15.06.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
УПОМИНАНИЕ О БОЛЕЗНИ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА

Мне рассказали Хишам ибн Урва и Амр ибн Абдаллах ибн Урва со слов Урвы ибн аз-Зубайра, передавшего рассказ Айши (да будет доволен ей Аллаh). Она рассказывала: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) приехал в Медину, в ней свирепствовала эпидемия лихорадки, и его сподвижники стали болеть и мучиться лихорадкой. Но Аллах уберег от этого Своего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Абу Бакр, Амир ибн Фухайра и Биляль, вольноотпущенник Абу Бакра (да будет доволен ими Аллаh) жили вместе в одном доме. Они все заболели лихорадкой. Я пришла их навестить. Это было до того, как мы стали носить покрывало. Один Аллах знает, как они были слабы! Я приблизилась к Абу Бакру и спросила: «Как ты себя чувствуешь, отец мой?» Он произнес стихи:
«Если говорят «Доброе утро!» его дети,
А смерть близка, ближе, чем сандалии эти».
Я воскликнула: «Ей-богу, мой отец не знает, что говорит!» Потом я подошла к Амиру ибн Фухайре и спросила: «Как ты себя чувствуешь, Амир?» Он продекламировал:
«Нашел я смерть, не познавши ее вкуса.
Смерть свыше — это ведь удел труса.
Ведь стараюсь, свои силы напрягая,
Подобно быку, с горячей кожей от старания».

Я воскликнула: «Ей-богу, Амир не понимает, что говорит!» А Биляль, уже после приступа лихорадки, лежал во дворе. Повысив голос, он продекламировал:
«Если бы я знал, проведу ли я ночь
В Фаххе посреди травы, растений, изхиря и джалила,
Попью ли я воду из Маджанны,
Увижу ли я горы Шама и Туфайла».
(Ибн Хишам объяснил, что Шама и Туфайль — это горы в Мекке.) Айша далее рассказала: «Я передала Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) то, что услышала от них, и проговорила: «Они бредят, не понимают от сильной горячки». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) произнес: «О боже! Сделай так, чтобы Медина стала такой же любимой для нас, как и Мекка, или даже больше! Пошли нам благословение и те же продукты, что и у нее! Унеси ее эпидемию в Махйагу в сторону Мекки».
Ибн Шихаб аз-Зухри со слов Абдаллаха ибн Амра ибн аль-Аса рассказывал, что когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижники приехали в Медину, они заболели лихорадкой и были сильно изнурены болезнью. Аллах сохранил от болезни Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Они не могли даже стоять на ногах и молились сидя. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пришел их навестить и застал их молящимися сидя. Сказал им: «Знайте, что молитва сидящего — это половина молитвы стоящего». Тогда мусульмане, напрягая свои силы, несмотря на слабость и болезнь, встали, стремясь к милости Аллаха. Потом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) стал готовиться к войне. Согласно повелению Аллаха он стал бороться с врагами Аллаха, воевать с теми, на которых указал ему Аллах, а также против следовавших им язычников-многобожников из арабов. Это было через тринадцать лет после того, как послал его Аллах.

Дата хиджры

Согласно установлению Абд аль-Малика ибн Хишама, который передает: нам рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби, рассказавшего следующее: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Медину в понедельник, чуть раньше полудня, когда солнце было почти в зените, когда минула двенадцатая ночь из месяца рабиа аль-авваль. Это та дата, которую называет Ибн Хишам.
Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) тогда было пятьдесят три года. Это было через тринадцать лет после того, как сделал его Аллах своим Посланником. Он пробыл в ней остаток месяца рабиа аль-авваль, месяц рабиа аль-ахыр, два месяца джумади, месяцы раджаб, шахбан, Рамадан, шавваль, зу аль-каада, зу аль-хиджа (месяц паломничества, установленный язычниками) и аль-мухаррам».

Поход на Ваддан — первый поход Пророка

Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отправился в поход в месяце сафар, в начале двенадцатого месяца после прибытия в Медину. (Ибн Хишам передает: «Временным правителем Медины назначил Саада ибн Убады»). Он дошел до Вардама, селения между Меккой и Мединой. Это был поход на аль-Абва, одно из селений Медины. Он хотел напасть на курайшитов и Бану Дамра ибн Бакр ибн Абд Манат ибн Кинана. Тогда Бану Дамра заключили с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) договор о ненападении. Договор от имени Бану Дамра заключил Махший ибн Амр ад-Дамри. Он тогда был их главой. Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вернулся в Медину, не встретив никакой козни. Он оставался в Медине в течение оставшихся дней месяца сафар и первых дней месяца рабиа аль-авваль.

Отряд Убайды ибн аль-Хариса

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) в этот период своего пребывания в Медине послал Убайду ибн аль-Хариса ибн аль-Мутталиба ибн Абд Манафа ибн Кусай во главе шестидесяти или восьмидесяти верховых из числа мухаджиров в поход. Среди них не было ни одного ансара. Он дошел до колодца на возвышенности Хиджаза у отрога горы аль-Мара, где встретил большую группу курайшитов. Между ними стычки не было. Только лишь Саад ибн Абу Баккас выпустил тогда стрелу. Это была первая стрела, выпущенная при исламе. Потом обе группы разошлись. У мусульман был пикет.
От язычников к мусульманам перебежали аль-Микдад ибн Амр аль-Бахрани, союзник Бану Зухра, Утба ибн Газаван ибн Джабир аль-Мазини, союзник Бану Науфаль ибн Абд Манаф. Они уже были мусульманами, но вышли вместе с неверными, чтобы дойти до своих. Во главе группы был Икрима ибн Абу Джахль.
Знамя Убайды ибн аль-Хариса, как мне рассказали, было первым знаменем, которое вручил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) в исламе одному из мусульман.
Некоторые знатоки преданий утверждают, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) направил его тогда, когда начал поход на аль-Абва, до того, как вернулся в Медину.

Поход отряда Хамзы на побережье Красного моря

В этот период своего пребывания Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал Хамзу ибн Абд аль-Мутталиба ибн Хашима с отрядом из тридцати верховых мухаджиров к побережью Красного моря со стороны аль-Ис. Среди них не было ни одного ансара. Он встретил Абу Джахля ибн Хишама на этом побережье с отрядом из трехсот верховых мекканцев. Их от схватки удержал Мадждий ибн Амр аль-Джухани, который имел договор о ненападении с обеими группами. Обе группы отошли друг от друга, между ними не было стычки. Некоторые люди говорят, что знамя Хамзы было первым знаменем, которое вручил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) одному из мусульман. Это потому, что он Хамзу и Убайду отправил одновременно. Именно поэтому у людей на этот счет нет единого мнения. Передают, что Хамза об этом сочинил стих, утверждал, что его знамя было первым, которое вручил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Если это сказал сам Хамэа, то это должно быть правдой, ибо он говорил только правду. Один Аллах знает, что было на самом деле.
Мы слышали от знатоков, что УбаЙда ибн аль-Харис был первым, кому оно вручено.

Поход на Буват

Потом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отправился в поход в месяце рабиа аль-авваль с намерением напасть на курайшитов. (Ибн Хишам передает, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) в свое отсутствие назначил правителем Медины ас-Саиба ибн Османа ибн Мазуна.) Он дошел до горы Буват со стороны горы Радва, потом вернулся в Медину, не встречая никакой козни. Оставался в Медине остаток месяца рабиа ас-сани и некоторую часть месяца джумади аль-ула.

Поход на аль-Ушайру

Потом он отправился в поход против курайшитов, а в Медине оставил за главного Абу Сальму ибн Абд аль-Асада. Как передает ибн Хишам, он пошел по перевалу Бану Динар, потом на Файфа аль-Хабар, сделал остановку под деревом в долине ибн Азхара, которое называется Зат ас-Сак — «широкоствольное», молился возле этого дерева, где заложена мечеть, там ему приготовили пищу, которую он ел вместе с людьми. Место под названием Асафий аль-Бурма, т. е. очаг аль-Бурма, известно отсюда. Его напоили водой из источника под названием аль-Муштараб.
Затем Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) снялся, оставил аль-Халаик слева, поехал по ущелью, которое называется ущелье Абдаллаха. Оно так называется и сегодня. Потом поехал налево, вниз и спустился в селение Йальйаль, сделал остановку в месте собрания этого селения и в месте собрания ад-Дабуа, пил воду из колодца в ад-Дабуа, потом ехал по дну русла Фарш Малаль, пока не вышел на дорогу у скал аль-Ймамы, потом ехал по ровной дороге, пока не остановился в аль-Ушайре у впадины Йанбуа. Там он пробыл месяц джумади аль-ула и несколько дней месяца джумади аль-ахира. Заключил там договор о ненападении с Бану Мудлидж и с их союзниками из Бану Дамра. Потом вернулся в Медину, не встретив никакой козни.
Мне рассказал Йазид ибн Мухаммад ибн Хайсам аль-Махариби со слов Мухаммада ибн Кааба аль-Курази, со слов Мухаммада ибн Хайсама Абу Йазида, со слов Аммара ибн Йасира, который рассказывал: «Я и Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, были спутниками в походе на аль-Ушайру. Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сделал там остановку, мы увидели там людей из Бану Мудлиж, которые работали у источника и в пальмовой роще. Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, мне сказал: «О Абу аль-Йакзан! Хочешь, пойдем к этим людям и посмотрим, как они работают?» Я ответил: «Если хочешь». Мы пришли к ним и смотрели в течение часа на их работу. Потом нас сморил сон. Мы с Алием легли на мягкую землю под пальмовым кустом и заснули. Ей-богу, мы проснулись только тогда, когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) стал толкать нас ногой. Мы оба были измазаны землей, на которой спали. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) Алию ибн Абу Талибу проговорил, увидев его, измазанного землей: «Что с тобой, о Абу Тураб (т. е. «испачканный пылью»)?» Потом спросил: «Хотите, я вам расскажу о двух самых злостных преступлениях?» Мы ответили: «Да! Рассказыыай, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Тот, красненький из племени самуд, который подрезал поджилки верблюдицы пророка Салиха. Этот — первый. А второй ударит тебя мечом, о, Али, по этому месту, — и положил руку на макушку головы Алия, — пока не станет мокрым от этого вот это», — и схватил его за бороду.
Мне рассказали некоторые знатоки, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал Алия «Абу Тураб» — «землистый» — по другой причине. Когда Али упрекал Фатиму (да будет доволен ей Аллаh) за что-то, не разговаривал с ней, то не говорил ей никаких неприятных слов, только брал землю и клал ее на свою голову. Если же Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) видел на его голове землю, то знал, что он обижен на Фатиму, и говорил: «Что с тобой, о Абу Тураб?» Один Аллах знает, что было на самом деле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *