УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЖАМААТ-НАМАЗА
Чтобы Джамаат-намаз считался действительны существуют 7 условий:
Первое: не опережать имама своими пятками, если совершает намаз стоя, или ягодицами если совершается сидя, или боком если совершается лежа на боку. Находиться на ровне с имамом карахат (не желательно) . Желательно стоять немного позади имама. Мужчина становится справа от имама, если придет и третий, он становится слева и вместе с другим делают шаг назад, образовывая один ряд, или имам делает шаг вперед. Лучше чтобы стоящие сзади сделали шаг назад. Если будут двое, становятся в ряд за имамом. Также в ряд сзади становятся женщина или много женщин.
За имамом сначала становятся взрослые мужчины, затем дети, если не пришли на первый ряд раньше взрослых, а если пришли, значит, они более достойны, быть в первом ряду. После детей становятся женщины. Если же имам женщина, то женщины становятся справа и слеваот нее. Если имам будет без одежды (из-за ее отсутствия) то маъмумам нужно стоять справа и слева от имама, стоять сзади не желательно. Если человек придя на намаз не найдет для себя место в ряду, ему следует попросить одного человека из ряда сделать шаг назад и встав рядом с ним сделать намаз.
Второе: чтобы маъум знал о движениях имама, видя его или слыша его голос, или голос мубаллига (тот, кто повторяет за имамом его слова при наклонах, чтобы слышали те, кто находится вдали от имама).
Если имам будет в мечети, а маъмум вне мечети, то условие чтобы между ними было не более300 локтей, и считают их с конца мечети. Если совершить намаз на крыше дома вне мечети, а имам будет в мечети, намаз не засчитывается, как сказал имам Шафии. Нежелательно, чтобы один из них (имам и маъмум) был выше другого, кроме как по нужде.
Четвертое: чтобы было намерение на джамаат-намаз, или намерение следовать за имамом. Если будет следовать без намарения в начале намаза, и придется долго ожидать имама после окончания своего чтения, намаз маъмума нарушается.
Пятое: соответствие формы намаза маъмума форме имама. Если отличается, например один совершает фарз намаз, другой намаз при затмении, или заупокойную молитву, то следование за имамом не считается действительным. Однако, считается действительным, если совершить обеденный намаз за имамом, который совершает послеобеденный намаз, или за вечерним. Также, если за своевременным совершается долговой и наоборот. Также фарз намаз за Суннат-намазом, и наоборот.