23.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ФАРЗЫ, СУННЫ И АДАБЫ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

باب الوضوء

Малое омовение (вуду)1

 [فرائض الوضوء]:
فروضه ستة: النية عند غسل الوجه، وغسل الوجه، وغسل اليدين إلى المرفقين، ومسح القليل من الرأس، وغسل الرجلين إلى الكعبين، والترتيب على ما ذكرناه.
وسننه ما عدا ذلك.
Фарзов2 малого омовения шесть:
  1. Намерение при умывании лица;
  2. Умывание лица;
  3. Мытье рук, включая локти;
  4. Протирание (масху) небольшой части головы;
  5. Мытье ног, включая щиколотки;
  6. [Выполнение омовения] в упомянутой последовательности.
Все остальные элементы малого омовения являются желательными.
[1- النية]:
فينوي المتوضئ رفع الحدث، أو الطهارة للصلاة، أو لأمر لا يستباح إلا بالطهارة، كمس المصحف أو غيره، إلا المستحاضة ومن به سلس البول، ومتيمماً، فينوي استباحة فرض الصلاة.
1. Намерение (ният). Совершающий малое омовение должен иметь намерение:
  1. на устранение состояния ритуального осквернения (хадас)3;
  2. либо на очищение для совершения намаза;
  3. или на очищение для совершения действия, запретного без омовения, например, для прикосновения к Корану и т. п.
Кроме женщины, страдающей хроническими влагалищными выделениями (истихада), того, у кого недержание мочи, и собирающегося совершить очищение землей (таяммум) – [они] делают намерение на дозволение обязательного намаза4.
وشرطه النية بالقلب، وأن تقترن بغسلأولجزء من الوجه. ويندب أن يتلفظ بها، وأن تكون من أول الوضوء، ويجب استصحابها إلى غسل أول الوجه، فإن اقتصر على النية عند غسل الوجه كفى، لكن لا يثاب على ما قبله من مضمضة واستنشاق وغسل كف.
Его условие5: намерение в сердце. [Нужно], чтобы оно было связано с мытьем первой части лица.
Желательно произносить намерение вслух и иметь его с самого начала малого омовения. Но обязательно держать его в сердце до начала умывания лица [и во время этого]. Если совершил намерение только при умывании лица , этого достаточно, однако не будет вознаграждения за предшествующие [желательные] действия, такие, как полоскание рта, носа и мытье кистей рук.
 
ويندب أن يسمي الله تعالى، وأن يغسل كفيه ثلاثاً، فإن ترك التسمية عمداً، أو سهواً أتى بها في أثنائه.
Желательно [начинать] с произнесения имени Всевышнего Аллаха6 и с трехкратного мытья кистей рук. Если не произнес: «БисмиЛлях», – намеренно или по забывчивости [в начале омовения], можно произнести его в течение омовения7.
فإن شك في نجاسة يده كره غمسها في دون القلتين قبل غسلها ثلاثا.
 
Если есть сомнение, нет ли на руках наджасы, нежелательно опускать их в воду объемом менее 204 литров, не вымыв их предварительно трижды8.
ثم يستاك، ويتمضمض، ويستنشق ثلاثاً بثلاث غُرفات، فيتمضمض من غُرْفة ثم يستنشق، ثم يتمضمض من أخرى ثم يستنشق، ثم يتمضمض من الثالثة ثم يستنشق، ويبالغ فيهما إلا أن يكون صائماً فيرفق
Затем следует почистить зубы сиваком, затем прополоскать нос и рот трижды тремя пригоршнями воды. Нужно набрать воды из ладони в рот, затем в нос, снова зачерпнуть воды и прополоскать рот и нос, затем в третий раз зачерпнуть воды и прополоскать рот и нос. Воду желательно доводить как можно глубже, за исключением времени поста, в этом случае вода не должна проникать глубоко.
 [2- غسل الوجه]:

 

ثم يغسل وجهه ثلاثاً، وهو: ما بين منابت شعر الرأس في العادة إلى الذقن طولاً، ومن الأذن إلى الأذن عرضاً. فمنه موضع الغَمَمِ، وهو: ما تحت الشعر الذي عمَّ الجبهةَ كلَّها أو بعضها.
2. Умывание лица. Затем следует трижды умыть лицо от места, где обычно начинают расти волосы до подбородка по вертикали и от уха до уха по горизонтали. Также к лицу относится «аль-гамам», то есть то, что ниже волос, которые могут расти на лбу.
ويجب غسل شعور الوجه كلها ظاهرها وباطنها، والبشرة تحتها، خفيفة كانت أو كثيفة، كالحاجب والشارب والعَنفَقة والعِذار والهُدْب وشعر الخد، إلا اللحية والعارضَيْن فإنه يجب غسل ظاهرهما وباطنهما والبشرة تحتهما عند الخفة، فظاهرهما فقط عند الكثافة، لكن يندب التخليل حينئذ، ويجب إفاضة الماء على ظاهر النازل من اللحية عن الذقن، ويجب غسل جزء من الرأس، وسائر ما يحيط بالوجه، ليتحقق كماله. وسُنَّ أن يُخلل اللحية من أسفلها بماء جديد.
Является обязательным вымыть все волосы, растущие на лице, с внешней и внутренней стороны, и кожу под ними, будь они густые или редкие: брови, усы, эспаньолку9, бакенбарды, ресницы и волосы, растущие на щеках, – кроме бороды10. Если она редкая, то обязательно вымыть ее со всех сторон и кожу под ней. Если же борода густая11, то можно [омыть] только снаружи, однако желателен «тахлиль», то есть расчесывание ее снизу вверх мокрыми пальцами. Обязательно попадание воды на наружную часть бороды под подбородком.
Также обязательно омыть части той части головы, что выходит за пределы лица во всех направлениях, чтобы быть уверенным в умывании границ лица.
Желательно делать «тахлиль» бороды снизу вверх новой водой. 

[3- غسل اليدين]:

ثم يغسل يديه مع المرفقين ثلاثاً، فإن قُطعت من الساعد وجب غسل الباقي، أو من مفصل المرفق لزمه غسل رأس العضد، أو من العضد ندب غسل باقيه.
 
3. Мытье рук. Затем трижды моешь руки до локтей включительно.
Если ампутирована часть руки от кисти, следует вымыть оставшуюся часть. Если рука ампутирована до локтя, обязательно вымыть ее конец. Если же от локтя до плеча – желательно вымыть оставшуюся часть.

[4- مسح الرأس]:

ثم يمسح رأسه فيبدأ بمقدم رأسه فيذهب بيديه إلى قفاه، ثم يردهما إلى المكان الذي بدأ منه، يفعل ذلك ثلاثاً، فإن كان أقرع أو ما نبت شعره أو كان طويلاً أو مضفوراً لم يندب الرد، فلو وضع يده بلا مد بحيث بلّ ما ينطلق عليه الاسم، وهو بعض شعرة لم تخرج بالمد عن حد الرأس، أو قطّر ولم يسل، أو غسله، كفى، فإن شق نزع عمامته كمّل عليها بعد مسح ما يجب.
4. Протирание головы. Затем протираешь голову от ее начала, двигая руки к затылку, затем возвращаешь их к тому месту, откуда начал, и делаешь так трижды12.
Если на голове нет волос (выпали или никогда не росли), или волосы очень длинные или же заплетены в косички, не является желательным проводить обратно.
Если просто положить руку на голову, не двигая ей, и часть головы намокла, то протирание действительно, если намокла хотя бы часть волоса, не выходящая за пределы головы. [Также оно действительно], если капнуть водой на голову и вода не потекла. Если трудно снять чалму, то достаточно протереть обязательный минимум, затем протереть чалму.
ثم يمسح أذنيه ظاهراً وباطناً بماء جديد ثلاثاً، ثم صِماخيه بماء جديد ثلاثاً، فيدخل خنصريه فيهما.
После этого трижды протираешь внешнюю и внутреннюю часть ушей, зачерпнув новой воды. Затем трижды протираешь ушные каналы, вводя туда мизинцы.
[5- غسل الرجلين]:
ثم يغسل رجليه مع كعبيه ثلاثاً.
 
5. Мытье ног. Затем трижды моешь ноги до щиколоток включительно.
[6- الترتيب]:
 
[6. Последовательность.]13
فلو شك في تثليث عضو أخذ بالأقل، فيكمل ثلاثاً يقيناً.
Если сомневаешься, что омыл какую-то часть тела трижды, берешь за основу меньшее число раз, и доводишь до трех.
ويقدم اليمنى من يد ورجل، لا كفٍّ وخدٍّ وأذنٍ، فيطهرهما دُفعة.
Когда моешь руки и ноги, следует начинать справа. Это [не относится] к запястьям, щекам и ушам, их следует мыть вместе.
ويطيل الغرة بأن يغسل مع وجهه من رأسه وعنقه زائداً عن الفرض، والتحجيل بأن يغسل فوق مرفقيه وكعبيه، وغايته استيعاب العضد والساق، ويوالي الأعضاء، فإن فرّق ولو طويلاً صح بغير تجديد نية.
При умывании лица следует выходить за его границы, захватывая часть головы и шеи. Так же следует поступать при мытье рук и ног, максимум, который допустимо охватить, – плечо и голень. Желательно мыть части тела последовательно, не делая долгих пауз14. Однако если прервался, пусть даже надолго, омовение действительно без обновления намерения.
ويقول بعد فراغه: أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله. اللهم اجعلني من التوابين، واجعلني من المتطهرين، واجعلني من عبادك الصالحين. سبحانك اللهم وبحمدك، أشهد أن لا إله إلا أنت، أستغفرك وأتوب إليك.
По окончании омовения нужно произнести:
«Ашхаду алля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху. Аллахумма дж‘альни мина-т-таввабина ва дж‘альни миналь-муттахирин ва дж‘ альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаЛлахумма ва бихамдик, ашхаду алля иляха илля анта, астагфирука ва атубу илейка ва солляллаху ‘аля саййидина Мухамадин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва саллям».
Перевод: Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, также свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах, сделай меня из числа кающихся, сделай меня из числа очистившихся, сделай меня из числа Твоих праведных рабов. О Аллах, пречист Ты от всех недостатков, и Тебе хвала. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Тебя. Ищу Твоего прощения и к Тебе возвращаюсь.
وللأعضاء أدعية تقال عندها لا أصل لها.
Что касается ду’а при мытье органов, то для них нет основы в Сунне15.
[آداب الوضوء]:
Адабы16 малого омовения
وآدابه: استقبال القبلة، ولا يتكلم لغير حاجة.
ويبدأ بأعلى وجهه، ولا يلطمه بالماء.
Адабы малого омовения:
  1. Поворачиваться лицом к кибле.
  2. Не разговаривать без нужды.
  3. Умывать лицо, начиная сверху и не брызгать на него водой.
فإن صب عليه غيره بدأ بمرفقيه وكعبيه، وإن صب على نفسه بدأ بأصابعه.
Если во время совершения малого омовения воду льет другой человек17, начинать мыть руки следует от локтя к запястью. Если совершающий омовение воду льет сам18, то мыть руки и ноги следует начинать с пальцев.
ويتعهد آماق عينيه وعقبيه ونحوهما مما يخاف إغفاله سيما في الشتاء.
Следует тщательно промывать внутренние уголки глаз, и пятки, и другие места, которые есть опасность пропустить, особенно зимой.
ويحرك خاتماً ليدخل الماء تحته.
Если на пальце перстень, его следует подвинуть, чтобы вода попала под него19.
ويخلل أصابع رجليه بخنصر يده اليسرى: يبدأ بخنصر رجله اليمنى من أسفل ويختم بخنصر اليسرى
Следует проводить (тахлиль) между пальцами ног мизинцем левой руки, начиная от большого пальца правой ноги и двигаясь к мизинцу левой ноги.
ويكره أن يغسل غيره أعضاءه إلا لعذر، وتقديم يساره، والإسراف في الماء.
Нежелательно (макрух) при совершении малого омовения:
  1. чтобы другой человек мыл части тела, если нет на то необходимости20;
  2. начинать слева;
  3. расходовать слишком много воды.
ويندب أن لا ينقص ماء الوضوء عن مد، وهو رطل وثلث بغدادي، ولا يَنْقُص ماء الغسل عن صاع، والصاع خمسة أرطال وثلث رطل بالعراقي.ولا ينشف أعضاءه، ولا ينفض يديه، ولا يستعين بأحد يصب عليه، ولا يمسح الرقبة.
Желательно при совершении омовения:
  1. использовать не менее мудда21 воды для совершения малого омовения (это 1 1/3 багдадского ритля);
  2. использовать не менее са22 воды для полного омовения (5 1/3 иракского ритля);
  3. не вытирать омытые части тела23 и не стряхивать воду с рук;
  4. не просить другого человека поливать себе;
  5. не протирать шею.

ولو كان تحت أظفاره وسخ يمنع وصول الماء لم يصح الوضوء.

Если грязь под ногтями мешает попаданию воды, то омовение не будет действительно24.
ولو شك في أثناء الوضوء في غسل عضو لزمه مع ما بعده، أو بعد فراغه لم يلزمه شيء.
Если в течение омовения возникает сомнение, была ли омыта та или иная часть тела, нужно обязательно омыть снова ее и идущие после нее части тела. Если же сомнение возникло после окончания омовения, ничего делать не нужно25.
ويندب تجديد الوضوء لمن صلى به فرضاً أو نفلاً.
Является сунной обновлять омовение после того, как совершил с ним намаз, как обязательный, так и желательный.
ويندب الوضوء لجنب يريد أكلاً أو شرباً أو نوماً أو جماعاً آخر، والله أعلم.
Желательно совершить малое омовение тому, у кого нет полного омовения, если он хочет съесть что-то или выпить, поспать или снова совершить половой акт.
Аллах знает лучше.

Слушать аудиоурок

 

  • 1. Основанием из Корана для малого омовения является аят (смысл):
    «О те, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть её) водой и вымойте ноги до щиколоток» (5:6). А основание из Сунны Пророка, соллялаху алейхи ва саллям, – хадис: «Не принимается намаз без очищения» (привел Муслим) (Файд аль-Илях аль-Малик). Шуруты (условия) малого омовения:     1.    Ислам.
        2.    Тамйиз (достижение возраста различения).
        3.    Наличие очищающей воды.
        4.    Отсутствие на органах омовения того, что мешает проникновению воды (лак, мыло, наджаса и т. п.).
        5.    Отсутствие у женщины менструации и послеродового кровотечения.
        6.    Знание способа совершения малого омовения (не считать какой-либо фарз малого омовения сунной).
        7.    Удержание намерения, то есть отсутствие в ходе омовения намерения на что-то другое, например, на простое смывание грязи с ног.
        8.    Наступление времени намаза – только в отношении тех, у кого ритуальное осквернение не устраняется (как, например, у женщины, страдающей хроническими влагалищными выделениями (истихада), и у того, кто страдает недержанием мочи) (Тахрир аль-Масалик).
  • 2. Обязательные элементы, невыполнение которых делает омовение недействительным.
  • 3. Так как цель совершения малого омовения – устранение состояния, в котором не разрешается совершать намаз и некоторые другие виды поклонения (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 4. В этих случаях намерения на устранение состояния ритуального осквернения (хадас) недостаточно, так как у этих категорий людей оно не устраняется. По Шариату им просто полагается облегчение в виде возможности совершать намаз без устранения хадаса (Reliance, e 5.2).
  • 5. То есть условие омовения (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 6. Сказав: «БисмиЛлях», – однако желательно произнести: «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим». До этого также желательно сказать: «А’узу биЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим». И добавить после «бисмиЛлях»: «АльхамдулиЛляхи ‘аля-ль-Ислам ва ни‘матихи. АльхамдуллиЛляхи-л-лязи джа‘алал маа тахуран валь-Ислама нуран. Рабби а‘узу бика мин хамазати шаятын ва а‘узу бика рабби ан яхдарун» (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 7. Произнося: «БисмиЛляхи аввалили ва ахирихи» (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 8. Если есть уверенность в отсутствии наджасы, опускать руки в такой объем воды дозволяется. Если есть уверенность, что на руках наджаса есть, опускать их в такой объем воды запретно, поскольку это сделает воду нечистой (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 9. Волосы, растущие под нижней губой.
  • 10. Сказано дословно «кроме бороды (лихья) и волос на челюстях (‘аризейн)», однако по-русски и то, и то называется словом «борода».
  • 11. Густой бородой считается такая, сквозь которую не видно кожи (Танвир аль-Масалик).
  • 12. Здесь описан лучший способ протирания головы. Для действительности омовения достаточно провести по любой ее части (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 13. Является обязательным делать омовение в таком порядке: лицо, затем руки, затем голова, затем ноги. Если человек нырнет в воду с намерением на омовение, даже если он тут же вынырнет, не задержавшись в воде, последовательность будет исполнена и омовение будет действительно (Тахрир аль-Масалик).
  • 14. Так что при нормальной погоде омытая часть тела успевает высохнуть (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 15. Это мнение имама Навави. Имам Рафии сказал: «Они передаются от праведных предков (саляфу салих)» (Файд аль-Илях аль-Малик). Эти дуа приводятся, например, в «Ихья улюм ад-дин» имама аль-Газали.
  • 16. Желательность выполнения адаба меньше, чем желательность сунны (Танвир аль-Масалик).
  • 17. Или если делаешь омовение водой из крана (Reliance e 5.20).
  • 18. Например, из кувшина (Reliance e 5.20).
  • 19. Если перстень сидит туго и вода не сможет иначе проникнуть под него, сдвинуть перстень в этом случае является обязательным (Файд аль-Илях аль-Малик).
  • 20. Например, из-за преклонного возраста и т. п. (Файд аль-Илях аль-Малик)
  • 21. Примерно 0,5 л.
  • 22. Примерно 2 л.
  • 23. Если нет оправдания, например, холод или болезнь (Reliance e 5.25).
  • 24. Это относится как к малому, так и к полному омовению. Также, если на омываемых частях тела есть следы клея, краски, лака для ногтей, то есть всего, что не пропускает воду, насколько бы малым этот след ни был, омовение, как малое, так и полное, не будет действительно (Reliance e 5.26).
  • 25. То же относится и к полному омовению (Reliance e 5.27).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *