Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ПОХОД НА МУЪТУ
Муъта – это селение, которое расположено на пути из Медины в сторону Сирии. Ныне это место называется Курк. Правитель Бусры (город в Сирии) убил посланца, отправленного к нему Пророком (салляллаhу’алейхи ва саллям) с призывом принять Ислам. Чтобы отомстить ему, Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) отправил туда трехтысячное войско мусульман.
Узнав о скором прибытии мусульман, византийский император Ираклий подготовил для встречи с ними сто тысяч воинов. Шурахбиль тоже подготовил такую же армию из числа арабов. То есть против трехтысячного войска мусульман было мобилизовано двести тысяч хорошо вооруженных воинов. Сведения о численности вражеского войска мусульмане получили, когда подошли к ‘Амману (Иордания). Был созван совет, чтобы решить вопрос о том, как лучше поступить. Тогда Абдуллах ибн Раваха сказал: «Разве вы не вышли, желая пасть шахидами?! Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллаh почтил нас. Двигайтесь вперед, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!»
Посланник Аллаhа (салляллаhу алейхи ва салям), провожая войско, сказал: «Вашим предводителем будет Зайд ибн Харриса. Если Зайда убьют, командование примет Джа’фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа’фар, пусть командует Абдуллах ибн Раваха, если и его убьют, то пусть мусульмане на свое усмотрение выбирают себе предводителя».
После этого трехтысячное войско мусульман двинулось в путь и через некоторое время вступило в бой с огромной армией. Зайд ибн Хариса взял в руки знамя мусульман, но вскоре, получив многочисленные ранения, скончался.
Затем знамя принял Джа’фар ибн Абу Талиб, который сражался героически, пока не погиб, получив пятьдесят ранений на передней части тела. После его гибели знамя подхватил Абдуллах ибн Раваха, который через некоторое время также пал на поле брани. После этого мусульмане выбрали командиром Халида ибн аль-Валида.
Халид нанес неверным мощный удар и рассеял их силы. На следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьергардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. Халид предпринял молниеносную атаку на противника, после чего отвел своих воинов и вернулся в Медину.
Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) в тот же день, когда произошло это сражение, будучи в Медине, рассказывал своим сподвижникам: «Знамя взял Зайд, его убили, затем знамя взял Джафар, и его убили, затем знамя взял Абдуллах, и его также убили». Рассказывая об их гибели, из глаз любимого Пророка (салляллаhу’алейхи ва саллям) текли слезы. Затем Посланник Аллаhа продолжил: «Теперь мусульмане выбрали своим командующим Меча Аллаhа – Халида ибн аль-Валида, и он рассеял противника». Халид, нанеся противнику быстрый и мощный удар, отступил со своим войском, и это было очень продуманным тактическим шагом. Ибо неразумно воевать с таким противником, когда на одного мусульманина приходилось семьдесят хорошо вооруженных воинов.
Поэтому Халид счел крайне необходимым быстро атаковать полчища врага и спасти своих воинов. Нападение трехтысячного мусульманского войска на двухсоттысячную армию противника также свидетельствует об удивительном героизме, храбрости и мужестве сподвижников Пророка. Поступок Джа’фара, который в ходе сражения получил пятьдесят ранений на передней части тела, показывает, что он нанес противнику большие потери. В том, что Посланник Аллаhа (салляллаh алейхи ва саллям) со слезами на глазах рассказал о поочередной гибели командующих мусульман, видны чудеса благородного Пророка, его любовь и милосердие, которые он испытывал к своим сподвижникам. А прозвище «Меч Аллаhа», данное им Халиду, свидетельствует о величии этого благородного сподвижника.
ВЗЯТИЕ МЕККИ
После заключения перемирия в аль-Худайбийи сроком на десять лет в союз с Пророком (салляллаhу алейхи ва салям), вступило племя бану Хуза’а, а союз с курайшитами заключило племя бану Бакр. Спустя два года после мирного договора бакриты при тайной поддержке курайшитов ночью неожиданно напали на группу хуза’итов и убили двадцать человек. После этого инцидента хуза’иты обо всем сообщили Пророку (салляллаhу’алейхи ва саллям) и попросили у него помощи. Курайшиты же сожалели о том, что нарушили договор, и чтобы подтвердить свою верность договору они отправили к Пророку (салляллаhу’алейхи ва саллям) в Медину своего представителя Абу Суфьяна.
Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) не стал говорить с Абу Суфьяном. Не добившись никаких результатов, тот вернулся обратно.
Что же касается Пророка (салляллаhу’алейхи ва саллям), то он решил готовиться к овладению Меккой, но держал свои планы в полной тайне. Спустя десять дней от начала месяца рамадан Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) вышел из Медины, направляясь в сторону Мекки. Вместе с Пророком (cалляллаhу алейхи ва саллям) двинулись и десять тысяч воинов.
Услышав о наступлении мусульман, курайшиты, чтобы удостовериться в этом, отправили Абу Суфьяна в сопровождении еще одного человека. Дойдя до местности Марру Захран, они заметили костры в лагере мусульман. Охрана Пророка (салляллаhу’алейхи ва саллям) поймала их обоих и привела к Посланнику Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям). И тогда Абу Суфьян принял Ислам.
Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) желал взять Мекку мирным путем, без каких-либо военных действий. Пророк (салляллаhу’алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто укроется в Заповедной Мечети, окажутся в безопасности, не тронут того, кто запрет за собой двери своего дома, также не тронут того, кто укроется в доме Абу Суфьяна». Абу Суфьян дал понять жителям Мекки, что вести войну с Посланником Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) бессмысленно.
Благородный Пророк (салляллаhу’алейхи ва саллям) велел своим сподвижникам вступить в Мекку с различных сторон, разделившись на группы, чтобы жители Мекки не смогли оказать им сопротивление. Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) сказал: «Сегодня день милосердия и возвеличивания Каабы».
Вступая в Мекку, Посланник Аллаhа ( салляллаhу алейхи ва саллям) читал суру «Аль-Фатх». Не испытывая ни малейшей гордости и высокомерия из-за величия, которым Всевышний одарил его, Пророк Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) вступил в Мекку, склонив свою голову так, что борода его касалась седла верхового животного.
Вокруг Каабы в те времена стояли триста шестьдесят идолов. Пророк (салляллаhу’алейхи ва саллям) своей тростью дотрагивался до каждого из них, читая при этом Аят со следующим смыслом: «Явилась истина, и исчезла ложь!»
Идолы, которые были прикреплены расплавленным свинцом, как только Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) трогал их, рассыпались и один за другим падали на землю. В самой Каабе также находились идолы и всякие памятники, которые курайшиты воздвигли якобы Пророкам. Пророк велел удалить из Каабы всех идолов и разбить их, и только после этого он вошел в Каабу. Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) затем велел Билал-асхабу подняться на крышу Каабы и провозгласить призыв к намазу – азан. И люди толпами стали принимать Ислам. Они столпились на той стороне Каабы, где находились ее двери, и ждали, как же Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) поступит с жителями Мекки.
Пророк Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) вначале, стоя у дверей Каабы, прочитал проповедь, и затем сказал: «О курайшиты, как вы думаете, что я сделаю с вами?» Они ответили: «Ты наш великодушный брат и сын нашего великодушного брата, мы ждем от тебя добра!» Тогда Пророк (салляллаhу’алейхи ва саллям) сказал: «Вы можете идти! Ступайте, вы свободны!» Затем люди, пожимая Пророку (салляллаhу’алейхи ва саллям) руку, стали давать клятву на верность Исламу, на повиновение Аллаhу и Его Посланнику (салляллаhу’алейхи ва саллям). После мужчин клятву принесли женщины, однако Пророк (салляллаhу’алейхи ва саллям) не пожимал им руки. Они также присягнули Пророку (салляллаhу’алейхи ва саллям)в том, что не станут поклоняться никому кроме Аллаhа, не будут воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, боясь бедности, и не будут ослушиваться Пророка (салляллаhу’алейхи ва саллям).
Обратите внимание на мудрость Всевышнего Аллаhа: Посланника Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям), которого жители Мекки, обидев и причинив боль и страдания, изгнали оттуда, Создатель вернул в Мекку возвеличенным. Также сподвижники Пророка (салляллаhу’алейхи ва саллям), которые, будучи слабыми, ради Ислама покинули свою родину и имущество, вернулись сильными, с честью и достоинством. Билал-асхаб, которого истязали, уложив на раскаленный песок и придавив грудь большим камнем, теперь взобрался на крышу самой Каабы и провозгласил: «Аллаh велик!». Идолы, прикрепленные к полу свинцом, как только Посланник Аллаhа (салляллаhу’алейхи ва саллям) дотрагивался до них, сами рассыпались и падали на землю.