19.04.2024

فصل [في الأواني]

СОСУДЫ И ПОСУДА
تحل الطهارة من كل إناء طاهر، إلا الذهب والفضة، والمطلي بأحدهما بحيث يتحصل منه شيء بالنار، فيحرم استعماله على الرجال والنساء، في الطهارة والأكل والشرب وغير ذلك. وكذا اقتناؤه بلا استعمال، حتى الميلُ من الفضة.
Очищение дозволено совершать водой из любого чистого сосуда, кроме сделанного из золота или серебра1 или покрытого таким количеством золота или серебра, что оно выделится, если поместить сосуд в огонь. Такую посуду не дозволяется использовать для омовения, еды, питья2 и прочих целей ни мужчинам, ни женщинам3. Также не дозволяется хранить такую посуду, не пользуясь ею. Даже палочка для подведения глаз сурьмой, изготовленная из серебра, является запретной.
المضبب بالذهب حرام مطلقاً، وقيل: كالفضة.
Посуда, починенная с использованием золота, абсолютно запретна. Слабое мнение: также из серебра.
والمضبب بالفضة: إن كانت الضبة كبيرة للزينة فهي حرام، أو صغيرة للحاجة حل، أو صغيرة للزينة، أو كبيرة للحاجة، كُره ولم يحرم.
Запретным является использование посуды, к которой при починке было добавлено большое количество4 серебра в декоративных целях. Дозволяется использование малого количества по необходимости5. Нежелательно, но не запретно использовать малое количество для украшения и большое количество по необходимости.
ومعنى التضبيب: أن ينكسر موضع من الإناء فيجعل موضع الكسر فضة تمسكه بها.
Под починкой имеется в виду, что какая-то часть посуды сломалась или отвалилась, и её заменили на часть из серебра.
وتكره أواني الكفار وثيابهم،
Нежелательно пользоваться посудой и одеждой немусульман6.
ويباح الإناء من كل جوهر نفيس كياقوت وزمرد.
Разрешается пользоваться посудой из любых драгоценных камней, например, яхонта или изумруда.
فصل [السواك وأوقات استعماله]
Использование сивака
ويندب السواك في كل وقت، إلا لصائم بعد الزوال فيكره
Использование сивака желательно в любое время7. Исключение – для постящегося после полудня8, в этом случая его использование нежелательно9.
ويتأكد استحبابه لكل صلاة، وقراءة، ووضوء، وصفرة أسنان، واستيقاظ من النوم، ودخول بيته، وتغيير الفم من أكل كل كريه الريح، وترك أكل.
Особенно желательно использование сивака перед намазом10, перед чтением11, перед малым омовением, при желтизне зубов12, при пробуждении13, перед входом в дом, при изменении запаха изо рта, если съел что-то с неприятным запахом или долго не ел.
ويجزئ بكل خشن، إلا أصبعه الخشنة، والأفضل بأراك يابس نُدِّي بالماء
Можно использовать любой грубый предмет, кроме шероховатых пальцев, однако лучше всего пользоваться сухой веточкой дерева арак, смоченной водой.
وأن يستاك عرضاً، ويبدأ بجانبه الأيمن، ويتعهد كراسي أضراسه، وينوي به السنة.
Лучше всего чистить зубы горизонтально, начиная справа и особенно тщательно очищая коренные зубы, имея при этом намерение на выполнение Сунны.

Некоторые желательные действия
 
ويسن قلم ظفر، وقص شارب، ونتف إبط وأنف لمن اعتاده، وحلق عانة، والاكتحال وتراً ثلاثاً في كل عين، وغسل البراجم، وهي: عقد ظهور الأصابع، فإن شق نتف الإبط حلقه.

Является сунной14:

    1.    Стричь ногти на руках и ногах;
    2.    Подстригать усы15;
    3.    Для тех, кто привык, – выщипывать волосы под мышками и в носу, а также брить волосы в паху. Если выщипывать волосы под мышками затруднительно, можно их сбривать.
    4.    Подводить глаза сурьмой16, каждый глаз – нечетное количество раз, лучше всего – три.
    5.    Промывать между пальцами.

ويكره القزع، وهو: حلق بعض الرأس وترك بعضه، ولا بأس بحلق كله
Нежелательно сбривать волосы на одной части головы, оставляя их на другой. Однако можно брить голову целиком17.
ويجب الختان
Обрезание является обязательным18.
ويحرم خضب شعر الرجل والمرأة بسواد إلا لغرض الجهاد، ويسن بصفرة أو حمرة.
Запрещено красить волосы в чёрный цвет, как мужчинам, так и женщинам, кроме как для целей джихада19. Сунна – красить волосы в жёлтый или красный цвет.
وخضب يديْ مزوجةٍ ورجليها تعميماً بحناء، ويحرم على الرجال إلا لحاجة، ويكره نتف الشيب
Также замужней женщине желательно красить руки и ноги хной. Для мужчин это действие запретно, за исключением [сильной] необходимости20. Нежелательно выщипывать седые волосы.

 

  • 1. Если человек совершит омовение из серебряного или золотого сосуда, то омовение будет действительным, но человеку запишется грех.
  • 2. Согласно хадису от Умм Сальма: «Кто пьёт из серебряного сосуда, у того в желудке бурлит огонь Ада» Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Малик, Ахмад.
  • 3. Согласно хадису от Хузейфы: «Не пейте из золотых или серебряных сосудов, также не ешьте из блюд [из золота и серебра]. Они для них [неверных] в этой жизни, а для вас – в жизни следующей» Бухари (5\2133), Муслим (13\35).
  • 4. Шариат рассматривает такие категории как малое количество, большое количество, близко, далеко, бегло, детально и т. п. основываясь на принципе общепринятого мнения (عرڧ ‘урф). ‫ Чтобы понять, является в конкретном случае некое количество малым или большим, мы должны понять общепринятую точку зрения, то есть то, как большинство людей расценят такое количество. ‘Урф также включает в себя понимание относительности точки зрения в зависимости от конкретных обстоятельств. Скажем, несколько капель крови животного на одежде мясника – это мало, а такое же количество  крови на одежде студента – много. ‬(Reliance, f4.5).
  • 5. Для необходимого ремонта этой посуды, если, например, другого металла под рукой не оказалось.
  • 6. Ведь немусульмане не так внимательны к чистоте, как мусульмане. И это согласно хадису от Абу Са`ляба аль-Хушани, который сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, мы из местности, где люди Писания, и мы едим из их посуды. Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg сказал: «Не ешьте из их посуды, кроме как по крайней необходимости. Вымойте её, а потом ешьте из нее» Бухари, Муслим, Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад.
  • 7. Согласно хадису от Айши, разыАллаху анха: «Сивак очищает рот и вызывает довольство Господа». Приводят Ибн Хузейма в «Сахихе», Насаи (1\15, «Китаб ат-Тахара, «Баб Таргиб фи сивак»), Ибн Маджа (1\106, «Китаб ат-Тахара», в главе «Сивак»).
  • 8. Согласно хадису от Абу Хурайры: «Запах изо рта постящегося приятнее Всевышнему, чем запах миска» Бухари (2\270), Муслим (8\29). А использование сивака устраняет этот запах, и поэтому использовать его после полудня нежелательно, поскольку, как сказал имам аш-Шафии, разыАллаху анху, запах изо рта постящегося усиливается именно после этого времени.
  • 9. Также нежелательно постящемуся пользоваться зубной пастой. Попадание её в желудок, если пост обязательный, нарушает его (Reliance, e3.1).
  • 10. Согласно хадису от Айши, разыАллаху анха: «Намаз с [использованием ] сивака в 70 раз лучше, чем намаз без сивака» Бухари (1\303), Муслим (3, 141), Абу Дауд (1\11), аль-Байхаки (1\35).
  • 11. Корана, хадисов или шариатских книг (Шарх).
  • 12. Согласно хадису от Ибн Аббаса, что Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg сказал: «Используйте сивак и не входите ко мне с пожелтевшими зубами (кульхан)» Ахмад (1\214).
  • 13. Согласно хадису от Аиши, разыАллаху анха: «Когда Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg просыпался, то чистил рот сиваком» Бухари (1\97), Муслим (3\144).
  • 14. Согласно хадису от Аиши, разыАллаху анха: «Посланник Аллаха http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg: «Из фитры (естество, чистота) – десять вещей: подстригать усы, отпускать бороду, [использовать] сивак, промывать нос водой (истиншак), стричь ногти, промывать между пальцами, выщипывать волосы подмышками, брить волосы в паху, подмываться водой» Муслим (3\ 147), Абу Дауд (1\13), Ибн Маджа (1\107), аль-Байхаки (1\36), Ахмад (6\137).
  • 15. Достаточно подстригать усы настолько, чтобы из-под них была видна верхняя губа. Выщипывать их или сбривать нежелательно. Сбривать бороду запретно, по мнению всех имамов, за исключением имама Шафии, который оставил два мнения на этот счет: по одному из них, сбривание бороды запретно; по другому, нежелательно. Также мнение о нежелательности (со слабым иснадом) передают от имама Малика. Является куфром оставлять сунну, в частности, сбривать бороду, из подражания немусульманам, считая их моду или обычаи лучше Сунны Пророка http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg (Reliance, e.4.1(2)).
  • 16. Следует проявлять осторожность при выборе сурьмы: в её составе не должно быть свинца! (Reliance e4.1(3))
  • 17. Но бритье головы не является сунной, кроме как при обрядах хаджа и умры (Шарх).
  • 18. Обрезание по шафиитскому мазхабу обязательно как для мужчин, так и для женщин. Обрезание у мужчин состоит в удалении крайней плоти пениса, а у женщин – в удалении крайней плоти клитора (не самого клитора!). По ханабалитскому мазхабу обрезание для женщины является сунной, а по ханафитскому – остается на усмотрение мужа (Reliance, e4.3).
  • 19. Для демонстрации силы и устрашения неверных (Шарх). Видя перед собой мусульман с окрашенными в чёрный цвет волосами, враг решит, что всё войско состоит из молодых людей.
  • 20. Например, для защиты от солнечного ожога (Reliance, e4.4) или в качестве назначенного врачом лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *