11.09.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ИСТОРИЯ С ПИСЬМЕННЫМ ДОГОВОРОМ

Когда курайшиты увидели, что сподвижники Посланника Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям) обосновались в стране, где им обеспечены безопасность и стабильность, и что Негус взял под свою защиту тех, кто переселился в его страну, и что Омар принял ислам и вместе с Хамзой ибн Абд аль- Мутталибом встал на сторону Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и его сподвижников, и что ислам стал распространяться среди племен, тогда они собрались и, посовещавшись, приняли решение заключить между собой письменный договор против родов Хашима и аль-Мутталиба о том, чтобы не вступать с ними в брачные отношения и не торговать с ними. Когда пришли к такому решению, записали на листе. Потом договорились между собой и закрепили договор подписями. Потом они повесили этот договор внутри Каабы как обязательство для самих себя. Написал текст договора Мансур ибн Икрима. (Ибн Хишам сказал, что это был ан-Надр ибн аль-Харис.) Посланник Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям) проклял его, и некоторые его пальцы были парализованы.
Ибн Исхак сказал, что, когда курайшиты сделали это, роды Хишама и аль-Мутталиба присоединились к Абу Талибу ибн Абд аль-Мутталибу, переселившись в его лощину. Они объединились с ним. Из рода Хашима вышел Абу Лахаб Абд аль-Узза и присоединился к курайшитам и стал им помогать.
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Хусейн ибн Абдаллах, что Абу Лахаб встретил Хинда дочь Утбы, когда отлучился от своего рода и стал помогать против них курайшитам, и сказал: «О дочь Утбы! Помог ли я аль-Лату и аль-Уззе, когда отлучился от тех, кто отлучился от них и выступил против них?» Она сказала: «Да. Пусть отплатит Аллаh тебе добром, о отец Утбы!»
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказали, что он говорил: «Мне Мухаммад обещает такие вещи, которых я не вижу: он утверждает, что они будут после смерти. А что он положит в мои руки после этого?» Потом он подул на свои руки и говорит: «Пропадите вы обе пропадом, я не вижу в вас ничего из того, что обещает Мухаммад!» Аллаh о нем сказал: «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, и пусть он сам пропадет!» (111:1).
«Так продолжалось два или три года, пока они не устали бороться. К ним приносили вещи тайком, скрывая их, те из курайшитов, кто хотел поддерживать с ними связь. Как упоминают, Абу Джахль ибн Хишам встретил Хакима ибн Хизама ибн Хувайлида. Вместе с ним мальчик нес пшеницу для его тетки Хадиджи бинт Хувайлид, супруги Посланника Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям) которая жила вместе с ним в той лощине. Абу Джахль привязался к нему и сказал: «Ты несешь пищу роду Хашима? Ей-богу, ни ты, ни твоя пища не дойдут — я тебя опозорю на всю Мекку!»
К нему подошел Абу аль-Бахтари ибн Хишам и сказал: «Почему ты к нему пристаешь?» Ответил: «Он несет пищу роду Хашима». Абу аль-Бахтари сказал: «Эта пища принадлежала его тетке. Она послала за ней. Ты запретишь ему приносить ей пищу, которая принадлежит ей? Освободи дорогу человеку!»
Абу Джахль отказался, и тогда один из них обругал другого.
Абу аль-Бахтари схватил челюсть верблюда и ударил его этой челюстью. Рассек Абу Джахля до крови и сильно пнул его ногой. А Хамза ибн Абд аль-Мутталиб находился недалеко от них и видел все это. Они не хотели, чтобы весть об этом дошла до Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) и его сподвижников и обрадовала их. А Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям)в таком положении призывал свой народ ночью и днем, тайно и явно, рассказывая о вере в Аллаhа, не боясь при этом никого из людей.
Когда Аллаh защитил Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) от курайшитов и на его защиту встали его дядья и родственники из родов Хашима и аль-Мутталиба, курайшиты отказались от мысли напасть на него (они злословили о нем, насмехались над ним, спорили с ним). И начали приходить откровения из Кур`ана относительно курайшитов и их событий, тех, кто выступал против Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям).
В Кур`ане Аллаh упоминал их в целом словом «неверные».


Откровения в Кур`ане о курайшитах

В числе тех курайшитов, которые упоминаются в Кур`ане, нам называли дядю Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) Абу Лахаба ибн Абд аль-Мутталиба и его жену Умм Джамиль Хаммала аль-Хатаб (мать Джамила, несущая дрова), Всевышний Аллаh назвал ее «несущей дрова» потому, что она, как дошло до меня, приносила шипы и разбрасывала их на дороге Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям), когда он проходил. Всевышний Аллаh ниспослал о них следующее откровение (смысл) : «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, и пусть он сам пропадет! Не поможет ему его богатство и то, что приобрел. Будет он гореть в огне пламенем, и жена его тоже — несущая дрова, на шее у нее веревка из пальмовых волокон». (111:1—5).
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказали, что Умм Джамиль Хаммала аль-Хатаб, когда услышала о том, что говорится о ней и о ее муже в Кур`ане, пришла к Посланнику Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям), который сидел в мечети возле Каабы вместе с Абу Бакром ас-Сиддик. Она держала в руке камень размером с кулак. Когда встала над ними, Аллаh отнял у нее зрение, чтобы не видела Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям), так что она видела только одного Абу Бакра. Сказала: «О Абу Бакр! Где твой друг? До меня дошло, что он насмехается надо мной. Ей-богу, если я найду его, то разобью ему рот этим камнем! Я ведь, ей-богу, поэтесса!» Потом произнесла:
«Мы порочного избили,
Дело его отвергли,
Религию его возненавидели!»
Потом она ушла. Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаhа! Как ты думаешь, она увидела тебя?» Ответил: «Она не увидела меня. Аллаh отвел ее взгляд от меня».
Ибн Хишам сказал, что ее слова «и религию его возненавидели» у Ибн Исхака отсутствуют.
Ибн Исхак сказал, что курайшиты называли Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) порочным, потом обзывали его плохими словами. Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) говорил: «Разве вас не удивляет то, что Аллаh отводит от меня зло курайшитов, когда они поносят, обзывают словом «музаммам» — порочный, в то время как я Мухаммад — хвалимый».
А Умаййа ибн Халаф, когда видел Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям), начинал поносить его, обзывать всякими дурными словами. О нем в Кур`ане Аллаh сказал (смысл) : «Горе всякому хулителю-поносителю, который собрал богатство и пересчитал его, думая, что богатство дает ему вечность. Нет, никогда! Он будет ввергнут в ад! А откуда тебе знать, что такое ад? Это огонь Аллаhа воспламененный, который вздымается над сердцами! Он над ними воздвигнут сводом на колоннах вытянутых». (104:1—9). А также аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахни. Хаббаб ибн аль-Аратту, сподвижник Посланника Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям), был кузнецом в Мекке, ковал мечи. Он продавал мечи аль-Асу ибн Ваилу, который задолжал ему. Он пришел к нему за долгом. Аль-Ас сказал ему: «О Хаббаб! Правда ли, что ваш приятель Мухаммад -— тот, религии которого ты придерживаешься, — утверждает, что в раю есть сколько хочешь золота, серебра,
одежды и слуг?» Хаббаб ответил: «Да». Аль-Ac сказал: «Тогда дай мне отсрочку до дня Воскресения, чтобы я вернулся в то жилище и там тебе вернул долг. Ей-богу, ни ты, ни твои друзья, о Хаббаб, не будете при Аллаhе более любимы, чем я, и не более удачливы в этом». Всевышний Аллаh сказал о нем следующие слова (смысл) : «Видел ли ты того, кто не веровал в Наши знамения и говорил: «Конечно, мне будет даровано и богатство, и потомство!» и до слов Всевышнего «Мы возьмем у него то, о чем он говорит, — и придет он к нам один». (19:77—80).
Абу Джахль ибн Хишам встретил Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) и, как дошло до меня, сказал следующее: «Ей-богу, Мухаммад, прекрати оскорблять наших богов, или мы будем оскорблять твоего бога, которому ты поклоняешься!» О нем Аллаh сказал (смысл) : «Не оскорбляйте тех, кто обращается с молитвой не к Аллаhу, а то они станут оскорблять Аллаhа из вражды и без умысла». (6:108). Мне сказали, что Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) перестал оскорблять их богов и начал призывать их к Аллаhу. Из них также ан-Надр ибн аль-Харис. Бывало, что Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) сидел с людьми, вел с ними беседы, призывая к Аллаhу, читал Кур`ан, предупреждая курайшитов об участи исчезнувших наций. Когда Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) уходил, его место занимал ан-Надр ибн аль-Харис и начинал рассказывать людям о Рустеме, об Асфандияре и о персидских царях. Потом он говорил: «Ей-богу, Мухаммад рассказывает не лучше меня, его рассказы — это лишь сказки древних людей. Я их переписал точно так же, как и он». О нем Аллаh сказал (смысл) : «Они сказали: «Это лишь сказки древних людей. Он велел переписать их для себя, и ему читают их по утрам и вечерам». Скажи: «Ниспослал его тот, кто знает тайны небес и земли. Он, воистину, — милостивый и милосердный!» (25:5—6). О нем же говорится: «Когда перед ним читают наши знамения, он говорит: «Это сказки древних людей!» (68:15). О нем же говорится (смысл) : «Горе всякому лжецу, грешнику! Он слушает знамения Аллаhа, читаемые ему, а потом упорствует, возносясь, точно не слыхал их. Сообщи ему весть о предстоящем мучительном наказании!» (45:7—8).
Однажды Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям), как дошло до меня, сидел вместе с аль-Валидом ибн аль-Мугира в мечети. Пришел ан-Надр ибн аль-Харис и сел вместе с людьми. А там было несколько мужчин из курайшитов. Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) заговорил, ему возразил ан-Надр ибн аль-Харис. Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) обратился к нему и заставил его замолчать. Потом он прочитал, обращаясь к нему и курайшитам: «Поистине, вы сами и то, чему поклоняетесь кроме Аллаhа, это — дрова для ада, в который вы войдете! Если бы эти были богами, они бы не вошли туда, а все в нем пребывают вечно. Они там будут стонать, и их там никто не услышит». (21:98-100).
После того, как это произнес Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям), подошел Абдаллах ибн аз-Зибара и сел. Аль-Валид ибн аль-Мугира сказал Абдаллаху ибн аз-Зибара: «Только что ан-Надр ибн аль-Харис выступил против Ибн Абд аль-Мутталиба и не сумел его побороть в споре. Мухаммад (солляллаhу аляйхи ва саллям) утверждал, что мы и те боги, которым мы поклоняемся, — дрова для ада». Абдаллах ибн аз-Зибара сказал: «Ей-богу, если бы я присутствовал при этом, то поспорил бы с ним. Спросите Мухаммада, все ли то, чему поклоняются, и все ли те, кто им поклоняется, попадут в ад! «Так мы поклоняемся ангелам, евреи поклоняются Узайре, христиане поклоняются Исе сыну Марьям». Удивился аль-Валид и все, кто был вместе с ним на посиделках, словам Абдаллаха ибн аз-Зибара. Они увидели, что он привел веское доказательство и победил его в споре. Посланнику Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям) передали эти слова Ибн аз-Зибара. Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) сказал: «Каждый, кто любит поклоняться чему-то другому помимо Аллаhа, то он вместе с тем, чему он поклонялся. Поистине, они поклоняются шайтанам и тем, кто велел им поклоняться».
Аллаh по этому поводу сказал (смысл) : «Поистине, те, которым мы раньше обещали всякие блага, не получат их. Они даже шороха не услышат от этих благ! А будут там, чего они сами пожелали, пребывать вечно». (21:101—102). То есть Иса сын Марьям, Узайр и те иудейские и христианские святые, которым молились, ушли по воле Аллаhа, хотя им поклонялись, как богам помимо Аллаhа.
Относительно того, что они поклоняются ангелам и что они дочери Аллаhа, в Кур`ане сказано (смысл) : «Они говорят: у Милостивого есть дети. Хвала ему! Нет, они только высокие слуги ему. Они не упреждают Его в слове, а все делают только по Его велению» и до слов: «И кто из них скажет: «Кроме Него я еще бог», тому Мы воздадим гееной. Так Мы вознаграждаем неправедных!» (21:26—30).
Аль-Ахнас ибн Шарик ибн Амр ибн Вахаб ас-Сакафи, союзник Бану Зухра — он был в числе высокородных людей племени, к кому прислушивались. Он обижал Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) и возражал ему. О нем Аллаh сказал (смысл) : «Не уступай расточителю клятв, низкому, пересудчику, разносителю клеветы, не допускающему к доброму, ненавистнику, беззаконнику, обидчику и, сверх того, незаконнорожденному». (68:10—13).
Аль-Валид ибн аль-Мугира сказал: «Почему Кур`ан приходит к Мухаммаду, а не ко мне? Ведь я старший из курайшитов и их вождь. Почему не приходит к Абу Масуду Амру ибн Умайру, вождю племени Сакиф? Мы оба самые главные люди в этих двух поселениях». Аллаh ниспослал следующее откровение (смысл) : «Они сказали: «Почему этот Кур`ан не был ниспослан на человека почетного в этих двух поселениях?» Они разве делят милость Господа твоего? Мы раздаем им пропитание в этой жизни, возвышаем одних над другими в степенях, так что одни из них держит других подвластными себе невольниками. Но милость Господа твоего лучше того, что они себе собирают». (43:31—32).
Убай ибн Халаф и Укба ибн Абу Муаит были большими друзьями, любили друг друга. Укба однажды подсел к Пророку (солляллаhу аляйхи ва саллям)  и слушал его. Это дошло до Убаййи. Он пришел к Укбе и спросил : «Правда ли, что ты подсел к Мухаммаду и слушал его?» Потом сказал: «Я с тобой больше не буду разговаривать!» И взял с него страшную клятву: «Если ты подсядешь к нему или послушаешь его и не подойдешь к нему и не плюнешь ему в лицо!» Это сделал враг Аллаhа Укба ибн Абу Муаит, да проклянет его Аллаh. Аллаh о нем сказал в Кур`ане следующие слова (смысл) : «И в тот день, когда неправедный будет кусать свои руки, говоря: «О если бы я пошел вместе с Посланником по одному пути! Горе мне, если бы я не взял такого-то другом! Он отвратил меня от этого учения после того, как оно пришло ко мне. Поистине, сатана человека предает». (25:27—29).
Однажды Убай ибн Халаф пошел к Пророку (солляллаhу аляйхи ва саллям) с нетленной костью, которая уже разрушилась, и сказал: «О Мухаммад! Ты утверждаешь, что Аллаh воскрешает это после того, как оно истлело?» Потом он раскрошил кость своей рукой и сдул все это на ветер в сторону Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям). Посланник Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям) сказал: «Да, я это говорю. Аллаh воскресит это и тебя после того, как вы превратитесь в это, и потом тебя Аллаh ввергнет в огонь».
Об этом Всевышний Аллаh сказал (смысл) : «И приводит он нам притчи и забыл про свое происхождение. Он говорит о том кто же оживит кости, когда они уже сгнили? Скажи, что их оживит Тот, кто в первый раз создал их, потому что Он может сотворить все: Он сотворил вам огонь из зеленого дерева, и вот вы от него зажигаете». (36:78-—80).
Как дошло до меня, Посланнику Аллаhа (солляллаhу аляйхи ва саллям), когда он совершал обход вокруг Каабы, преградили путь аль-Асвад ибн аль- Мутталиб ибн Асад ибн Абд аль-Узза, аль-Валид ибн аль-Мугира, Умаййа ибн Халаф и аль-Ас ибн Ваиль. Они были известны своим острословием в народе. Они сказали: «О Мухаммад! Давай мы поклонимся твоему Богу, а ты поклонись нашему, и тогда мы будем в одинаковом выигрыше; если твой Бог лучше нашего — мы возьмем свою долю, а если наш Бог лучше твоего — ты получишь свою долю!» О них Всевышний Аллаh сказал (смысл) : «Скажи: «О вы неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться»… и т. д. до конца суры. (109:1-6).
Абу Джахль ибн Хишам, когда Аллаh упомянул дерево Заккум для устрашения курайшитов, сказал: «О собрание курайшитов! Знаете ли вы, что такое дерево Заккум, которым пугает вас Мухаммад?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Это финики Йасриба с маслом. Ей-богу, если бы мы их достали, то разом проглотили бы их». Аллаh об этом сказал (смысл): «Ведь дерево Заккум — это пища для грешника. Оно обжигает живот как кипящая медь». (44:43—66). О нем же Всевышний сказал (смысл) : «…И дерево, проклятое в Кур`ане. И мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорность». (17:60).
Аль-Валид ибн аль-Мугира стоял рядом с Пророком (солляллаhу аляйхи ва саллям), который разговаривал с ним, желая обратить его в ислам. И вот в это время мимо проходил сын Умм Мактума, который был слепым. Он заговорил с Пророком (солляллаhу аляйхи ва саллям) и стал просить прочесть ему Кур`ан. Это стало тяготить Пророка (солляллаhу аляйхи ва саллям) и даже раздражать, потому что он был занят с аль-Валидом, желая обратить его в ислам. Когда слепой очень сильно стал досаждать, Пророк (солляллаhу аляйхи ва саллям) ушел и оставил его нахмурившимся. По этому поводу Аллаh сказал (смысл) : «Он нахмурился и отвернулся, когда подошел к нему слепой» до слов «в свитках почтенных, возвышенных, очищенных». (80:1—14). То есть я тебя послал увещевателем, предвестником, особо наделяя тебя. Не отвергай того, кто желает слушать его (Кур`ан), и не удерживай того, кто не хочет его.

Добавить комментарий