В этом кратком изложении мазхаба имама Шафии, да будет Аллах милостив к нему и доволен им, я ограничился сильными мнениями мазхаба1: мнениями имама Рафии и имама Навави2 или одного из них. Я привожу разногласия в некоторых вопросах в том случае, если их мнения расходятся, сначала – мнение имама Навави3, затем – его противоположность – мнение имама Рафии.
Я назвал эту книгу – Опора4 путника5 и орудие6 поклоняющегося.
Я прошу Аллаха, чтобы эта книга принесла пользу, лишь Аллахом довольствуюсь, ведь Аллах – лучший покровитель.
Вода бывает трех видов:
- Очищающая (тахур) – вода, чистая сама по себе и способная очищать7;
- Чистая (тахир) – вода, чистая сама по себе, но не очищающая;
- Нечистая (наджис) – вода, не являющаяся ни чистой, ни очищающей.
Устранять состояние ритуального осквернения (хадас) или смывать наджасу8 допустимо только очищающей водой, являющейся таковой в своей основе и по своей природе9.
Нежелательно совершать очищение водой, нагретой на солнце, при двух условиях: если дело происходит в жаркой местности10 и вода налита в металлический сосуд, сделанный при помощи молотков11, кроме сосудов из золота и серебра12. Эта нежелательность устраняется, если воду охладить13.
Не разрешается производить очищение:
- Водой, которая изменила свои свойства настолько, что перестала называться водой, из-за попадания в нее чистого вещества, например, муки или шафрана, и этого попадания можно было избежать.
- Водой объемом менее 204 литров, которой уже совершали обязательные рукны омовения, даже если [их совершил] только ребенок14.
- Водой объемом менее 204 литров, которой уже смывали наджасу, даже если вода после этого не изменилась.
- Водой, слегка изменившей свои свойства из-за попадания в нее шафрана и т. п.
- Водой, слегка изменившей свои свойства из-за попадания в него дерева или густого масла с ароматом.
- Водой, изменившейся под воздействием того, попадания чего в нее нельзя было избежать, например, тины, листьев деревьев, земли или последствий застаивания.
- Водой, ранее использованной для желательных (не обязательных) действий очищения, таких, как суннат полоскания рта, обновления омовения, если оно не нарушалось, или желательного полного омовения.
- Водой, использованной для обязательного очищения, объем которой при объединении достиг 204 литров или более.
Если кто-то совершает обязательное малое (омыв уже один раз лицо) или полное (сделав соответствующее намерение) омовение водой объемом менее 204 литров и делает намерение зачерпнуть для этого воды рукой, то это зачерпывание не сделает оставшуюся воду использованной. В противном случае15 такая вода будет считаться использованной.
- 1. К четвертому-пятому векам по хиджре выделились две основные школы в мазхабе имама Шафии: иракская и хорасанская. Объединение этих школ было начато имамом аль-Джувейни и его учеником имамом аль-Газали, а завершено имамами ар-Рафии и ан-Навави, поэтому именно мнения последних считаются сильными в мазхабе.
- 2. Ведь его мнение – самое сильное в шафиитском мазхабе («Файд аль-Иляхи аль-Малик фи халли аль-альфаз Умдат ас-Салик» шейха Умара Баракята (ум. 1307/1890), в дальнейшем – Шарх).
- 3. Если мнения Рафии и Навави расходятся, то предпочтение отдается мнению Навави, потому что его выверка мазхаба происходила на основе оценки доказательств, а Рафии просто брал мнение большинства ученых мазхаба.
- 4. Имеется в виду, что эта книга должна послужить опорой тому, кто изучает шафиитский фикх, поскольку в книге содержаться только сильные мнения мазхаба (Шарх).
- 5. Салик (от «сулук» – путь) – тот, кто совершает поклонение, в том числе получает религиозные знания, с усердием и искренностью, не имея иной цели, кроме довольства Всевышнего Аллаха (Шарх).
- 6. Без знания положений фикха невозможно правильно поклоняться Аллаху (Шарх).
- 7. Такую воду называют «аль-мау аль-мутлак» المطلق الماء – «обычная вода», эта такая вода, которая в ее описании не нуждается в дополнительных характеристиках, в отличие, например, от «газированной воды» или «туалетной воды».
- 8.«Наджаса – это любое вещество, наличие которого на теле, одежде или месте совершения молитвы делает молитву недействительной, если в этом нет облегчений».Хашият аль-Байджури (т. 1, с. 192).
Наджаса сама по себе делится на 4 вида:- не прощаемая ни для воды, ни для намаза (моча и кал);
- прощаемая и для воды, и для намаза (наджаса, не видимая глазу);
- прощаемая только для намаза (немного крови);
- прощаемая только для воды (мертвое насекомое, в котором не течет кровь, например, муха).
И’анат ат-Талибин, (т. 1. с. 166).
- 9. То есть очищающей воду делает именно ее происхождение, а не какое-либо ее свойство: вкус, цвет или запах.
- 10. Такой, как Хиджаз, а такие страны, как Сирия или Египет, жаркими не считаются (Шарх).
- 11. Эти слова исключают глиняную посуду.
- 12. Использование сосудов из золота и серебра запрещено.
- 13. Также нежелательно совершать омовение сильно холодной или сильно горячей водой.
- 14. Также вода является использованной, если ею совершили омовение без намерения, например, ханафит.
- 15. Если совершающий омовение не имеет соответствующего намерения или делает его после зачерпывания (Шарх).
- 16. Состояние ритуального осквернения, требующее совершение обязательного полного омовения.
- 17. Не перестает быть очищающей, потому что она больше 204 литров.
- 18. «Багдадский ритль» – это мера веса, равная 408 граммам. А куллатейн равен 204 килограммам или 204 литрам воды» (Аль-Фикх аль-Исламия ва Адилятух, 1\75).
- 19. Например, при длительном стоянии (Шарх).
- 20. При добавлении новой воды, даже если она использованная или нечистая (Шарх).
- 21. Любых веществ, маскирующих запах, цвет или вкус (Шарх).
- 22. Под взглядом здесь и далее имеется в виду обычный взгляд, не слишком беглый и не слишком пристальный.
- 23. Даже нечистой (Шарх).
- 24. Чтобы сохранить воду от попадания в нее наджасы.
- 25. Нужно постараться определить, в какой из сосудов с водой попала наджаса, а в какой – нет.
- 26. Например, он увидел брызги мочи или собаку рядом с одним из сосудов (Шарх).
- 27. Желательно вылить воду из другого сосуда, чтобы иджтихад не изменился (М, 1\241).
- 28. Либо воду из одного сосуда переливает в другой (М, 1\54).
- 29. Если же он не выльет воду и сделает таяммум, то он должен будет восполнить сделанный с этим таяммумом намаз, поскольку рядом с ним находится сосуд с очищающей водой, только он не может определить, какой именно это сосуд (М. 1\54).
- 30. Как на это указывает имам Навави в «Минхадж», ибо определить изменения запаха и вкуса воды он все же может(Шарх).
- 31. Зрячему же нельзя следовать ни за кем, поэтому, если он не смог определить, в каком сосуде очищающая вода, то выливает воду (Шарх).
- 32. В данной ситуации не нужно совершать иджтихад (Шарх).
Автор: Ахмад ибн Накиб аль–Мисри
Книга: ‘Умдат ас-Салик
Источник: Даруль-Фикр.Ру