфе ибн Утбе ибн Рабиа, который усыновил его». Говорят: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы». Говорят также, что Субайта бинт Яар была женой Абу Хузайфы ибн Утбы. Она отказалась от Салима, оставив его без присмотра. Говорится: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы».
Осман ибн Аффан поселился у Ауса ибн Сабита, брата Хассана ибн Сабита в квартале Бану ан-Наджара. И поэтому Хассан любил Османа и оплакивал его, когда он был убит. Говорили, что холостые мухаджиры поселились у Саада ибн Хайсамы, потому что он был сам холост. Аллах сам знает, что из этого было.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) оставался в Мекке после ухода своих сподвижников из мухаджиров, ожидая разрешения ему переселиться. В Мекке вместе с ним не осталось никого из мухаджнров, кроме тех, кого удерживали силой или его отвратили от веры. Оставались с ним только Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр ибн Абу Кухафа. Абу Бакр много раз испрашивал у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) разрешения на переселение. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ему говорил: «Не спеши! Может, Аллах даст тебе спутника». Абу Бакр хотел этого.

История дома собраний

Ибн Исхак сказал; «Когда курайшиты увидели, что у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) появились сторонники и соратники из других племен и в другой стране, увидели уход его сподвижников из числа мухаджиров к ним; когда узнали, что они поселились в селении и стали им недоступны, стали остерегаться ухода к ним Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Они узнали, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) решился воевать с ними. Они собрались в доме собраний (это был дом Кусаййи ибн Килаба, в котором курайшиты решали все свои дела), стали советоваться, что предпринять в деле Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), боясь его действий.
Рассказал человек, заслуживающий доверия, из наших друзей, со слов Абдаллаха ибн Абу Нуджайха, со слов Муджахида ибн Джабра и других, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который сказал: «Когда они приняли решение об этом, договорились собраться в доме собраний, чтобы посоветоваться там относительно дела Посланника Аллаха (салляллахй аляйхи ва саллям). И вот настал день, о котором они договорились. Этот день назывался «йаум аз-захма» — «день столпотворения». Им преградил путь Иблис, да проклянет его Аллах, в образе почтенного шейха, одетого в плащ из грубой ткани, и встал в дверях дома. Когда они увидели его, стоящего в дверях, сказали: «Кто этот шейх?» Он ответил: «Шейх из жителей Неджда. Он услышал, о чем вы договорились, и пришел к вам, чтобы послушать, о чем будете говорить. Может, вам пригодятся его мнения и советы?» Они сказали: «Да. Заходи!» И он вошел, да проклянет его Аллах, вместе с ними. Там собрались знатные курайшиты: из Бану Абд Шамс: Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб; из Бану Науфал ибн Абд Манаф: Туайма ибн Адий, Джубайр ибн Мутим, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль; из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай; ан-Надр ибн аль-Харис; из Бану Асад ибн аль-Узза: Абу аль-Бухтури ибн Хишам, Замма иби аль-Асвад ибн аль-Мутталиб, Хаким ибн Хизам; из Бану Махзум: Абу Джахль ибн Хишам; из Бану Сахм: Нубайх и Мунаббих, сыновья эль-Хаджажа; из Бану Джумах: Умаййа ибн Халаф и многие другие, пришедшие вместе с ними из курайшитов.
Они друг другу сказали: «Вы видели, что за дело у этого человека. Мы, ей-богу, не гарантированы от того, что он нападает на нас вместе с теми, кто последовал ему из других племен. Давайте примем решение о нем». Они стали советоваться между собой. Потом один из них сказал: «Закуйте его в железо и заприте. Потом подождите, пока он не умрет, как умерли подобные ему поэты Зухайр и ан-Набига до него». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу, это мнение вам не годится. Ей-богу, если вы его запрете так, как вы говорите, то его дело выйдет за дверь, которую вы заперли перед ним, и дойдет до его соратников. Они тут же нападут на вас и вырвут его из ваших рук. Потом они превзойдут вас числом и победят вас. Это мнение вам не годится. Ищите другое мнение, посоветуйтесь!» Потом один из них сказал: «Мы его выведем из нашей среды и изгоним из нашей страны. Если он будет выведен из нашей среды, ей-богу, нам безразлично, куда он ушел, где он остановился. Если он от нас уйдет и мы от него избавимся, то мы исправим наше дело, нашу дружбу так, как было раньше». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу! Эта мысль вам не годится. Разве вы не видите его красноречие, его прекрасную логику, которые завоевали сердца людей в пользу того, что он принес?! Ей-богу, если вы сделаете это, то вы не гарантированы от того, что он поселится в одном из арабских племен, завоюет их этими своими словами, рассказами и они последуют ему. Потом он придет с ними к вам, победит вас при их помощи, отнимет вашу власть из ваших рук. Потом сделает с вами, что захочет. Найдите о нем другую мысль». Абу Джахль ибн Хишам сказал: Ей-богу, у меня о нем есть идея, которую вы еще не знаете». Они спросили: «А что это за идея, о Абу аль-Хакам?» Сказал: «Я думаю, надо взять из каждого племени юношу, крепкого, благородного происхождения. Потом дадим каждому юноше острый меч. Потом они пойдут к нему, ударят по нему, как один мужчина, и убьют его. Мы избавимся от него. Если они это сделают, то его кровь распространится на все племена, и род Бану Абд Манаф не сможет воевать против всего своего народа. Они довольствуются выкупом, и мы дадим им выкуп за него». Шейх ан-Наджди говорит: «Это подходящая мысль, другого мнения нет». И с этим люди разошлись, приняв такое решение.
Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «Не ложись в эту ночь в свою постель, в которой ты обычно спишь!» Когда наступила темная ночь, они собрались перед дверью Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и стали ждать, когда он заснет, чтобы наброситься на него. Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел, где они находятся, Алию ибн Абу Талибу сказал: «Спи на моей постели! Укройся моим зеленым плащом и спи в нем. Они тебе ничего дурного не сделают». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обычно спал, укрывшись этим плащом.
Рассказал мне Зайд ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааба. Он сказал: «Когда они собрались перед дверью Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), находящийся среди них Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Мухаммад утверждает, что если вы последуете ему в его деле, то станете царями арабов и персов, воскреснете после смерти, у вас будут сады, как сады Иордании. Если вы этого не сделаете, то он вас зарежет, потом вы воскреснете после смерти и попадете в огонь, где и будете гореть».
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) вышел к ним, взял горсть земли в руку и сказал: «Да, я говорю это. Ты — один из них». Тогда Всевышний Аллах сделал их незрячими, они его не видели. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) начал сыпать им на головы эту горсть земли, читая следующие аяты: «Ясин, Клянусь Мудрым Кораном, что ты — один из посланников Бога, на праведном пути. Это — откровение Всемогущего, Всемилостивого» до слов «Мы закрыли их глаза, и они не могут видеть». (36:1—9).
Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) закончил читать эти аяты, не осталось ни одного мужчины из них, голова которого не была бы посыпана землей. Потом он отправился туда, куда хотел. К ним пришел человек, которого не было среди них, и сказал: «Кого вы ждете здесь?» Ответили: «Мухаммада». Сказал: «Аллах послал вам неудачу. Мухаммад вышел к вам, потом всем вам посыпал головы землей и ушел по своим делам. Вы что, не верите, что с вами?» Каждый мужчина положил руку на свою голову, а там — земля. Потом стали осматриваться и видят Алия в постели, укрытого плащом Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и говорят: «Ей-богу, это Мухаммад спит, на нем его плащ». Так продолжалось до утра. Али встал с постели, и тогда они сказали: «Ей-богу, прав был тот, который нам говорил».
Аллах об этом дне и об их решении в Коране сказал следующее: «И вот против тебя замышляют дурное те, кто пребывает в невежестве, чтобы связать тебя или убить тебя, или изгнать тебя. Они замышляют дурное, и Аллах замышляет: Аллах перехитрит их. А также слова Всевышнего Аллаха: «Или скажут они: «Он поэт, подождем, как решит время сомнение о нем». Скажи: «Ждите, вместе с вами и я буду ждать». (52:31).
Ибн Исхак сказал: «И тогда Аллах разрешил своему Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям)  переселиться, т. е. хиджру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *