24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ИСЛАМ РАСПРОСТРАНИЛСЯ В ДАГЕСТАНЕ

Хвала Тебе, о Аллах (хвала Ему, Всевышнему), сделавший Дагестан райской землей, савалат и салам драгоценному Хабибу, который рассказал об этом хадис! Да обрадуются, получив довольство Аллаха, сподвижники Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), принесшие Ислам в Дагестан! Дай Аллах, чтобы, возвысившись в степенях, заслужили Рай те, кто, следуя хадису, вышел на джихад!

Теперь послушайте, братья, обратимся к истории, дабы познать ценность и достоинство Дагестана. Страна, которую Всемогущий Аллах назвал райской землей, — это наша Родина. В хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорится, что любовь к Родине — это часть веры. Если возникнут сложности в соблюдении норм Ислама, переселение (хиджра) является предпочтительным, как переселились и сподвижники из Мекки.

Сейчас на земле не так много мест, где религия сохранилась в чистом виде — таком, как в Дагестане, и это не станет отрицать ни один беспристрастный мусульманин. И благодати такой, как здесь, не найти нигде. И с какой бы стороны ни посмотрели, нам есть чему радоваться! Если бы только некоторым недалеким людям не казалось правдой, когда невежество выдает себя за знание… Дозволено ли, чтобы землю Дагестана, которая названа райской землей, топтали проповедники «новой» религии?! Разве отведет Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) свой взор от земли, где богобоязненные оживили его Сунну по мере своих сил?! Не нужна смута стране Шамиля, где тарикат укрепился под дланью актабов! Смута дремлет, и не надо ее будить, а кто разбудит, против того она и обернется, сказано в хадисе.
Вражда, для которой нет других причин, кроме зависти, подобна болезни, от которой нет лекарства, и нет надежды найти его. Да убережет нас Аллах от завистников!

Мудрые имамы в своих книгах говорят, что с увеличением нововведений начнется смута в обществе. Так оно и случилось, и мы стали этому свидетелями. Когда расплодились «обновители» религии, они разожгли огонь в обществе. Они не смогли оценить милость Аллаха и не нашлось в их сердцах ничего, кроме коварства и лжи. Они не последовали своим же словам и, плененные долларами, были вынуждены воевать. Из-за них разрушилась жизнь мирных людей, было убито много невинных. Они пролили много крови, развязали ненужную войну и тем самым навлекли беды. Волки и медведи дерутся, а лиса лижет кровь. В этой удивительной, непонятной войне ни врага не найти, ни виновного. Таких нескончаемых беспорядков никогда ранее не было. Да будет хорошим предначертанное Аллахом в последующем. Да побудит Аллад правителей делать только хорошее. Да опомнятся те, кто придирается к Исламу. Да наставит Аллах, на истинный путь, где бы он ни был. Да водрузится флаг мира на чеченской земле. Дай Аллах, чтобы не было кровопролития в дальнейшем. Да остановит Всевышний Аллах зачинщиков смуты, и да озарит Божественный свет покрытые мраком сердца!

О люди, чтобы мы опомнились, алимы говорят: когда нам нужен совет, мы находим его у других; кто говорит нам о наших недостатках, тот является зеркалом для нас, ведь мы не видим свои недостатки так, как могут увидеть их другие. Алимы также говорят, что когда другим нужен совет, они находят его у нас. Но что может сделать разумный с глупцом, которому нечего дать другим и который сам не принимает то, что ему дают?! Есть такая поговорка: если вовремя не схватишь быка за рога, то ухватившись за хвост его не остановишь.

Для мусульманина терпение — это ключ от Рая, ведь никто не слышал, чтобы терпеливый в итоге оказался в убытке. Кого сейчас притесняют так, как притеснял заблудший Фир’авн народ Израилев?! Или отбирают имущество у людей, как это делал Шаддад для строительства «Рая»?! Я даже не знаю, кого сегодня винить, если мы возмущаемся и не ценим то, что осталось позади время, когда государство не только отбирало имущество у наших предков, но и, бросив в тюрьмы, погубило их самих. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) рассказал, что если люди будут плохо вести себя, Аллах даст им плохих правителей. Если лечить болезнь неправильно — не секрет, какими будут последствия. Придет такое время, если захочет Аллах, когда губительная нечисть будет разоблачена, справедливость восторжествует, и этой нечисти будет дана соответствующая оценка, ведь говорят, что не бывает поле без края.
Теперь вернемся к прерванной истории и продолжим листать ее страницы. Расскажем, чтобы получить благодать, о том благе, которым Всевышний Аллах одарил нас. В ночь, когда Создатель отправил ангела Джабра’йла (мир ему) пригласить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) в Ми’радж, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) увидел очень красивое и удивительное место на Земле. Он спросил Джабра’йла да! о нем, и Джабра’йл ему ответил: «Это Дагестан — райская земля. Кто совершит газават и станет шахидом на этой земле, получит воздаяние, равное награде ста шахидов». Из слов Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) сподвижники узнали о том, что Дербент — благодатная земля. Когда они узнали, каково воздаяние за газават в нем, их сердца охватило стремление попасть туда. Удалые арабские храбрецы искренне вознамерились распространить Ислам. Оставив семью и детей ради Аллаха, они стали собираться в путь.

Дербент(Дербент — город, расположенный на юге Дагестана) — это очень древний город, вряд ли найдется другой город с такой же богатой историей. 5000 лет назад царь Зу-ль-Карнайн построил вокруг него стену. Описание этой истории займет много времени. Да и ученые-историки не оставили, наверное, здесь ничего нерассказанного. Из рассказов об этом городе следует, что некоторая его часть затоплена морем. Еще рассказывают, что в то время Дербент был под властью персидского царя Кисры. В год Слона, когда родился Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), царь, отстроив стену, укрепил ее. На этом я остановлюсь, поскольку историю я не знаю, а это краткое разъяснение взял из рассказов знающих.

В 40-е годы хиджры сподвижники под предводительством Салмана (радыйаллаху анх)и Раби’ (радыйаллаху анх) в количестве четырех тысяч отважных воинов приготовились выступить в Дербент(Это — второй поход сподвижников. Первый раз они пришли в Дербент в 22 году по хиджре, под предводительством Сураката ибн ‘Амр (радыйаллаху анх), во времена правления праведного халифа Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анх). См. «Аль-Бидаят ва-Нихаят».). Сподвижники Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) с крепкой верой в сердцах вышли в путь ради Всевышнего Аллаха. Эта армия «львов» была исполнена решимости пожертвовать жизнью на пути Ислама. Так истинные муджахиды, следуя хадису, выбрали Рай. Они заложили основы Ислама в Дагестане. Халифом в то время был Му’авийат (радыйаллаху анх).

Правитель Дербента узнал о приближении арабов и приготовил свое войско к сражению с ними. В его войске было триста тысяч человек, а Салман и Раби'(радыйаллаху анх) прибыли с четырьмя тысячами воинов. Увидев решительность и отвагу арабских воинов, царь Дербента хотел бежать, но люди отговорили его. Боясь позора, он был вынужден остаться.
Тем временем один из проклятых неверных неожиданно напал на араба, совершающего намаз, и убил его. Он отрубил ему голову и принес ее царю Хакану, и после этого началось сражение. В день, когда началась битва, храбрые молодцы убили двадцать тысяч неверных. На следующий день от одного араба в страхе убегали тысячи неверных. Одни совершали намаз, другие сражались, и в этот день мусульмане, достигшие совершенства и уповающие на Аллахд, с Его помощью перебили тридцать тысяч неверных из войска Хакана. На третий день проклятые неверные сожгли лес, который служил укрытием для мусульман. Несмотря на трудности, арабы в этот день бились с ожесточением. На четвертый день неверные начали разбегаться, сам царь Хакан тоже бежал в сторону моря. Он нашел себе убежище в море и обосновался там, спасая свою жизнь. Воины, в отличие от царя, не пали духом и собрались вновь. И снова арабы взялись за оружие и разгромили неверных, число которых составляло девяносто тысяч человек. Так написано в книгах. В этот день пали шахидами Салман и Раби'(радыйаллаху анх), одновременно были подрублены две опоры Шариата. И ангелы, перехватывая друг у друга, понесли их чистые души на Барзах.

Услышав о смерти Салмана и Раби'(радыйаллаху анх), Хакан без угрызений совести вернулся в Дербент. Оставив три тысячи надежных воинов охранять Дербент, сам он направился в сторону Анжи. В это время страну охватил сильный голод, прекратились дожди, высохли поля и огороды. Тогда жители обратились к священнику и спросили, нет ли спасения для них, чтобы пошли дожди и взошли посевы. Поп ответил им, что для этого, согласно Евангелию, необходимо похоронить мусульман, о которых сказано в этой книге. До сих пор тела Салмана и Раби'(радыйаллаху анх) не были отданы мусульманам. Поп велел отдать их, и Хакан, испугавшись еще больших бед, отдал тела Салмана и Раб и'(радыйаллаху анх)усульманам для предания их земле.

В 64 г. по Хиджре Дербент все еще был в руках неверных. Халиф Валид из-за этого лишился сна и покоя. Он решил послать туда Муслима и отправил к нему сподвижника по имени Асад (радыйаллаху анх). Тайное поручение халифа Асад (радыйаллаху анх) срочно доставил Муслиму, и тот взялся исполнить его, сказав, что готов отдать жизнь ради Ислама.
Чтобы отобрать Дербент у неверных, Муслим вышел в путь во главе сорокатысячного войска, поручив семью и детей Аллаху. Дойдя до Дербента, они тайком выведали, что в крепости находятся только три тысячи неверных. Однако город был окружен мощными стенами, крепкие ворота были заперты. Все это не оставляло надежды завладеть городом, мусульмане не видели другого выхода, кроме как вернуться обратно. В это время к Муслиму явился один неверный и сообщил, что знает потайной ход, ведущий в город. Он обещал показать им эту дорогу, если ему хорошо заплатят. Муслим согласился и пообещал дать ему столько богатства, сколько тот пожелает. На том и договорились. Затем Муслим, обращаясь к молодым, громким голосом сказал: «Кто желает получить богатство, если останется живым, а если умрет — Рай, пусть встанет!» Вперед выступил достойный храбрец по имени Аб-дулазиз. Он сказал, что пойдет со своим сыном, и попросил оставить ему трофеи с вычетом хумуса. Муслим пообещал ему это. Тогда отец с сыном взяли оружие и вместе с четырьмя тысячами избранных воинов вышли на газават. Впереди шел неверный, показывая дорогу. Так они через потайной ход проникли в крепость, убили охранников, затем открыли ворота и впустили остальных.

Мусульмане сразу же овладели Дербентом, а тех, кто выступил против них, наказали должным образом.Правителем назначили Абдулазиза и навели порядок, а того проводника наградили сполна. Установив в Дербенте шариатское правление, Муслим вернулся с армией в Шам, а Абдулазиза оставил претворять в жизнь нормы Шариата.

Жители Дербента, принявшие Ислам из страха перед мечом Муслима, с его уходом вернулись к неверию. И снова Муслим из Шама прибыл в Дербент. Он восстановил укрепления, навел порядок и вместо Абдулазиза назначил правителем Абдийа, который был родом из Армении.

В 100 г. Хиджры, когда халифом был Йазид, сын Аб-дулмалика, в Дербенте снова возросло неверие, и вновь пришлось отправить туда войско. ‘Убайду, сын Джара-ха, вышел в путь из Мекки в Дербент ради Аллахд, с чистым намерением отдать жизнь за Ислам. Он набрал в войско всех желающих участвовать в газавате из Ирака и Шама.

В это время Дербентом после смерти Хакана правил его сын Башанки. С огромной армией, как у пророка Сулаймана (мир ему) подобно Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), остановившемуся при Бадре, Убайду расположился в местности Ширван. Известие об этом обеспокоило Башанки, который призвал неверных собрать войско. После этого он пришел к крепости Хусайну и, укрепившись там, приготовился к битве.
Лезгин по имени Аршанис сообщил Убайду, что Башанки уже дошел до крепости Хусайну. Убайду начал готовиться и стал думать, как бы усилить войско. Разделив его на две части, он отправил одних в сторону Хайдака, других в Табасаран, а сам с остальными пошел в местность Дараваган. После этого он тайно послал Аршаниса разузнать о состоянии войска неверных.

Вскоре началась битва, словно встретились две бурные реки. Отважный Убайду обратился к войску, вселяя стальной дух в сердца молодых, и, читая аят из священного Корана, громко крикнул: «Сражайтесь на пути Аллаха!» Мужественные львы, готовые отдать жизнь ради религии Аллаха, затрепетали в предвкушении битвы. Таби’ины(Таби’ины — последователи сподвижников.), выступившие с намерением умереть за Ислам, начали биться. К тому времени отряд, отправленный в Табасаран, вернулся с сорока тысячами воинов, десять тысяч воинов пришли из Хайдака, усилилось содействие Создателя. Мусульмане нанесли удар и разбили войско неверных, Дербент был взят, а царь Башанки с оставшимися воинами, спасая свою душу, бежал в сторону Анжи.

Несмотря на свое бегство, Башанки не желал признать себя побежденным и вновь начал собирать войско. Он обошел Гельбах, Кизляр, пошел к татарам, обратился к иранцам, но тщетно. Мусульмане же двинулись дальше и вознамерились взять крепость Таргу. Чистые намерения принесли свои плоды, арабы взяли Таргу и водрузили свой флаг над крепостью.

После этого они вознамерились взять крепость Анжи, однако не смогли сделать это без хитрости. «Война — это ухищрение», — говорится в хадисе, с его помощью и овладели крепостью Анжи. Руководство штурмом этой крепости взял на себя храбрый ‘Абдуллах. Он обратился к войску с призывом: «Желающие умереть ради Аллаха, пойдемте со мной!» Тридцать тысяч храбрецов откликнулись на этот призыв, и Абдуллах повел их на штурм крепости. Прикатили двенадцать телег, груженых дровами. Неверные испугались, подумав, что мусульмане слишком сильны, и царь их тайно покинул крепость. Он направился в сторону Балхана, в местность Айван,и, найдя крепость в безопасном месте, укрылся в ней. Установив шариатский закон в Анжи и водрузив исламские флаги в Дагестане, «Убайду ибн Джарах с помощью Аллаха живым вернулся в Мекку.

В 115 г. Хиджры войскам из Шама снова пришлось идти в Дагестан. Двадцать четыре тысячи воинов во главе с Абул-Муслимом ибн ‘Абдулмаликом вступили в Дербент. Наведя там порядок без большого, как прежде, кровопролития, Абул-Муслим вернулся домой.
В 200 г. Хиджры таби’инам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз собрать войско с воодушевлением взялся Абул-Муслим, сын Абдуррахмана. Взяв с собой пять человек из потомков Хамзата и Аббаса ийь, Абул-Муслим приготовился к походу. Достойные потомки храбрых предков были рядом с Абул-Муслимом, став его правой рукой. Трое из пятерых: Ибрахйм, ‘Али, Ахмад-были шейхами из потомства Хамзата (радыйаллаху анх). Другие двое-Насруддин-шейх и шейх Мухаммад — из потомства Аббаса  (радыйаллаху анх). Эти бесстрашные воины, собрав кого смогли из Мекки, Медины и Шама, двинулись в путь. По пути войско остановилось в Стамбуле. Проведя там достаточно времени и укрепив свои позиции, Абул-Муслим с пятитысячным войском двинулся дальше. По пути они сражались с неверными и громили их. Таким образом, распространяя Ислам, они дошли до Индии, где Абул-Муслим пробыл два года. Здесь он хорошо вооружил свое войско.

В каждом населенном пункте, куда арабы донесли Ислам, они обычно оставляли своих наместников. С общего согласия правителем над всеми наместниками был назначен человек из рода Курайш, потомок Хамзата  (радыйаллаху анх).

Затем Абул-Муслим направился в Дагестан со всем своим войском, в котором были слоны и верблюды. Весть об этом дошла до Дагестана, и местные народы,объединившись с русскими, собрали огромное войско, чтобы противостоять Абул-Муслиму. Услышав об этом, арабы начали тайно собирать сведения. Узнав, что в Дагестане собрались большие силы, они поняли, что победить их невозможно, и решили перехитрить врага. Они приготовили огромное количество еды и добавили в нее яд. Когда неверные начали наступать, они, оставив еду, бежали. Неверные, увидев оставленную еду, с удовольствием принялись есть. Все, кто съел что-нибудь, погибли. Количество отравленных этой едой составило шесть тысяч сто человек. Остальные в панике разбежались, опасаясь за свою жизнь. Мусульмане же взялись за мечи и, не щадя себя, начали газават, вследствие чего покорили всю равнинную часть Дагестана.
Настал черед горного Дагестана, и они расположились в Хунзахе. В это время Хунзахом правил Баяр, сын Су-раката. Когда мусульмане наступали, он бежал из Хунзаха в Туши. Правителем в Хунзахе оставили Ма’сумбека, сына Ахмада из потомства саййида шахидов Хамзата (радыйаллаху анх). А имамом всего Дагестана был утвержден сам шейх Абул-Муслим: управление Дагестаном было в его руках, и все решения принимались им. Он остался жить в Хунзахе, там же его и похоронили. Его зийарат стал очень известным. Правителем Кумуха был назначен Шахвали, сын Куттама из потомства Аббаса  (радыйаллаху анх), дяди Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Его прозвищем было Шамхал-хан, он собирал налоги со всех наместников. Выплатив хумус, он остальное отдавал потомкам Хамзата и Аббаса (радыйаллаху анх).

Так Ислам пришел в Дагестан и действующим законом здесь стал шариат Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям).

На халате, который надевал Абул-Муслим, была написана сура «Йа-син» — сердце Корана, а на стальном мече — аят «Инна фатахна ляка…».

Шейх Абул-Муслим (радыйаллаху анх)перестроил Дербент, разделил его на семь кварталов, шесть из них назывались Кайсар, Мавсил, Химс, Димишк, Фаластин, Артун, в каждом из которых он построил по квартальной мечети, а в седьмом — джума-мечеть. В ней было шесть дверей, и каждой дали свое название. Первую назвали Баб аль-мухаджир, вторую — Баб аль-джихад, третью — Баб ас-сагир, четвертую — Баб аль-мактумин, пятую — Баб аль-кул’ат, шестую — Баб аль-кучал. Через последнюю обычно входили для заключения договора или решения вопросов примирения. Стену, которую построил еще Зу-ль-Карнайн, шейх Абул-Муслим восстановил и построил в ней надежное помещение для хранения оружия. Часть вновь построенной стены уходила в море, там же сделали большое помещение для хранения всего собранного урожая фруктов.
Да увеличит Аллах степени тех, кто таким образом принес Ислам в Дагестан. Да осветит Аллах могилы шахидов, которые, оставив мирские заботы, погибли, сохранив шариат Аллаха, особенно могилы шейха Абул-Муслима, его товарищей и всех правоверных, оставшихся на чужой земле. Да пребудут они в радости рядом с Любимцем Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), получив степень ви-лайат аль-кубра(Вилайат аль-кубра- высокий уровень богопознания.). Да получат ризван аль-акбар'(Ризван аль-акбар- досл.: великое довольство Аллаха; один из уровней тариката.) все, кто перенес тяготы, следуя хадису Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Да одарит Аллах, обильным урожаем тех, кто посеял семена Ислама на райской земле, которая была в неверии. Благодарим Всевышнего Аллаха, сделавшего их причиной этого неиссякаемого блага для нас. Наш долг — благодарить их. Да поможет нам Аллах исполнить свой долг. Да не оставит нас Аллах без их благодати и заступничества, и да сохранит Он нас от неверия и лицемерия. Да наставит Аллах на истинный путь подрастающее поколение и да одарит его счастьем, дав понимание Ислама. Да уйдет время, когда проливается кровь, и да не возвратится оно больше никогда. Да положит Аллах конец смутам и раздорам, замышляемым сынами мира сего, лишенными благодати и веры. О Аллах, смилуйся над нами в этой и в будущей жизни, ведь атрибуты твои — Рахман и Рахим(Рахман — Милостивый ко всем на этом свете; Рахим — Милостивый на том свете только к уверовавшим.)! Прости, Аллах, наши упущения и недостатки, не спрашивая строго, ведь Ты Прощающий и Щедрый!

И после распространения Ислама Абул-Муслимом Дагестану пришлось пережить много бед, происходили войны и разные перемены, но наш народ всегда терпеливо переносил их. В 714 г. Хиджры эта райская земля оказалась под властью русского царя. С ростом неверия слабел Ислам, с уменьшением веры возрастала безнравственность. Люди стали дурно вести себя и отклонились от Шариата. Так продолжалось пятьсот лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *