19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

УСЛОВИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТА

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить про пост. Пост в месяц Рамадан является фарзом, который ясно описан в Исламе, и человек, который, услышав, что пост является фарзом, отрицает это, является кяфиром, то есть становится вероотступником, кроме тех, кто только принял Ислам и кто живёт вдалеке от учёных Ислама.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Для предписанного поста — месяц Рамадан. В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и аятами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи. Кто из вас в этот месяц находится дома, тот в продолжение его должен соблюдать пост…»1

В этом аяте говорится, что в Рамадан мы обязаны держать пост.
Пророк в одном из хадисов говорит:

«Месяц Рамадан — это месяц, в котором Аллах обязал вас держать пост, и я сделал сунной ночное богослужение в этот месяц. Человек, который постится днем в месяц Рамадан, а ночью бодрствует и служит Всевышнему Аллаху, надеясь на Его вознаграждение, выйдет из грехов, как новорожденный ребенок»2.

В арабском языке слово «савм» (пост) означает «воздержание», а в Шариате — воздержание от того, что запретно, того, что нарушает пост в дневное время. Человек становится обязанным держать пост в месяц Рамадан, когда он увидит луну или по истечению 30-ти дней месяца Шаабан, то есть, если люди луну не увидели, они отсчитывают 30 дней Шаабана и держат пост, либо доверяют тому, кому можно верить, в том, что он увидел луну. Не каждый мусульманин должен видеть луну. Если кто-то видел луну, то мы можем доверять ему, если он не совершает больших грехов и не постоянствует в малых, или же есть справедливые свидетели, которые подтверждают, что он видел луну. Если астрономы вычислили начало месяца Рамадан, то все мусульмане не обязаны следовать их словам, но имеют право. А сами астрономы обязаны следовать своим знаниям, и им обязаны следовать те люди, которые доверяют этой науке.

 

Человек, соответствующий следующим условиям, обязан держать пост:

 

  • Ислам, то есть человек должен быть мусульманином.
  • Совершеннолетие, то есть несовершеннолетний не обязан держать пост.
  • Разум, то есть умственно больной человек, глупый, который не может себя контролировать, не обязан держать пост. 
  • Возможность держать пост, то есть человек, который не может держать пост по каким-то серьезным причинам (например, болезнь), не обязан держать пост.

 

Условия действительности поста:

 

  • Ислам.
  • Достижение возраста различения, когда ребенок уже отличает хорошее от плохого, — это примерно с семи лет (ребенок сам надевает обувь, сам ходит в туалет с водой, отличает правую сторону от левой и т. д.).
  • Чистота от менструальных и послеродовых выделений.
  • Время, соответствующее посту, то есть в месяц Рамадан пост обязательный, в другие месяцы обязательный пост человеку не засчитывается, но засчитывается возмещение долга за пропущенный пост в Рамадан.

 

Запрещается держать пост:

 

  • В праздничные дни, то есть в дни Идатуль-Фитр (Ураза-Байрам) и Идатуль-Азха (Курбан-Байрам).
  • 3 дня ташрика. Это 3 дня после Идатуль-Азха, в которые можно делать жертвоприношения.
  • День сомнения — когда непонятно, это конец Шаабана или начало Рамадана. Выделить последнюю половину Шаабана и держать пост не разрешается. А если человек держит пост и в Раджабе, и в Шаабане, и потом в Рамадане, то ему разрешается держать пост и во второй половине Шаабана. Аналогичным образом тем, кто держит желательные посты в понедельник и четверг, держать пост в эти дни, если они выпадают на вторую половину Шаабана, не запрещено.

 

Человек, который сделал намерение на желательный пост, имеет право нарушить пост по каким-либо причинам, но нарушение поста без причины является неуважением к посту.

 

Обязанности поста:

 

  • Намерение. Намерение делают с заходом солнца, и можно сделать намерение до утреннего солнца, вне зависимости от того, это обязательный или суннат. Совершенная форма намерения: «Я намереваюсь завтра держать пост этого месяца Рамадан этого года». Но надо обязательно осмыслить намерение, чтобы оно было и в сердце. Если человек только в сердце сделает намерение, то этого достаточно, хотя языком сказать будет лучше. Человек, сделавший намерение держать пост, имеет право есть и совершать другие действия, нарушающие пост, до рассвета. Если же человек хочет держать суннат-пост, то он имеет право сделать намерение до зенита, при условии, что от рассвета до этого времени он не совершил действий, нарушающих пост. Например, человек держит пост по понедельникам и четвергам. И если в один из дней этот человек забыл сделать намерение ночью, он может сделать намерение до того, как солнце дойдет до зенита. Если же этот человек совершил действие, которое нарушает пост и потом вспомнил о посте, то после этого намерение на суннат-пост не засчитывается, потому что он уже совершил действие, нарушающее пост, до намерения.

Людям, встающим утром, до рассвета, чтобы поесть перед постом, это вставание засчитывается как их намерение, потому что еда принимается с целью впоследствии держать пост.

Если человек забыл сделать ночью намерение на обязательный пост в месяц Рамадан, то он обязан воздерживаться до конца дня от всех вещей, нарушающих пост, и после месяца Рамадан еще возместить этот пост. Но можно подстраховаться, сделав намерение на целый месяц Рамадан, следуя мазхабу имама Малика, рахимахуллах, чтобы у нас засчитался пост, в котором забыли про намерение. Однако, по мазхабу имама Шафии, рахимахуллах, после этого все равно нужно возмещать этот пост в другой день.

Человек, который пропустил один пост из месяца Рамадан, имел возможность возместить и не возместил его до следующего месяца Рамадан, вдобавок к тому, что должен возместить его, должен отдать один мудд зерна, за то, что откладывал возмещение этого поста. Мудд3 — 4 саха. И сколько дней поста человек не возмещает до следующего Рамадана, столько муддов он и должен выплатить.

 

  • Воздержание от всех вещей, нарушающих пост. Под этим подразумевается воздержание не только от физических действий, нарушающих пост, но и от внутренних грехов, уменьшающих воздаяние за пост. Пророк говорил: «Сколько людей держит пост, но от поста им только голод и жажда».

Поэтому пусть Всевышний Аллах не сделает нас теми, кто от поста получает только голод и жажду, и пусть Он простит нам наши ошибки.

 

  • 1. Сура «Аль-Бакара», аят 185.
  • 2. Хадис передали Ибн Маджа и аль-Байхаки.
  • 3. Примерно 500 г.Автор: Мухаммад Амин аль-Курди
    Книга: Танвир аль-кулюб
    Комментарий: Махди-хаджи Абидов
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *