13.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

باب المسح على الخفين

ПРОТИРАНИЕ ХУФФОВ1

يجوز المسح على الخفين في الوضوء للمسافر سفراً مباحاً تقصر فيه الصلاة ثلاثةَ أيام ولياليهن
Дозволено протирать хуффы при совершении малого омовения для путешественника, находящегося в дозволенном пути2, сокращающего молитвы, в течение трех дней и ночей3.
وللمقيم يوماً وليلة
Для того, кто не в пути, срок – сутки4.
وابتداء المدة من الحدث بعد اللُّبْس
Срок отсчитывается с [первого] нарушения омовения после надевания [хуффов].
فإن مسحهما أو أحدهما حضراً ثم سافر، أو سفراً ثم أقام، أو شك: هل ابتدأ المسح سفراً أو حضراً، أتم مسح مقيم فقط.
Если протер оба хуффа или один из них, будучи не в пути, затем отправился в путь, или если [протер] в пути, затем закончил путешествие, или же если есть сомнение, начался [срок] их протирания в пути или же после его окончания, – протирание можно совершать в течение суток.
ولو أحدث حضراً ومسح سفراً أتم مدة مسافر، سواء مضى عليه وقت الصلاة بكماله في الحضر أم لا
Если омовение испортилось дома, а протер хуффы в пути, протирание хуффов можно совершать  в течение 72 часов. И не имеет значения, прошло ли полностью время
намаза5.
فإن شك في انقضاء المدة لم يمسح في مدة الشك، لأن المسح رخصة.
Если есть сомнение, истек или нет срок протирания, протирать их больше нельзя, пока существует сомнение, поскольку протирание – это рухса (облегчение)6.
فإن شك هل أحدث وقت الظهر أو العصر، بنى أمره على أنه الظهر.
Если возникает сомнение7, нарушилось малое омовение во время намаза зухр или аср, берешь за основу, что во время намаза зухр.
ولو أجنب في المدة وجب النزع للغسل
Если в период ношения хуффов нарушилось полное омовение, их следует снять для совершения полного омовения.
وشرطه:
Условия [дозволенности протирания хуффов]:
1-        أن يلبسه على وضوء كامل.
2-        وأن يكون طاهراً.
3-        وساتراً لجميع محل الفرض.
4-        ومانعاً لنفوذ الماء.
5-        ويمكن متابعة المشي عليهما لتردُّد مسافر لحاجاته
1.     надевать хуффы после окончания малого омовения;
2.     чтобы они были чистыми8;
3.     чтобы они закрывали полностью место фарза9;
4.     чтобы они были водонепроницаемы10;
5.     [чтобы они были крепкими настолько], что путник мог бы в них идти пешком, выполняя свои нужды11.
سواء كان من جلد، أو لِبْدٍ، أو خِرَقٍ مطبَّقة، أو خشب، أو غير ذلك، أو مشقوقاً شد بشَرَج.
[Хуффы] могут быть изготовлены из кожи, войлока, из лоскутов ткани, твердых материалов и подобного12, даже если в них есть разрывы, стянутые шнурками13.
ولو لبس خفاً في رجل ليمسحه ويغسل الأخرى، أو ظهر من الرجل شيء -وإن قَلَّ- من خرق في الخف لم يجز
Не дозволяется протирать хуфф, надетый на одну ногу, а другую ногу вымыть. Также нельзя протирать хуфф, если сквозь дырку в нем видна нога, как бы ни была мала дырка.
والْجُرْمُوقُ: هو خف فوق خف، فإن كان الأعلى قوياً والأسفل مخرقاً فله مسح الأعلى، وإن كانا قويين أو القوي الأسفل لم يكف مسح الأعلى، فإن وصل البلل منه إلى الأسفل كفى، سواء قصد مسحهما أو الأسفل فقط أو أطلق، لا إن قصد الأعلى فقط
Джурмук – это надевание хуффов поверх хуффов. Если верхний хуфф крепкий, а нижний – дырявый, протираешь верхний. Если же оба крепкие или крепкий нижний, протирания верхнего недостаточно, но, если влага с него попала на нижний, достаточно. Неважно, намеревался протереть оба или только нижний. Но недостаточно, если намеревался протереть только верхний.
ويسن مسح أعلى الخف وأسفله وعقبه خطوطاً، بلا استيعاب ولا تكرار، فيضع يده اليسرى تحت عقبه، ويمناه عند أصابعه، ويُمِرُّ اليمنى إلى الساق واليسرى إلى الأصابع
Является сунной протирать у хуффа верх, подошву, а также пятку одним движением рук, не протирая их полностью или не более одного раза. Протирать хуфф следует так: кладешь левую руку под пятку, а правую на носок и двигаешь правую руку по направлению к голени, а левую к пальцам ноги.
فإن اقتصر على مسح أقل جزء من ظاهر أعلاه محاذياً لمحل الفرض كفى، وإن اقتصر على الأسفل أو العقب أو الحرف أو الباطن مما يلي البشرة فلا
Если ограничился протиранием любой открытой части верха хуффа в границах фарза14, то этого достаточно. Если ограничился протиранием подошвы, пятки, боковой или внутренней части, соприкасающейся с кожей, то этого не достаточно.
ومتى ظهرت الرجل بنزع أو بخرق -وهو بوضوء المسح- كفاه غسل القدمين فقط.
Если обнажилась ступня из-за снятия хуффа или через дырку – на месте фарза – достаточно только вымыть ноги15.

Слушать аудиоурок

  • 1. Хуффы в наши дни чаще всего представляют собой непромокаемые кожаные носки, закрывающие щиколотку, застегивающиеся на молнию, и сверху них надевается обувь. (Ред.) Протирание хуффов мокрыми руками – это облегчение (рухса) в малом омовении, заменяющее мытье ног, дозволенное для мужчин и женщин, здоровых и больных, зимой и летом, дома и в пути. Однако мытье мог – предпочтительнее, поскольку это – основа. (Танвир аль-масалик) Доказательства дозволенности протирания хуффов.
    Джарир ибн Абдулла передает: «Я видел, как Посланник Аллаха  справил нужду, совершил малое омовение и протер хуффы» (Бухари и Муслим). Ибн аль-Мунзир передает, что Хасан аль-Басри  сказал: «70 сподвижников Пророка  передали мне, что он протирал хуффы» (Файд аль-Илях аль-Малик).
    Аль-Кархи сказал: «Я боюсь, что тот, кто не признает протирания хуффов, является кяфиром, поскольку передачи об этом почти достигли степени таватур (наивысшей достоверности)» (Шарх аль-Гунейми на «Акыду Тахавийя»).
  • 2. Путешествия с целью, дозволенной по Шариату.
  • 3. 72 часа.
  • 4. По окончании срока ношения хуффов их следует снять и совершить малое омовение или, если на момент снятия омовение есть, вымыть ноги. Затем можно снова их надеть и начать отсчет нового срока ношения (Reliance, e 6.1).
  • 5. Среди ученых мазхаба было разногласие, распространяется облегчение по протиранию хуффов в течение срока путника (72 часа) на не совершившего вовремя намаз или нет. Сильное мнение, на которое и указывает автор «Умдат ас-Салик», состоит в том, что распространяется, так как его грех – не совершение вовремя намаза – не имеет отношения к его выходу в дозволенное путешествие (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 6. Так как облегчение в Шариате не может быть исполнено, если нет уверенности в наличии необходимых для него условий (Танвир аль-Масалик).
  • 7. К концу дозволенного срока ношения хуффов, если, например, не помнишь точно, когда этот срок начался (Reliance, e 6.2).
  • 8. Не сделанными из наджасы, например, из кожи свиньи.
  • 9. Место, которое обязательно омыть при мытье ног, то есть стопу до щиколотки включительно.
  • 10. Так, что, если на них лить воду, они бы не промокли. Если вода проникает сквозь нитки швов, то это допустимо, однако нельзя, чтобы вода проникала через сам материал (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 11. Такие, как привал, отдых, продолжение пути и т. п. (Файд аль-Илях аль-Малик)
  • 12. Также допустимо протирать носки, изготовленные из грубой толстой шерсти, если они не пропускают воду. Ни один мазхаб не дозволяет протирать обычные современные носки, так как они не соответствуют условиям №4 и №5, даже если надеть их один на другой во много слоев (Reliance, e 6.4).
  • 13. При условии, что не видна кожа ноги (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 14. От пальцев ноги до щиколотки включительно.
  • 15. Для завершения малого омовения. Нет нужды его возобновлять (Файд аль-Илях аль-Малик).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *