Бисмиляhир Рахманир Рахим
САДЖДАТУ САХВИ
Когда в намазе допускаются некоторые ошибки, в конце намаза перед Саламом делают два раза земной поклон. Он называется«Садждату сахви».
Делать саджда-сахви является сунной при одном из трех случаях:
Первый: оставление хоть одного слова из первого аттахиййата (в тех намазах, где читается два раза), дуа аль-Кунута в утреннем намазе или в витре после половины месяца Рамазан, или салавата на Пророка (салляЛлаху аляйхи ва саллям), в конце первого аттахиййата. А также если не прочитал салават на семейство Пророка (саллаЛлаhу алайхи ва саллям) в последнем аттахиййате.
Второй: совершение того, что нарушает намаз если совершить умышленно, но не нарушает случайное совершение. Например: по забывчивости немного разговора, немного принятия еды, увеличение действий являющихся рукном, как поясной поклон. А для того, что не нарушает намаз, будь оно совершено специально или по забывчивости, не делают садждату сахви, как например поворачивание головы, один или два шага,кроме того случая, когда прочитаешь аль-Фатиху, или аттахиййат или салават не в своих местах. Для этих трех вещей надо делать садждату-сахви независимо от того, сделаны специально или по забывчивости.
Если забыл почитать первый аттахиййат и вспомнил его только когда уже выпрямился, нельзя обратно садиться. Если сядешь намеренно и зная что это харам, намаз нарушается.
А если непреднамеренно или не зная, намаз не нарушается, но надо делать садждату сахви. А если совершая намаз в джамаате встал не прочитав первый аттахиййат, в то время как имам сидит, надо обязательно вернуться обратно, т.е. сесть. Если совершая намаз одиночно вспомнил о том, что забыл почитать первый аттахиййат, и вспомнил перед тем как выпрямиться, надо вернуться. Но если молящийся специально оставил специально первый аттахиййат, а потом вернулся в положение сидя, то его нарушается, если поза с которой он вернулся вниз была ближе к стоянию.
Если забыл дуа аль-Кунут, и вспомнил его только когда лоб коснулся пола, нельзя возвращаться, а если не дотронулся лбом а дошел лишь до границы позы поясного поклона, надо вернуться, а в конце совершить садждату сахви.
Третий: совершение действия, которое является рукном вместе с сомнениями в нем. Если сомневается оставил ли поясной или земной поклон, или ракаата, надо сделать их, а в конце совершить садждату сахви, даже если сомнения уйдут до салама.
Если сомневается, совершил три ракаата или четыре, надо основываться на минимуме. А если сомнения прошли до последнего ракаата, то и садждату-сахви делать не надо. А если только в последнем, надо делать.
Если после завершения намаза начал сомневаться в каком-либо рукну, то это не вредит намазу, если только сомнения не будет в намерении или в такбире для вступления в намаз, или в омовении. Если человек совершает намаз за имамом, у которого намаз действителен, то он не должен совершать садждату сахви из-за своей ошибки.
Если вышел из намаза произнеся салам, думая что имам тоже произнес, а затем выяснится что имам не давал салам, то надо возобновить салам после имама, и садждату сахви делать не надо. Если молящийся за имамом вспомнил при чтении аттахиййат, что он пропустил какой-то рукн, помимо намерения и такбира для вступления в намаз, он делает дополнительный ракаат, после салама имама, и садждату сахви делать не должен. А если только сомневался в этом, то надо совершать ракаат после салама имама и сделать садждату сахви.
Если имам сделал садждату-сахви, стоящий за имамом тоже обязан сделать. Если стоящий за имамом является опоздавшим, то и он должен делать садждату-сахви за имамом, и даже желательно в конце своего намаза тоже сделать его. Садждату сахви, сколько бы не получилось подобных ошибок делается лишь два раза, как делают обычный земной поклон в намазе. И делают его между аттахиййатом и саламом. Если намеренно дать салам, садждату-сахви пропадает, и также пропадает если не намеренно дал салам и прошло много времени, а если времени прошло мало, надо вернуться в намаз и сделать их. В этом случае он получается вернулся в намаз.