25.01.2025

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ИСПЫТАНИЕ ПРОРОКА (продолжение)

Ан-Надр ибн аль-Харис и Укба ибн Абу Муайт вернулись в Мекку к курайшитам и сказали: «О собрание курайшитов! Мы пришли к вам с тем, что рассудит вас с Мухаммадом (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Нам еврейские священники велели спросить его о некоторых вещах. Если он ответит на них, то он Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Если же не сделает этого, то он болтливый человек, и делайте с ним, как сочтете нужным!»
Пришли к Посланнику Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и сказали: «О Мухаммад! Скажи нам о юношах, которые исчезли в первый век. С ними произошла странная история. А также о человеке, который странствовал и дошел до востока Земли и до запада. Расскажи нам о духе, что это такое?» Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) им ответил: «Я скажу вам то, о чем просите, завтра». И он не исключил ни одного из этих трех вопросов. Они ушли от него. Как рассказывают, Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) провел пятнадцать дней, а Аллаh не посылал ему откровений по этому поводу и не приходил к нему Джабраиль (мир ему). Жители Мекки стали распространять всякие слухи. Они говорили: «Мухаммад нам обещал завтра. А сегодня уже пятнадцать дней прошло, а он не говорит нам ничего о том, о чем мы его спросили». Прекращение откровений огорчило Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), и стало ему тяжело от разговоров жителей Мекки. Потом пришел к нему Джабраиль (мир ему) от Аллаhа с сурой об обитателях пещеры. В ней Аллаh укрепляет его в его печали и дает ответ на их вопрос об истории с юношами, о человеке-страннике и духе.
Ибн Исхак передал: «Мне говорили, что Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал Джабраилу (мир ему), когда он пришел: «Ты долго не приходил ко мне, о Джабраиль, я стал уже плохо думать». Джабраиль (мир ему) сказал ему (смысл) : «Мы спускаемся только по повелению Господа твоего. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что за нами, и то, что между этими. А Господь твой ничего не забывает». (19:64). (Сура начинается со слов восхваления Аллаhа, упоминается пророчество Его Посланника (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и отрицание людьми его пророчества.) Он сказал: «Хвала Аллаhу, который ниспослал своему рабу Книгу (имеет в виду Мухаммада, ты посланник мой, то есть подтверждение твоего пророчества, о чем они тебя спрашивали), и не сделал в ней никакой значительной ошибки, чтобы предупредить о наказании великом со своей стороны и обрадовать верующих, творящих добро, вестью, что они получат прекрасное вознаграждение и будут пребывать там вечно; и чтобы предупредить тех, которые сказали: «Аллаh имеет детей». (Имеются в виду курайшиты, когда говорили: «Мы поклоняемся ангелам, они дочери Аллаhа».) Нет у них знания об этом, не было его и у их отцов. Как греховно это слово, выходящее из их уст! Они говорят только ложь. Может быть, ты (обращение к Мухаммаду) очень сильно огорчаешься в душе своей их поступками, тем, что они не верят в это новое учение (то есть когда он расстроился из-за них, встретив от них не то, чего ожидал). Мы сделали то, что есть на земле, украшением для нее, чтобы испытать, что из них лучше по своей деятельности. (Ибн Исхак сказал: «Это значит: кто из них последовал моему делу и делал, повинуясь мне»), И мы превратим то, что на ней, в прах и пыль» (то есть земля, на которой нет бренного, преходящего; что все вернутся ко Мне, и Я воздам каждому соответственно его деятельности, и не получит никто утешения)».
Ибн Исхак сказал: «Потом Аллаh послал сообщение о тех юношах, о которых спрашивали Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям). Всевышний сказал: «Или ты считал, что обитатели пещеры и горы ар-Ракима были чудом среди иашнх знамений» (то есть среди Моих Аятов, посланных рабам в качестве доказательства, это было не самое чудесное).
Ибн Исхак сказал: «Потом Всевышний сказал: «Эти юноши, когда скрылись в пещере, сказали: «Господи наш, пошли нам милость свою и укажи нам правильный путь!» И мы закрыли их уши в пещере на многие годы. Потом мы воскресили их, чтобы узнать, какая из двух общин лучше сосчитает, сколько времени пробыли они там». Потом Всевышний сказал: «Мы верно расскажем тебе их историю. Это были юноши, уверовавшие в своего Господа, и мы усилили в них стремление к праведному пути. Мы укрепили их сердца, когда они там стояли и говорили: «Господь наш — владыка небес и земли; кроме него мы не призовем никакого другого божества. Мы сказали бы тогда неправду (то есть они почитали только Меня, а не как вы почитаете вместе со мной и других богов). Это наши соотечественники чтят другие божества, кроме Него. Пусть представят они верное доказательство о своих божествах. Кто же более нечестив чем тот, кто придумывает лживые слова об Аллаhе. И поскольку вы отделились от них и от того, чему они поклоняются кроме Аллаhа, то скройтесь в пещеру. Господь ваш пошлет вам милость свою и поддержит вас в деле вашем. И ты знаешь, как солнце, когда оно восходило, уклонялось от их пещеры направо, когда заходило, отклонялось от них на левую сторону, а они были посередине. Это одно из знамений Аллаhа: кого Аллаh ведет прямо, тот идет прямо, а кого вводит в заблуждение, тому не найти покровителя и наставника. Ты думаешь, что они бодрствовали, когда спали, когда мы заставляли их переворачиваться на правый бок и на левый бок, а их собака протягивала свои лапы к порогу. Если бы ты нечаянно подошел к ним и увидел их, то от страха убежал бы прочь от них». До слов Всевышнего: «Те, которые одержали верх в их деле, сказали: «Построим мы над ними мечеть!» Скажут они (имеются в виду иудейские священники, которых просили рассказать об этих юношах): «Их было трое, а четвертый у них — пес»; и скажут они также: «Пять, а шестой — пес», гадая о том, чего они не знают; и скажут: «Семь, а восьмой — пес». Скажи: «Господ» мой лучше знает их число. Знают его только немногие». Поэтому ты с ними не спорь о них, если спор не является явным, и не спрашивай о них никого из них. Не говори ни о чем: «Я это сделаю завтра», не сказав: «Если пожелает Аллаh» (инша Аллаh). Когда забудешь это, вспомни имя Господа твоего и скажи: «Может быть, Господь мой укажет мне более правильное число, чем это» (то есть не говори никогда «я сообщу вам завтра» о том, о чем они спросили тебя, как ты сказал это). Они пробыли в пещере своей триста лет с прибавкой девяти( то есть они так скажут). Скажи: «Аллаh лучше знает, сколько они пробыли, у Него тайны небес и земли. Как ясно это видит Он и как верно слышит Он. Нет у них помимо Него пособника, и никого Он не делает соучастником своего решения» (то есть ничто не является для него тайной из того, о чем тебя спрашивали). (18:1—15).
Относительно странника, о котором его спросили, он сказал: «Тебя спрашивают о Зу-ль-Карнайне (Двурогом). Скажи: «Я прочитаю о нем воспоминания». Мы дали ему могущество на земле и открыли перед ним путь ко всему. И пошел он по одному пути» (18:83—85) и до конца истории в своем сообщении.
В рассказе о Зу-ль-Карнайне (Двурогом) говорилось, что ему было дано то, что не было дано никому, кроме него. Перед ним были открыты дороги, и он исходил землю от Востока до Запада. Куда бы ни ступала его нога, он подчинял жителей этой земли себе. Он охватил все земли от Востока до Запада — все земли, где живут люди.
Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Саур ибн Иазид со слов Халида ибн Маадана аль-Калаи. Он был в числе тех людей, которые знали, что Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям) спросили о Зу-ль-Карнайне. Он сказал: «Ангел, который прошел землю по всем дорогам». Халид сказал: «Омар ибн Аль-Хаттаб слышал, как один человек звал другого: «О Зу-ль-Карнайн!» Омар сказал: «О Господи! Не хватает называться именами Пророков, стали даже называться именами ангелов!»
Ибн Исхак сказал: «Аллаh знает, что из них было. Сказал это Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) или нет. Если это он сказал, то правда то, что он сказал. Относительно духа, о котором спросили Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), Всевышний сказал: «Тебя спрашивают о духе. Скажи: «Дух — это дело Господа моего. Вам дано очень мало знать!» (17:85).
Ибн Исхак передал: «Мне передали слова Ибн Аббаса, который говорил: « Когда Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) пришел в Медину, иудейские священники спросили: «О Мухаммад! Когда ты говорил: «Вам дано очень мало знать!», ты имел в виду нас или свой народ?» Он ответил: «Всех». Они спросили: «Ты ведь в том, что к тебе пришло, читаешь о том, что нам была послана Тора. А в ней есть объяснение всему?» Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) ответил: «Она мала по сравнению с тем, что есть у Аллаhа. Для этого у вас достаточно того, что имеется, если вы усвоите его. Аллаh ниспослал ему относительно заданного вопроса следующие слова: » Если бы все деревья, имеющиеся на земле, стали бы письменными перьями и это море обратилось бы в семь морей чернил, то и тогда Слова Аллаhа не иссякли бы. Поистине, Аллаh велик и мудр» (31:27).То есть Тора мала по сравнению с тем, что знает Аллаh.
Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий