08.11.2024
Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
НАМАЗ ПО ШАФИИТСКОМУ МАЗХАБУ. УСЛОВИЯ И ОСНОВЫ
Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить об условиях намаза — о том, какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек был обязан молиться. 
Таких условий шесть:
  1. Ислам (человек должен быть мусульманином).
  2. Совершеннолетие
  3. Разум
  4. Чистота от менструальных и послеродовых выделений
  5. Надо, чтобы до человека дошел призыв Пророка Мухаммада (с.а.в.).
  6. Надо, чтобы человек обладал либо слухом, либо зрением — хотя бы одним из этих двух чувств.
Если человек потерял рассудок, или потерял сознание, или опьянел не по своей воле, то он не обязан совершать намаз и не обязан возмещать пропущенные по этим причинам намазы. Но если он сам виноват в том, что он опьянел или потерял сознание, то он обязан возместить намазы, пропущенные во время опьянения и потери сознания.
Когда вероотступник возвращается в Ислам, он обязан возместить пропущенные намазы. 
Женщина, у которой менструация или послеродовые выделения, не обязана молиться и не обязана возмещать пропущенные по этим причинам намазы, однако ей надо возмещать пропущенные дни обязательного поста!
Когда кяфир принимает Ислам, или ребенок становится совершеннолетним, или умалишенный обрел разум, или потерявший сознание пришел в себя, или же женщины закончилась менструация или завершились послеродовые выделения, то если (все эти люди) станут вновь обязанными молиться, так что у них остается время (из того, которое отпущено на намаз), чтобы произнести: «Аллаху Акбар», — (и сделать намерение на намаз), то они обязаны совершить этот намаз. Также вместе с первым намазом, который ты должен совершить, после того как вновь стал обязан молиться, возмещаются те намазы, которые ты имеешь право в путешествии совместить с этим намазом.
Пример:
Если у женщины завершится менструация, когда намаза Магриб останется всего пять минут, естественно, женщина не успеет совершить полное ритуальное купание и помолиться. Однако она обязана возместить третий намаз, поскольку она могла его совершить, ведь пяти минут для намаза хватает, и она могла за это время сделать намерение и произнести: «Аллаху Акбар». Итак, она должна возмещать намаз Аср. И также она должна возместить намаз Зухр, поскольку в пути его можно объединить с намазом Аср. 

Если у женщины завершится менструальный цикл перед утренним намазом, например, тогда, когда до утреннего азана остается пять минут, она не успеет совершить полное ритуальное купание и сделать ночной намаз. Но она обязана его возместить, а вместе с ним и вечерний.
Повторим: если сестра очистилась во время намаза Аср или намаза Иша, то они должны возместить и тот намаз, который идет перед ним, так как в путешествии мы можем их совмещать. Вот что нужно понимать нашим сестрам! А то на практике женщины часто забывают об этом.
Когда детям исполняется семь лет, уже нужно учить их совершать намаз, как мальчиков, так и девочек. А уже после десяти лет их можно наказывать, если они пропускают намазы. Наказывать их за это — фарзуль-кифая, то есть их обязаны наказывать и отец, и мать, и дедушка, и опекун, который за ними смотрит. Если вдруг мы не будем учить наших детей намазу и после исполнения ими десяти лет не будем их наказывать за то, что они не делают намаз, мы будем отвечать перед Аллахом за то, что они не совершают намаз, даже тогда, когда они вырастут.
Теперь перейдем к основам намаза. Разница между условием и основой заключается в том, что условие должно быть соблюдено до намаза и сохраняться в намазе, а основы намаза соблюдаются на протяжении всего намаза. Тем не менее, все основы необходимо соблюсти еще до вступления в намаз (чтобы на протяжении всего намаза они сохранялись).

Таких основ семь:
  • Омовение (как полное, так и малое).
  • Чистота тела, одежды и места, на котором совершается намаз (кроме того, что прощается; об этом мы рассказали ранее). Речь идет о грязи и наджасе, которые не прощаются Шариатом. 
  • Сокрытие аурата. Аурат для мужчины — это всё, что между коленями и пупком включительно. Аурат для женщины — это всё, кроме лица и кистей рук. Тот, кто собирается совершить намаз, обязан закрыть эти участки тела. Как? Надо не ограждение ставить, а использовать ткань, через которую нельзя различить цвет кожи! Нельзя молиться в капроновых чулках, они не скрывают аурат, поскольку через них можно различить цвет кожи. 

Если при совершении намаза порвется одежда или откроется в каком-то месте аурат и человек сможет закрыть аурат рукой, он обязан, не прекращая намаз, закрыть его рукой и продолжать молиться (если, конечно, речь не идет о той части тела, от прикосновения к которой нарушается омовение). При совершении суджда в этом случае разрешается оставить аурат открытым (не закрывая рукой). Поскольку в земном поклоне в этой ситуации мы не можем закрыть аурат, его закрытие не становится обязанностью.

  • Знание о наступлении времени намаза: точное знание или примерное (например, в мыслях вы более, чем на 50%, склоняетесь к тому, что наступило время намаза). 

Если человек сделал намерение на фарз-намаз до наступления времени данного намаза, этот намаз засчитывается как суннат, то есть желательный намаз.

Если же у него когда-то был пропущенный фарз-намаз, то этот намаз (который он совершил до наступления времени намаза) засчитывается за него. 

Пример:

Допустим, человека посадили в тюрьму на 20 лет. И все эти 20 лет он думает, что время утреннего намаза наступает тогда-то. И 20 лет он делает так утренний намаз. Выйдя из тюрьмы, он понимает, что, оказывается, все это время он молился на 10 минут раньше наступления намаза. Что делать? Он обязан возместить только последний совершенный таким образом намаз! Почему? Потому что каждый намаз, который он совершает до наступления его времени, замещается намазом следующего дня, который он совершает до наступления времени намаза.

Есть еще одна тонкость. Если человек решает, что время намаза уже прошло и теперь нужно возместить этот намаз, возмещает его с намерением на возмещение, а потом оказывается, что время оставалось и он совершил намаз вовремя, то, хотя намерение было на возмещение, намаз засчитывается как своевременно выполненный. 

  • Надо повернуться грудью в сторону киблы. Если человек находится непосредственно рядом с Каабой, то он точно должен знать направление и поворачиваться к самой Каабе. Если он далеко от Каабы, то в сторону Каабы он направляется как бы мысленно, полагая, что в этой стороне Кааба, и этого достаточно. 
Есть ситуации, когда разрешается молиться не в сторону киблы:
А) Когда грозит опасность, то есть если человек находится в разрешенном Шариатом бою, и наступает время фарз-намаза, и не получается повернуться в сторону киблы, поскольку его могут убить или ранить. В этом случае он поворачивается в сторону киблы, когда получается, и молится так, как получается, будь то фарз или суннат.
Б) В суннат-намазе, в пути, если конкретное путешествие — халяль для этого человека. Например, если человек вышел в путь, чтобы совершать харам, то шариатские «льготы» он не получает. Если человек находится в дозволенном пути и он идет пешком, то он обязан обратиться в сторону киблы лишь тогда, когда делает намерение на намаз, когда совершает поясной и земной поклоны и когда садится между двумя суджда. Это относится только к суннат-намазам! Все остальное время намаза он может смотреть в другую сторону — но лишь туда, куда ведет его дорога.
Если человек скачет на лошади или едет на машине, если ему не трудно молиться в сторону киблы во всем намазе, в поясных и земных поклонах, то он обязан молиться в сторону киблы. Если это трудно, то он обязан повернуться к кибле лишь во время совершения намерения. Если и этого не получается, то и во время совершения намерения не обязан1.
Если же человек находится на корабле и он моряк или даже капитан, то есть он смотрит за кораблем, он не обязан молиться в сторону киблы. Он может смотреть туда, куда ему нужно по работе. 
  • Надо знать способ совершения намаза. Надо знать, что нарушает намаз, и не допускать этого.

Автор: Мухаммад Амин аль-Курди
Книга: Танвир аль-кулюб
Комментарий: Махди-хаджи Абидов
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий