12.12.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

НАРУШЕНИЕ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

باب أسباب الحدث:

Что нарушает малое омовение
وهي أربعة:
Это четыре [причины]:
أحدها: الخارج من قبل أو دبر، أو ثُقْبَةٍ تحت السُّرَّة مع انسداد المخرج المعتاد، عيناً أو ريحاً، معتاداً أو نادراً، كدودة وحصاة.
إلا المنيَّ فإنه يوجب الغسل ولا ينقض الوضوء، وصورة ذلك: أن ينام ممكِّنا مقعده فيحتلم، أو ينظر بشهوة فينزل، وإلا فلو جامع أو نام مضطجعاً فأنزل انتقض باللمس وبالنوم
Первая – все, что выходит через передний и задний проходы или из отверстия в под пупком при закрытии естественного пути1 в виде вещества2 или газов, обычное и необычное, например, глисты или камешки, кроме мани3, выход ее требует совершения полного омовения, но не нарушает малое. Например, человек спит, сидя на твердом, и у него происходит поллюция, или смотрит на что-то возбуждающее, и у него случается семяизвержение. Напротив, если человек совершает половой акт с женой или поллюция происходит во сне, малое омовение нарушается, но по причине прикосновения [к женщине] и сна.
الثاني: زوال عقله، إلا النوم قاعداً ممكناً مقعده من الأرض، سواء الراكب والمستند -ولو لشيء لو أزيل لسقط- وغيرهما
Вторая – потеря сознания4 или сон, за исключением сна сидя, прижав ягодицы к земле5, верхом на чем-то или опираясь на что-что так, что, если опору убрать, человек упадет и т. п.
فلو نام ممكناً فزالت أليتاه قبل انتباهه انتقض، أو بعده أو معه أو شَكَّ، أو سقطت يده على الأرض وهو نائم ممكن مقعده، أو نَعَس وهو غير ممكن، وهو يسمع ولا يفهم، أو شك هل نام أو نعس، أو هل نام ممكناً أو غير ممكن، فلا ينقض
Если ягодицы спящего сидя сдвинутся до пробуждения, омовение нарушится; если после пробуждения, или одновременно с ним, или есть сомнение6, если рука спящего сидя на твердом упадет на землю или если человек дремлет, даже если он не сидит на твердом, [то есть] слышит, но не понимает, или сомневается, дремал или спал, или сомневается, спал, сидя на твердом или нет, – то омовение не портится7.
الثالث: التقاء شيء وإن قلَّ من بشرتي رجل وامرأة أجنبيين، ولو بغير شهوة وقصد، حتى اللسان والأشل والزائد، إلا سناً وظفراً وشعراً وعضواً مقطوعاً.
Третья – соприкосновение любой, даже очень маленькой, части кожи мужчины и женщины не-махрамов8, даже без вожделения и ненамеренно, даже языком, парализованной или дополнительной9 частью тела, кроме зубов, ногтей, волос или отрезанной части тела.
 
وينقض هرم وميت، لا محرم وطفل لا يشتهى في العادة 
Также нарушает [омовение] прикосновение к старику или трупу10, [не нарушает прикосновение] к махраму и ребенку, не вызывающему обычно вожделения.
فلو شك: هل لمس امرأة أم رجلاً، أو شعراً أو بشرة، أو أجنبية أو محرماً، لم ينقض.
Если сомневаешься, коснулся мужчины или женщины, кожи или волос, махрама или не-махрама – [омовение] не нарушается.
 الرابع: مس فرج الآدمي بباطن الكف والأصابع خاصة، ولو سهواً أو بلا شهوة، قبلاً أو دبراً، ذكراً أو أنثى، من نفسه أو من غيره، ولو من ميت وطفل ومحل جَبٍّ وإن اكتسى جلداً، أو أشل -ولو مقطوعاً- وبيد شلاء، لا فرج بهيمة، ولا برؤوس الأصابع وما بينها وحرف الكف.
Четвертая – прикосновение к половому органу человека внутренней стороной ладони или пальцев11, даже если случайно, без вожделения [коснулся] переднего или заднего прохода мужчины или женщины, своего или чужого, даже у покойника или ребенка, даже при прикосновении к коже на месте, где был кастрированный половой член, или к парализованному члену, или к отрезанному, или же парализованной рукой. [Малое омовение не нарушается] при прикосновении к половым органам животных или [при касании] кончиками пальцев, или между пальцев, или боком ладони.
ولا ينقض قيء، وفصد، ورعاف، وقهقهة مُصَلٍّ، وأكل لحم جزور، وغير ذلك.
Малое омовение не нарушается рвотой, кровопусканием, кровотечением из носа, громким смехом во время намаза12, если поел верблюжьего мяса13 и прочими вещами14.
 

[الشك في الوضوء]:

 

Сомнение в омовении 

من تيقن حدثاً وشك في ارتفاعه فهو محدث، ومن تيقن طهراً وشك في ارتفاعه فهو متطهر. وإن تيقنهما وشك في السابق منهما، فإن لم يعرف ما كان قبلهما، أو عرفه وكان طهراً، وكان عادته تجديد الوضوء، لزمه الوضوء، فإن لم يكن عادته تجديد الوضوء، أو كان [ما قبله] حدثاً، فهو الآن متطهر
Если есть уверенность, что малое омовение нарушилось, однако возникает сомнение в устранении хадаса15, то омовения нет16. Если есть уверенность, что совершал малое омовение, но есть сомнение, нарушалось оно или нет, то омовение есть. Если уверен и в том, и в другом, но сомневаешься, что было раньше: если не знаешь, что было до того17, или знаешь, и это омовение, и есть обычай обновлять омовение18, то нужно сделать омовение; если нет такого обычая, или до них было осквернение, то считаешь, что омовение есть19.
[محرمات الحدث]:
Действия, запретные без малого омовения
ومن أحدث حرم عليه الصلاة، وسجود التلاوة والشكر، والطواف، وحمل المصحف ولو بعلاقته أو في صندوقه، ومسه سواء المكتوب وبين الأسطروالحواشي، وجلده وعلاقته وخريطته وصندوقه وهو فيهما. وكذا يحرم مس وحمل ما كتب لدراسة -ولو آية- كاللوح وغيره، ويحل حمل مصحف في أمتعة.
Тому, у кого нет малого омовения, запретны:
  1. намаз;
  2. суджуд ат-тилява (суджуд чтения Корана);
  3. суджуд аш-шукр (суджуд благодарности);
  4. таваф (обход Каабы);
  5. носить Коран, даже в обложке или в коробке, или прикасаться к нему, будь то строчки, между них, поля, обложку, веревочку, сумку или коробку, в которых он [находится].
Также запретно прикасаться к переписанным с целью заучивания аятам и носить [их], даже если это один аят, на дощечке и т. п.20. Дозволяется носить мусхаф в сумке среди других вещей.
وحل حمل دراهم ودنانير وخاتم وثوب كتب عليهن قرآن، وكتب فقه وحديث وتفسير فيها قرآن، بشرط أن يكون غير القرآن أكثر.
Дозволено носить дирхамы, динары, кольца или одежду, на которых написан Коран.
[Дозволено носить] книги по фикху, хадису, тафсиру, в которых содержатся аяты из Корана, при условии, что не Корана больше21.
ويمكن الصبي المحدث من حمله ومسه.
Дозволяется несовершеннолетнему22 без малого омовения23 носить Коран и касаться его.
ولو كتب محدث أو جنب قرآناً ولم يمسه ولم يحمله جاز.
Находящийся в состоянии хадаса и джунуба24 может писать аяты Корана, если не прикасается и не носит написанное.
ولو خاف على المصحف من حرق أو غرق أو يد كافر أو نجاسة، وجب أخذه مع الحدث والجنابة، إن لم يجد مستودعاً له، لكن يتيمم إن قدر.
Если есть опасность, что мусхаф сгорит, намокнет, попадет в руки к немусульманину или в наджасу, то находящийся в состоянии хадаса или джунуба обязан взять Коран, если не найдет, кому передать25, однако по возможности следует сделать таяммум (очищение землей).
ويحرم توسده وغيره من كتب العلم.
Не дозволяется класть Коран или книгу по исламской науке под голову26.
  • 1. При невозможности выхода мочи обычным способом. Однако если естественное отверстие открыто и что-то вышло из отверстия под пупком или естественное отверстие закрыто и выход мочи или кала происходит из отверстия над пупком или на уровне пупка, то в этих случаях малое омовение не портится (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 2. Как моча или кал (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 3. Словом «мани» المنيّ в арабском языке обозначается как сперма мужчины, так и жидкость, выделяющаяся при оргазме у женщин. Выход того и другого требует совершения полного омовения (Reliance e 7.1).
  • 4. Имеется в виду потеря восприятия из-за безумия, обморока и т. п. (Файд аль-Илях аль-Малик)
  • 5. Или на любой другой твердой поверхности таким образом, что выход газов из заднего прохода невозможен (Reliancee7.2). В этом случае омовение не нарушается, поскольку, если из человека что-то выйдет, он это почувствует (Танвир аль-Масалик).
  • 6. Сдвинулся до пробуждения или одновременно с ним (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 7. Однако после сна сидя на твердом и дремоты сделать малое омовение желательно (Мукаддима аль-Хадрамийя).
  • 8. То есть тех, кто может жениться друг на друге, сейчас или в будущем, в том числе супруги. Этим исключаются махрамы – те, на ком навсегда запретно жениться. Разъяснение, кто относится к махрамам, будет в разделе «Никях» (Танвир аль-Масалик).
  • 9. Шестым пальцем руки, например.
  • 10. Противоположного пола (Reliance e 7.3).
  • 11. То есть теми частями, которые при смыкании ладоней соприкоснутся (Reliance e 7.4).
  • 12. Эти четыре вещи нарушают малое омовение в ханафитском мазхабе.
  • 13. Что нарушает малое омовение в ханабалитском мазхабе.
  • 14. Однако во всех перечисленных случаях сделать малое омовение желательно (Мукаддима аль-Хадрамийя), чтобы выйти из противоречия (хиляфа) с теми мазхабами, где эти действия нарушают малое омовение. Не должен быть имамом в намазе тот, кто совершил что-то, что портит омовение по другим мазхабам, ведь среди совершающих за ним намаз могут быть последователи этих мазхабов (Тахрир аль-Масалик).
  • 15. Состояние малого осквернения.
  • 16. В фикхе есть правило: состояние, в котором есть уверенность, не нарушается сомнением (Тахрир аль-Масалик). Но сделать омовение в случае сомнения желательно (Мукаддима аль-Хадрамийя).
  • 17. То есть до омовения и его нарушения.
  • 18. Является сунной обновлять омовение для каждого намаза, даже если оно не нарушалось.
  • 19. Имам ан-Навави (в «Маджму’» и «Рауда») посчитал более сильным мнение, что в случае уверенности совершения омовения и нарушения его при сомнении, что из этого было раньше, необходимо в любом случае сделать малое омовение (Танвир аль-Масалик).
  • 20. Однако дозволяется трогать и носить аяты Корана, написанные не для обучения, а, например, в качестве амулета (сабаба), даже, как сказал шейх аль-Хатыб (аш-Ширбини), если он содержит в себе весь Коран (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 21. Так как основной текст в таких книгах не из Корана. Однако запретно, если текст Корана составляет половину и больше объема книги (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 22. Достигшему возраста различения, то есть способному самостоятельно есть, пить и очищаться после посещения туалета (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 23. В целях обучения Корану. Это относится и к девочкам. Что касается детей, не достигших этого возраста, взрослые не должны давать им в руки Коран (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 24. Состояние большого осквернения.
  • 25. Мусульманину, который может защитить его (Танвир аль-Масалик).
  • 26. Можно, если есть опасение, что книги могут украсть (Файд аль-Илях аль-Малик).

Добавить комментарий