Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
МОЛИТВА ПУТЕШЕСТВЕННИКА ПО ШАФИИТСКОМУ МАЗХАБУ
Во время путешествия человеку дозволено сокращать 4-х ракаатные молитвы (Зухр, Аср и Иша) до 2-х ракаатов.
Восполнять молитвы, пропущенные до того, как человек стал путешественником, необходимо без сокращений (то есть по 4 ракаата). Если человек пропустил молитву, будучи путником, и восполняет ее уже в оседлом состоянии, он обязан совершить молитву в 4 ракаата, не сокращая ее, как делал бы это в пути (данное мнение противоречит мнению ханафитского мазхаба, согласно которому пропущенные в пути молитвы следует восполнять в сокращенном виде по 2 ракаата).
Человек становится путешественником после преодоления границ (стен) города1. Как только человек пересек границу, покинув населенный пункт, он уже имеет право сокращать молитву (для сокращения молитв не ставится условием, чтобы путник прибыл на место своего назначения).
Если за стенами города находятся какие-то дополнительные постройки, согласно самому верному мнению, необходимо миновать и их. Это мнение принадлежит имаму Рафи’. По мнению имама Навави, дозволено сокращать молитву, даже если ты еще не миновал на своем пути прилегающие к городу постройки.
Если город не обнесен стеной или не имеет обозначенных границ, следует ориентироваться по постройкам. Как только человек вышел за пределы застроенной территории, он считается путником и имеет право сокращать молитвы. То же касается людей, которые живут в пустыне в палатках.
Возвращаясь домой, человек перестает быть путешественником, как только он достиг стен своего города. Человек перестает быть путником в том же месте, в котором он начинает считаться путником, когда покидает родной город.
Человек перестает быть путешественником, если он выразил намерение задержаться в каком-либо месте на 4 дня или более, не считая дней прибытия и отъезда2.
В ситуации неопределенности относительно сроков пребывания в какой-либо местности, если человек точно не знает, когда он покинет данное место или каждый день намеревается уехать, но по каким-то причинам этого не происходит, ему дозволено оставаться путником и сокращать молитвы в таком состоянии 18 дней.
Сокращать молитвы дозволено в том случае, если человек отправляется в путь на расстояние равное примерно 81 км или более, будь то по суше или по морю. Сокращать молитвы дозволено даже в том случае, если человек преодолеет это расстояние за очень короткое время3. Если человек путешествует без конкретной цели, сокращать молитвы ему не дозволено, даже если он преодолевает в пути расстояние более 81 км. То же касается того, кто вышел в путь в поисках человека, который должен вернуть ему долг, или в поисках беглого раба, не имея при этом конкретного пункта назначения.
Если у человека есть два возможных маршрута до места, куда он хочет добраться, один из которых меньше 81 км, а другой — больше, он имеет право выбрать более длинный путь и сокращать молитвы только в том случае, если выбор обусловлен тем, что этот путь более безопасный или более легкий. Не разрешается выбирать более длинный путь только ради того, чтобы иметь возможность сокращать молитвы.
Не разрешается сокращать намаз рабу, который следует в пути за своим хозяином, воину, который следует в пути за военачальником, жене, которая следует за мужем, если эти люди не знают, куда именно они направляются. Если эти люди преодолевают расстояние в 81 км и имеют твердую уверенность в этом (например, знают о том, что какой-либо населенный пункт находится на таком расстоянии от их родного города), им дозволено начать сокращать молитвы. Если пункт назначения известен заранее, сокращать молитвы дозволено сразу.
Если человек вышел в путь, но решил вернуться, он перестает считаться путником и не имеет права сокращать молитвы по пути домой. Если он впоследствии, не успев вернуться домой, всё-таки решит развернуться и продолжить путешествие, чтобы понять, можно ли ему сокращать намазы, он должен посчитать, составит ли его путь 81 км от той точки, находясь в которой, он передумал и решил продолжить путь4.
Если человек отправляется в путь и этот путь сам по себе является для него грехом (например, это касается беглого раба, женщины, которая покинула дом без разрешения мужа), такому человеку не разрешается сокращать намаз.
Если человек вышел в путь ради совершения греха, (например, ради совершения прелюбодеяния (зина) или другого преступления), ему нельзя сокращать намаз. Если в пути он покается, для того, чтобы он имел право сокращать молитвы, необходимо, чтобы его путь составил не менее 81 км, начиная с той точки, будучи в которой он покаялся.
Если человек вышел в путь с дозволенной целью, но в пути его намерение изменилось, то, согласно самому верному мнению, с этого момента ему не разрешается сокращать молитвы5. Если же он раскается и откажется от греховного намерения, он может снова сокращать молитвы, независимо от того, сколько продлится его путь с того момента, как он покаялся.
Если человек в пути с дозволенной целью, но совершил грех, например, выпил спиртное, это не влияет на то, может ли он сокращать намаз, так как учитывается именно намерение, с которым совершается данное путешествие.
- 1. Современные ученые шафиитского мазхаба указали на то, что сегодня границы в такой ситуации дозволено определять по указателям о начале/окончании того или иного населенного пункта.
- 2. Например, если человек приехал куда-либо в понедельник и намеревается выехать из этого места в пятницу, он продолжает оставаться путником и сокращать молитвы, потому что за вычетом дней прибытия и отъезда он пробудет в данном месте только три дня.
- 3. Некоторые шейхи высказали мнение, что сокращать молитвы во время путешествия, которое проходит с комфортом без каких-либо трудностей, нельзя. Однако, согласно самому сильному мнению, сокращать молитвы дозволено в любом случае, если человек преодолевает указанное расстояние, будь то на самолете за несколько минут или пешком за несколько дней.
- 4. Например, человек отъехал от города на 30 км и решил вернуться домой, преодолев 10 км, он передумал, развернулся и продолжил своё путешествие. В этом случае расстояние, которое он преодолевает в пути следует начать отсчитывать с нуля, хотя он находится на расстоянии 20 км от родного города. Сокращать молитвы для него дозволено только в том случае, если расстояние от данной точки до его места назначения составляет не менее 81 км.
- 5. Например, если человек ехал куда-то, чтобы навестить родстенников, но затем решил, что поедет в это место, чтобы ограбить кого-то, с этого момента он не имеет права сокращать молитвы.
Автор: Имам Мухйиддин ан-Навави
Книга: Минхадж ат-Талибин
Комментарий: Махди Шамсуддин
Источник: darulfikr.ru