Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО НЕ ПОСЕЩАТЬ ПЯТНИЧНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗЫ
Разрешается не ходить на коллективный намаз, при дожде, если одежда промокает и нечем прикрыться, при болезни из-за которой тяжело идти на намаз, при ухаживании за больным, за которым некому ухаживать, если находится рядом с умирающим родственником. К родственникам относятся также и жена, близкие родственники жены, раб, друг, учитель, хозяин, освободивший тебя, раб, освобожденный тобою.
К причинам также относятся: страх за свою жизнь, честь и имущество; если кредитор настаивает на возвращении долга, и ты не в состоянии вернуть; а также для испражнения, если есть достаточное для этого время; отсутствие подходящей одежды; если одолевает сон; если сильный ветер в ночное время; сильный голод и жажда; сильный мороз, слякоть, и жара в обеденное время.Также если твои товарищи, с которыми ты отправляешься в путь, уходят в отрыв, из-за того, что пошел на коллективный намаз. Также если съел что-либо неприятно пахнущее, если не получилось удалить запах; если сквозь навесы над дорогой капает вода; при землетрясении.
Условия следования за имамом в коллективном намазе
Условием действительности следования за имамом является, чтобы следующий за имамом (маъмум) не знал, что намаз имама не действителен, по причине нарушения омовения и др. чтобы не был убежден маъмум в том, что намаз имама нарушился, как например: есть два вкувшина и в одном из них вода грязная в другом чистая, и двое человек разошлись во мнениях какая чистая, а какая грязная, один выбрал первый кувшин, другой выбрал второй, и по мнению одного намаз другого не действителен, по той причине что вода, которой он сделал омовения была грязной. Следовательно эти двое не могут коллективно совершить намаз друг с другом.
Также если разошлись во мнения относительно киблы или одежды.
Также, чтобы маъмум не был убежден, что имаму нужно возместить свой намаз, например из-за того, что совершил его с таяммумом. Еще, чтобы тот за кем хочет следовать маъмум, сам не был в это время маъмумом, или не было сомнений маъмум он или имам. Чтобы не был неграмотным, т.е. допускающим ошибки при чтении аль-Фатихи, кроме того случая, если и маъмум такой же неграмотный.
Далее условием является, чтобы мужчина не следовал в намазе за женщиной. Если человек совершил намаз за имамом, а потом выяснилось, что имам кафир, или одержимый джиннами, или что имам женщина, или сам оказался маъумом или неграмотным, нужно возместить намаз. Однако, если выяснилось, что у имама было нарушено малое или полное омовение, или на нем есть скрытая или видимая нечисть, или что имам встал на лишний ракаат, то возмещать не нужно. Если же маъмум знал о том, что у имама нет омовения, но забыл и совершил за ним намаз, то когда вспомнил нужно возместить намаз.