Бисмиляhир Рахманир Рахим
ГЛАВА О АЗАНЕ И ИКАМАТЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАМАЗОВ
Желательно для мужчины, даже если он один, чтение Азана (призыв к молитве) для намаза, если этот намаз не связан с пропущенным намазом, если даже до этого он услышал другой Азан. Также желательно для второго джамаата (если один раз уже совершили джамаат-намаз), также для возмещенного намаза. Если пропущенный и своевременный намаз совершаем вместе, или перенесенный к последующему, или последующий к предыдущему намазы совершаем вместе с своевременным намазом (т.е. два намаза вместе), то Азан следует прочитать только для первого. Для женщины желательно чтение только Икамата.
Желательно также говорить для суннат-намазов, которые желательно совершать коллективно «Ассалята джами`ah» (призыв к коллективной молитве).
Условия Азана: наступление времени (кроме для утреннего намаза, т.к. его можно сначала прочитать после полуночи чтобы разбудить людей, и кроме для первого азана в пятничном намазе); последовательность; непрерывность; чтобы ее читал один человек полностью; чтобы Азан был на арабском языке, если его слышит кто-либо понимающий на арабском. Сам читающий азан обязан выучить его смысл.
Также являются условием, чтобы и Азан и Икаамат слышал кто-либо из джамаата, или слышал сам читающий, если читает для себя.
Условия муадзина (читающего азан): быть мусульманином; быть мумаййизом (достигшим возраста, в котором умеет различать добро и зло); быть мужчиной.
В Азане не желательно: растягивать произношение каждого слова (даже которых не нужно тянуть); немного разговора посреди чтения Азана; оставления ответа на Азан; читать Азан сидя или верхом (для того, кто находится в поездке, в пути можно верхом); нечестивцу; маленькому ребенку; оскверненному(джунуб); тому у кого нарушено малое омовение (только если омовение не нарушилось во время Азана. В этом случае завершит азан); поворачивать не в сторону Киблы.
Желательно: четкое и ясное произношение; тарджи` (оба свидетельства произнести про себя, прежде чем произносить вслух); тасвиб (в утреннем намазе говорить «Ассаляту хайрун минаннавм») в азане для своевременного или возмещенного намаза; поворачиваться одной лишь головой вправо при произнесении «Хаййа `ля-ссаляh», и влево, при произнесении: «Хаййа `ляль-фалях»; поставить указательные пальцы в раковины ушей в Азане, но не в Икамате. Также желательно чтобы: муадзин был таким, который только ради Аллаха читает Азан; быть с громким голосом; красивым голосом; читать Азан на возвышенном месте; вблизи с мечетью; два такбира говорить на одном выдохе; в первом такбире «Аллаhу акбара-Ллаhу акбар»,говорить букву «а», а во втором остановиться на «р»; в утреннем намазе после обоих «Хаййа `аля» говорить «Ассаляту хайрун мина ннавм»; неотвечать на приветствие во время чтения Азана; не передвигаться; чтобы слышащий говорил то же, что и читающий Азан и Икамат, кроме в обоих «Хаййа `аля», потому что после них говорится «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляh», и это говорится в Азане 4 раз, после каждого «Хаййа `аля», и в тасвибе говорится «Садакта ва барирта». А в Икамате кроме в словах «Кадкаамати ссаляh» желательно сказать «Акамаha Ллаhу ваадамаha».
Также желательно прерывать чтение для ответа на Азан. Если азан начали читать во время супружеской близости, или нахождения в уборной, после выхода следует ответить полностью на Азан, если не прошло много времени. Также желательно прочитать салават и приветствие для Пророка Мухаммада (мир и благословение Аллаhа ему) сразу после Азана, и затем сказать:«Аллаhуммараба hазиhи дда`вати-ттааммати ва-ссалятилькаимати, аати Мухаммадан иль-василяти валь-фазилати ваб`achу макаман махмудан аллязи ва`адтаh» А также сделать дуа после азана, и между азаном и икаматом. Прочитать Азан и икамат лучше, чем быть имамом, а еще лучще и то и другое сделать.
Условия для читающего Икамат: быть мусульманином; быть мумаййизом (достигшим возраста, в котором умеет различать добро и зло). Желательно чтобы икамат читался в другом месте чем Азан, и голосом тихим чем Азан, а также поворачивать голову в обоих «Хаййа `аля».
Если азан прочитает кто-нибудь из джамаата, то икамат сделает назначенный для этого человек (муадзин). Если получилось так что двое вмесет прочитали Азан, то икамат сделает первый из них, если начнут спорить, то по жребию. Икамат делается по рассмотрению имама, а азан по рассмотрению муадзина.