25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

 КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ГИБЕЛИ ЙАЗИДА И ‘УБАЙДУЛЛАХА ИБН ЗИЙАДА
(продолжение)

Правитель Шама ‘Абдулмалик ибн Марван был напуган ростом влияния Мухтара в Ираке. Узнав о его активной деятельности в Куфе, он был вынужден готовиться к войне. ‘Абдулмалик позвал проклятого Ибн Зийада, поручил ему командовать войсками, обозначив все вопросы, которые предстояло решить. Они решили действовать сообща. Первая задача — убить Мухтара ибн Убайда, который правил в Куфе, вслед за ним отправить Мус’аба в Басре, покорить население обоих городов и остановить ши’атов. Затем намечалось убить Ибну Зубайра (радыйаллаху анх)в Мекке. «Если ты покоришь ее жителей, ты получишь власть над всеми странами от Шама до Востока», — сказал ‘Абдулмалик. Это понравилось ‘Убайдуллаху, мечты захватили его. Так как сторонники Абу Тураба (‘Али-асхаба (радыйаллаху анх)) были его врагами, желание сразиться с ними завладело им.
После достойного наказания Шамара, Умара ибн Са’да, Хавли и других нечестивцев, которые подняли руку на ахль аль-байт, пришел черед Мухтару взяться за Ибн Зийада. А Ибн Зийад, как уже говорилось, вел подготовку в Мусиле. Мухтар ибн Убайд отправил против него ИбрахДма с двадцатитысячным войском. Услышав об этом, проклятый Ибн Зийад выступил ему навстречу. У него было восемьдесят тысяч воинов, и он не сомневался в своей победе.
Словно волки, готовые загрызть друг друга, войска встретились, пылая злобой. Со стороны войск Шама на поединок вышел ‘Авф ибн Заб’ан и стал осыпать бранью противника. Увидев его высокомерие, Ахвас ибн Шадад аль-Хамдани вышел ему навстречу и оборвал его. Их словесная перепалка затянулась. Наконец, они бросились друг на друга с мечами. Ловкая рука Ахваса опередила воина из Шама, одним ударом он нанес ему смертельную рану и, совершив на лошади круг на поле боя, крикнул, есть ли еще желающие сразиться. Против него вышел Ибн *Урват из Дамаска и пропел стихи, браня его. Ибн Шадад ответил ему стихами похлеще. Затем они кинулись друг на друга и нанесли по одному удару. Ахвас своим ударом убил Ибн Урвата. После этого из войска Шама выступил Ибн Намир Саквани, словно ревущий, роя копытами землю, бык. Против него со стороны иракцев вышел один юноша, словно разгневанный лев, охваченный желанием убить быка. Они стали замахиваться, порываясь друг на друга, как два дракона, источающие яд. Шарик ибн Йасир ас-Са’лави (так звали того юношу) ударом сразил намертво Ибн Намира из Шама.
С самого начала поединков удача покинула воинов Шама. Никто из вышедших на поединок не вернулся живым, все погибли. Горделивый Ибн Зийад понурил голову, удрученный тем, что сотворили воины Ирака. Теперь Ибн Аштар Ибрахдм вышел вперед и стал поносить Ибн Зийада. Он напомнил обо всем, что тот сделал с Хусейном (радыйаллаху анх) и его родными на поле Кербелы, тем самым вложив сталь в сердца своих воинов, и произнес проповедь, разжигая в них страстное желание одолеть врага. Затем он повел их на войско Шама и сам, находясь впереди, первым вступил в бой. Во время сражения они совместили полуденный и предзакатный намазы, которые совершили жестами и такбиром. Они сражались весь день и к заходу солнца разбили войско из Шама. Враги бросились бежать в сторону Мусила, а воины Аштара погоняли их мечами.

Наступила ночь, и все утихло. В это мгновенье Ибрахдм увидел одного хорошо одетого всадника в золотистой кольчуге. Конь под ним был подобен джейрану. В руках всадник держал очень красивую шкатулку, и Ибрахим захотел ее отнять. Он ринулся за всадником, словно волк, который гонится за убегающим, спасая жизнь, оленем, догнал его, и всадник, сраженный ударом меча, упал на землю. Шкатулка досталась Ибн Аштару, а конь убежал. После этого Ибн Аштар вернулся с войском в лагерь.

Утром Ибрахцм рассказал всем о том, что произошло с тем всадником, сказал, что добыл шкатулку, но сожалел, что упустил скакуна. «Не беспокойся!» — утешил его один из товарищей и сказал, что поймал коня, которого он упустил. Они пошли посмотреть на хозяина этого скакуна. Им оказался Ибн Зийад. В тот же час ему отрубили голову, принесли к Ибрахдму и положили перед ним. Это вдвойне увеличило радость Ибн Аштара, и в знак благодарности он совершил земной поклон Творцу.

Затем они подсчитали потери и обнаружили, что их войско лишилось трехсот семидесяти воинов, а противник потерял убитыми и ранеными более десяти тысяч человек. Ибрахдм приказал собрать головы определенных людей, чтобы отослать их Мухтару.

Он отправил в Куфу головы Ибн Зийада, Шархабила, Хасйна, Раби’ата и других вражеских предводителей, а вместе с ними и радостное письмо о результате сражения. Голову Ибн Зийада несли впереди. Когда посланцы дошли до Куфы, сторонники ахль аль-байт от радости начали произносить такбир. Что же касается последователей Бану Умаййат, то для них настал черный день из-за гибели Ибн Зийада.
Все головы, прикрепив к уху каждой бумагу с именем, отправили из Куфы в Мекку. Мухтар ибн Убайд сопроводил их хорошим письмом на имя Мухаммада, сына ‘Али (радыйаллаху анх), которого сам прозвал имамом Махди. Вместе с ними он выслал и тридцать тысяч динаров и велел распределить их между ахль аль-байт.

Когда караван Ибн Убайда дошел до Мекки, сторонники ‘Али-асхаба(радыйаллаху анх) собрались, и Мухаммад прочитал им письмо Мухтара. От великой радости все совершили земной поклон. Тридцать тысяч привезенных с письмом динаров были розданы всем близким и знакомым. Люди решили, что эти головы надо оставить на земле, чтобы видели их все. ‘Абдуллах ибн Зубайр (радыйаллаху анх)не согласился с этим решением, и все головы похоронили в вырытой для них могиле.

Такие беспорядки происходили в народе. Каждый, кто мог ухватиться за власть, подчинял себе страну. ‘Аб-дулмалик стал правителем Шама и Египта, а власть в Куфе взял в свои руки Мухтар. В Басре правил Мус’аб, земли Хиджаза были под властью Ибн Зубайра (радыйаллаху анх).(‘Абдуллах ибн Зубайр (радыйаллаху анх),правивший в Мекке, и Мус’аб ибн Зубайр, правивший в Басре, были братьями — сыновьями сподвижника Зубайра ибн ‘Авама(радыйаллаху анх).)

Против азаракитов на стороне Мус’аба сражался Ибн Абу Суфрат. Ибн Аштар, одержав победу в войнах, подчинил себе Джазират. Мус’аб, решив не упускать полученную возможность, подготовился к взятию Куфы. Он написал письмо Ибн Аби Суфрату, воевавшему с азара-китами, в котором убеждал его, что нельзя оставлять самозванца Мухтара правителем Куфы, и попросил помощи против него. Узнав об этом, Мухтар ибн Убайд тоже написал письмо Ибрахйму ибн Аштару. Но несмотря на неоднократные просьбы Мухтара Ибн Аштар не вернулся в Куфу и не помог ему.

Ибн Абу Суфрат, как только получил письмо Мус’аба, прибыл в Басру с тысячным отрядом всадников. У Мухтара ибн Убайда было три тысячи воинов, пеших и всадников. Во главе войска он поставил Ибн Шамита и отправил его навстречу Мус’абу ибн Зубайру, шедшему из Басры с семью тысячами воинов.
Эти две силы встали друг против друга, дели обоих были противоположны.

Из войск Мус’аба выступил Убад и стал кричать в сторону войск Мухтара: «Мы призываем вас к книге Аллаха и Сунне Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), а также призываем присягнуть Ибн Зубайру (радыйаллаху анх). Из войска Мухтара вышел ‘Абдуллах ибн Камиль, чтобы ответить ‘Убаду: «Мы тоже призываем вас к Книге Аллаха, и Сунне Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), а также призываем принести присягу Мухтару ибн «Убайду. Мы предлагаем вам обсудить этот вопрос с участием ахль аль-байт. Кто говорит, что он более достоин власти, чем они, тот не наш человек как на этом свете, так и на том». Так ответил куфийский воин басрийскому, возражая ему. Мус’аб разгневался, услышав это, и по его приказу войско из Басры перешло в наступление. Они нанесли удар по куфийцам, убили Ибн Шамита и разгромили их войско. Куфийцам не удалось справиться с ними. Многие из всадников и пеших были убиты, остальные спаслись бегством. Они вернулись в Куфу в униженном состоянии.

Мухтар был в смятении. Ему стало ясно, что он во власти Мус’аба. Ибрах,йм ибн Аштар отошел от него, войско Басры вступило в Куфу. Ши’аты Куфы выступили против них, и между ними началось сражение. Но все же сил у Мухтара было мало, в итоге ему пришлось укрыться в крепости. Войска из Басры окружили крепость и осадили ее, лишив возможности подвозить помощь и даже воду, как во время осады дома халифа «Усмана (радыйаллаху анх). Куфийцы оказались в трудном положении. Но эта осада не поколебала решимости Мухтара, басрийцы не услышали от него ничего, кроме твердого ответа. Он приготовился проститься с жизнью и вместе с соратниками бросился в гущу войска басрийцев. Произошло жестокое сражение, в котором пролилось много крови. Все его соратники погибли, он остался один. По приказу Мус’аба воины окружили Мухтара. Они долго бились мечами, и в конце концов он оказался прижатым к стене. Два брата одновременно словно одной рукой нанесли ему сильный удар. Он упал с коня. Оба брата тут же накинулись на него, отрубили ему голову и принесли ее Мус’абу.

Тех его соратников, которые остались в крепости, Мус’аб отпустил и гарантировал им безопасность. После этого Мус’аб позвал к себе Умму Сабит и ‘Имрат бинт Ну’ман — жен Мухтара ибн Убайда и, желая узнать их мнение, спросил их, что они скажут о Мухтаре. Умму Сабит сказала: «Я скажу то, что скажешь ты». Мус’аб остался доволен ответом и отпустил ее, сказав: «Ты права, иди». Затем велел ‘Имрат бинт Ну’ман рассказать, каким он был человеком. Имрат бинт Ну’ман не сказала про Мухтара ничего плохого и дала ему достойную оценку. «Он был любящим Аллаха, Пророка  (саллаллаху аляйхи ва саллям) и ахль аль-байт, верующим рабом, — с вызовом сказала она. — Вы его убили, но, думаю, и вы тоже долго не проживете». Эти ее слова пронзили болью сердце Мус’аба. Разгневанный этим, Мус’аб приказал убить ‘Имрат. Так была убита безгрешная женщина.
Мус’аб ибн Зубайр написал письмо Ибрахцму ибн Аштару в Мусил. В нем он сообщал об убийстве Мухтара и призвал присягнуть своему брату ‘Абдуллаху. «Если принесешь присягу, тебе гарантируются спокойствие и безопасность. Не откладывая, явись к нам. Все земли, которые ты завоевал мечом, будут твоими», — обещал он ему. В это же время известие об убийстве Мухтара дошло и до ‘Абдулмалика в Дамаск. Он тоже написал письмо Ибрахдму ибн Аштару с такими же обещаниями, как и Мус’аб. «Ты будешь правителем всего Ирака», — писал он, призывая его к присяге, и потребовал ответа. В этом же письме он перечислил все недостатки Ибн Зубайра (радыйаллаху анх), оспаривающего его власть.

Умелый военачальник Ибн Аштар оказался между ними, они перетягивали его каждый в свою сторону. Он собрал избранных людей и посоветовался с ними, как лучше поступить. Совет предпочел Абдулмали-ка, но душа Ибрахйма не лежала к Шаму. Он сказал, что в Шаме нет рода, в котором он кого-либо не убил. И предпочтя Ирак, он пошел к Мус’абу. Мус’аб принял его с большой радостью, дал ценный подарок и отправил к брату в Мекку быстрого гонца с вестью о том, что Ибн Аштар присоединился к ним. Весь Хиджаз, Ирак, Джазират, Армения, Йемен, Азербайджан попали под власть Ибн Зубайра (радыйаллаху анх).А в Шаме, Египте, Магрибе правил Абдулмалик ибн Марван.

Из-за возникших разногласий «Убайдуллах ибн аль-Хур отошел от Мус’аба. Он был самым храбрым в Ираке, и его сражения имеют долгую историю. В конце концов, Ибн аль-Хур вместе со своим войском пошел к ‘Абдулма-лику в Дамаск. Тот принял его, приблизил к себе и велел дать ему сто тысяч дирхемов. Но Ибн аль-Хур сказал повелителю, что пришел не за деньгами.

«Я пришел потому, что мне нужно войско», — сказал он о своей цели. Абдулмалик обрадовался еще больше и отдал в его распоряжение четыре тысячи воинов из войска Шама. Присоединив их к иракскому войску, Ибн аль-Хур выступил в поход.

В пути они остановились на привал в одном месте. На привале иракцы и воины из Шама разговорились. Разговор о том, что произошло между Али-асхабом и Му’авийатом, вскоре перерос в спор. В ходе разгоревшегося спора они стали замахиваться друг на друга, и из ничего началась стычка. Вражда возобновилась, во-

йска ринулись друг на друга, началось сражение между воинами Ирака и Шама. Было пролито много крови, в живых с обеих сторон остались немногие. Уцелевшие воины Шама вернулись назад. Потрясенный же Ибн аль-Хур остался в глубокой печали.

Все, что там произошло, стало известно Мус’абу, который решил извлечь выгоду из случившегося и срочно подготовил пятьсот всадников во главе с Убайдом ибн Аббасом. Он приказал им найти Ибн аль-Хура и проводил их в поход.
Ибн аль-Хур с небольшим отрядом оставшихся воинов стоял на берегу реки Евфрат. Увидев облако пыли, поднятое приближающимся войском, отважный Ибн Хур сразу узнал воинов Мус’аба и крикнул: «Садитесь на коней, о дети свободы! Умрите сегодня с почетом и не сдавайтесь в плен!» Они взяли в руки мечи и копья и сели на коней, а число их не достигало и пятидесяти. Пятьсот всадников из Басры и отряд, не насчитывающий и пятидесяти человек, приблизились друг к другу. Ибн аль-Хур встал впереди, распевая стихи. Затем они с товарищами бесстрашно ринулись на войско Басры, как львы. В течение часа половина его товарищей перешла в мир иной. Вскоре Ибн аль-Хур остался один. Басрийцы окружили его. Один их них ударил его копьем. Он потерял силы и упал у самой воды. Даже в воде Евфрата он продолжал сражаться с противником, и никто не мог приблизиться к нему. Они стали пускать в него стрелы, приговаривая: «Ну, как тебе сейчас?» А он отвечал: «Если вы мужчины, выходите на поединок по одному».

Обессиленный от множества ран, он набрел на лодку и попросил лодочника перевезти его на другой берег, пообещав хорошо заплатить. Тот согласился, и они поплыли. А воины Мус’аба стояли на берегу и кричали, угрожая лодочнику: «Приведи к нам того, кто восстал против правителя правоверных Ибн Зубайра». Они обещали ему десять тысяч дирхемов, если он вернет его обратно. Лодка дошла до середины реки, когда лодочник собрался повернуть ее обратно. Ибн аль-Хур стоял на своем: «Плыви вперед!» Между ними произошла стычка, а тот лодочник по сравнению с Ибн аль-Хуром был великаном. Они стали бороться, раскачивая лодку. В результате оба упали и утонули в Евфрате. За ними отправили ныряльщиков, которые подняли тело Ибн аль-Хура. Ему отрезали голову и отправили в Басру к Ибн Зубайру, а тот переправил ее своему брату ‘Абдуллаху в Мекку.

‘Абдулмалик был недоволен тем, что власть над Хиджазом и Ираком оказалась в руках ‘Абдуллаха и Мус’аба. Он написал своим сторонникам в Басру, подстрекая их к смуте. В Басре было два течения. Ши’аты начали беспокоить сторонников Марвана. Когда Мус’аб, находившийся в Куфе, узнал об этом, он позвал к себе Захара ибн Кайса и велел отправиться с тысячей воинов в Басру, а вслед отправил еще тысячу воинов. Люди Ибн Зубайра разгромили сторонников Марвана и схватили зачинщиков смуты. Услышав о том, что они отделались легким наказанием, Мус’аб сам прибыл в Басру. Он вызвал правителя Басры и велел привести к нему арестованных. Их привели по одному и поставили перед ним. Он обрушился на них с обвинениями, обжигая им лица упреками. Их дома сожгли, имущество отобрали и превратили их в нищих, у которых нет ничего. Наведя такой порядок в Басре, Мус’аб вернулся в Куфу. Уезжая, он приказал: «Если кто-нибудь из них поднимет голову, отрубите ее и пришлите мне».
Абдулмалик тяжело перенес весть о том, как в Басре обошлись с его людьми. Он двинулся в Ирак с шестидесятитрехтысячной конницей. Когда он миновал город Мусил, о его намерении стало известно Мус’абу. Он подготовился к бою, собрав войско, и вышел из Куфы ему навстречу. Пройдя расстояние в один фарсах, он остановился на ночлег на одной поляне. Многие воины предали Мус’аба, и это очень озаботило его. Он спросил совета у Ибн Аби Фарвата, и тот посоветовал ему вернуться обратно: «Тебе лучше отправиться в Хиджаз к своему брату, правителю правоверных ‘Абдуллаху». Но Мус’аб отказался, сказав, что не желает давать арабам повода говорить, что он сбежал. Теперь и Ибн Аби Фарват наотрез отказался идти с ним дальше. Мус’аб оставил предавших его, взял с собой тех, кто сдержал слово, и сел на коня, сказав, что случится только то, что предначертано.

Мус’аб и ‘Абдулмалик встретились и выстроили войска рядами друг против друга. Около часа они осыпали друг друга стрелами, затем войска сошлись. Ибрахйм ибн Аштар на глазах у Мус’аба бесстрашно бросился в войско Шама. Воины бились беспощадно, погибло много людей. Это сражение — одно из известных в народе. Воины ‘Абдулмалика окружили Ибн Аштара. Они обрушились на него с копьями, и он упал с коня. Окружившие его бросились к нему и начали рубить мечами. Он получил более тридцати ран. После его гибели ему отрубили голову и отнесли ‘Абдулмалику. Так погиб этот храбрец.

Потеряв Ибн Аштара, Мус’аб словно лишился руки. Его потеря была равноценна потере половины войска. Мус’аб приказал одному воину: «Абу Усман, скачи вперед». Абу Усман, которому стало ясно, что его убьют, отказался и сказал: «Там, где не победишь, лучше остаться побежденным». Мус’аб приказал другому: «Подними знамя!» Но и тот отказался, предпочитая сохранить свою голову. «Был бы жив Ибрахйм ибн Аштар», — посетовал Ибн Зубайр, утешая себя. Ибн Марван сказал, что правитель правоверных прощает Мус’аба и призывает сдаться. «Правитель правоверных находится в Хиджа-зе», — твердо возразил Мус’аб. Из войска Шама вновь полетели стрелы. Ими было утыкано все тело Мус’аба, он еле держался на коне.

Это больно задело сына Мус’аба Ису, и он решил умереть, опередив отца, и вышел вперед. Мухаммад ибн Марван предложил и Исе перейти на их сторону, ручаясь за его неприкосновенность. «Женщины курайшитов не будут говорить на улицах, что я испугался вас», — сказал Иса и, искренне намереваясь исполнить задуманное, бросился в бой. Он сражался с войском Шама до тех пор, пока не лишился власти над своим телом. Обессилев от полученных ран, отважный юноша упал на землю. Ему тотчас же отрубили голову и отнесли ее ‘Абдулмалику.
Мус’аб ибн Зубайр остался один, силы покинули его тело. Воин из Шама набросился на него и проткнул копьем. Мус’аб упал с коня и оказался на земле. Тотчас другой воин отрубил ему голову и вслед за головой сына отнес ‘Абдулмалику. Цель ‘Абдулмалика была достигнута, и все его мечты воплотились в жизнь. Он отправился в Куфу, чтобы завершить свое дело, и там обещал всем неприкосновенность. Он призвал жителей Куфы принести присягу, и они не стали противиться и покорились ему. Теперь и Ирак вдобавок к Египту и Шаму оказался под властью ‘Абдулмалика.

В Куфе ‘Абдулмалик собрал старейшин на большой маджлис и спросил, может ли кто справиться с братом Мус’аба ‘Абдуллахом ибн Зубайром. ‘Абдулмалика не порадовали ответом, старейшины арабов промолчали.

Хаджадж ибн Йусуф однажды увидел во сне, как он содрал кожу с Ибн Зубайра (радыйаллаху анх), и ему захотелось, чтобы люди узнали об этом. Услышав об этом, ‘Абдулмалик позвал к себе Ибн Йусуфа и спросил: «Что ты видел во сне?» Хад-жадж рассказал ему свой сон и согласился выполнить любое его поручение. ‘Абдулмалик обрадовался и сказал: «Я надеюсь, ты возьмешься за это и доведешь до конца».

Хаджаджу дали шесть тысяч воинов из Ирака, Египта и Шама и отправили в поход на священную землю, где родился Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям). ‘Абдулмалик велел Хаджаджу, не вступать сходу в земли Харама, а наблюдать издали и ждать приказа, окружив Ибн Зубайра (радыйаллаху анх)и перекрыв дороги. Хаджадж остановился, дойдя до Таифа. Там он осмотрелся, изучил обстановку и решил позвать Мухаммада, сына Ханйфы, чтобы посоветоваться с ним. Однако Мухаммад не пришел, не желая вмешиваться в дела, связанные с Ибн Зубайром (радыйаллаху анх).Тогда Хаджадж написал в Шам письмо, сообщая, что он прибыл в Таиф. В этом письме Хаджадж попросил ‘Абдулмалика прислать ему подкрепление, так как Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)собрал большое количество людей и готовится к упорному сопротивлению. ‘Абдулмалик выслал в помощь Хаджаджу еще шесть тысяч воинов из Египта и Шама.

Когда подоспела помощь от ‘Абдулмалика, Хаджадж двинулся в сторону Мекки. Они остановились в Абтахе. Узнав об этом, Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)вышел ему навстречу. Как только они приблизились друг к другу, началось сражение, которое продолжалось целый день и прекратилось только ночью. На следующий день на рассвете битва возобновилась. Так продолжалось много дней. ‘Абдулмалик, узнав об этом сражении, срочно отправил Хаджаджу письмо, в котором советовал: «Скажи Ибн Зубайру (радыйаллаху анх),что, если он присягнет, ему гарантируется неприкосновенность». И добавил, чтобы по возвращении Хаджадж привел его с собой, оказывая ему доверие и почет.
Получив это письмо, Хаджадж прочитал его, поразмыслил над ним и отправил Абдуллаху ибн Зубайру(радыйаллаху анх). А тот, прочитав письмо, отправился к матери, чтобы рассказать о нем. Матерью его была Асма’, дочь Абу Бакра Сиддика (радыйаллаху анх). Она дала достойное наставление сыну. «Если бы ты сразу присягнул, было бы другое дело. Теперь же положись на Всевышнего», — мудро сказала глубоковерующая Асма’. Абдуллах согласился с советом матери. Он опасался, что совет мог оказаться другим. «Если бы в клятве верности Ибн Марвану была польза для уммы, то я с самого начала не выступил бы против. Я буду сражаться ради Аллаха», — заявил он.

Хаджадж рассердился на Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) и, двинув вперед войска, полностью окружил его плотным кольцом. Установили катапульты, приготовились к бою и словно дождем осыпали землю Харама камнями. Повредили стены Дома Аллаха — Каабы, закидали огнем и сожгли ее покровы. Дикость Хаджаджа отозвалась болью в сердце Ибн Зубайра (радыйаллаху анх). Он повел своих воинов в атаку и нанес Хаджаджу ощутимый урон. В отместку те начали наступление, в результате которого Хаджадж вынудил Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) укрыться в аль-Хараме. По приказу Хаджаджа все ворота были заперты, тем самым были закрыты все выходы.

Ибн Зубайр(радыйаллаху анх) осмотрелся вокруг и обратился к соратникам: «Кто из вас не желает смерти, тот может вернуться обратно к своей семье. Я освобождаю его от принесенной мне присяги». Но никто не предал Ибн Зубайра «Мы готовы умереть там, где умрешь ты», — заявили они. Их было меньше трехсот человек. И они вступили в битву с войском Хаджаджа.

В сражении прошел день, наступила ночь. Вокруг аль-Харама поставили стражу, были приняты особые меры, чтобы Ибн Зубайр (радыйаллаху анх) не мог сбежать. Эту ночь до утра Ибн Зубайр(радыйаллаху анх) и его соратники провели, совершая обход вокруг Каабы. На рассвете, огласив азан, они совершили коллективную рассветную молитву и решили пробиться за пределы Харама.

‘Абдуллах (радыйаллаху анх) накинулся на стражу, словно ястреб на стаю куропаток, и стражники рассеялись. Словно обученный сокол он вырвался из аль-Харама сквозь войско Хаджаджа. Он добрался домой, попрощался с семьей, зашел к матери, поцеловал ее в лоб, заплакал и попросил хранить терпение. «Терпение — это качество твоих предков, да одарит Всевышний им и тебя», — сказала мать. Стойкость матери порадовала сына, и он улыбнулся, воздав хвалу Аллаху. Ибн Зубайр (радыйаллаху анх) беззаботно пошел навстречу своей смерти, словно шел танцевать на веселую свадьбу. Попрощавшись с матерью, он вернулся обратно в аль-Харам.
Абдуллах ибн Зубайр (радыйаллаху анх) пробился в аль-Харам, разорвав цепи нападавших на него с копьями и мечами воинов Хаджаджа. Войска Шама подобно речным потокам через все ворота стали вливаться на территорию аль-Харама. Здесь произошла кровопролитная битва. У Абдуллаха (радыйаллаху анх) осталось семьдесят человек, и он стойко сражался вместе с этими оставшимися воинами. Сорок из них были убиты, бой подходил к концу. Воины Хаджаджа со всех сторон с саблями наголо напали на Абдуллаха (радыйаллаху анх). Двое из Шама ударом повалили его на землю, а остальные, когда он упал, забили его насмерть. Затем все войско стало кричать такбир, и мать ‘Абдуллаха(радыйаллаху анх), услышав это, поняла, что ее сына убили. Она сказала: «Убили моего сына ‘Абдуллаха» — и, утешая себя, произнесла «Инна лиллахи…»(«Воистину, мы принадлежим Аллаху, к Нему и возвратимся». Так обычно говорят, когда мусульманина настигнет беда.).

После убийства Ибн Зубайра (радыйаллаху анх)остальные его друзья тоже были убиты в аль-Хараме воинами Хаджаджа. Их тела вытащили из Харама и выкинули, не осталось никого, кто мог бы рассказать об этом. По приказу Хаджаджа тело ‘Абдуллаха ибн Зубайра (радыйаллаху анх) было повешено за ноги.

Хаджадж написал письмо ‘Абдулмалику в Шам, описав, как все произошло. Голову ‘Абдуллаха (радыйаллаху анх) тоже отправили в Шам, а тело оставалось в Мекке, по-прежнему подвешенное на веревке. На третий день скорбящая мать пришла к сыну, чтобы увидеть его и успокоить сердце. При виде обезглавленного тела сына она заплакала и взмолилась: «О Аллах! Я довольна своим сыном. Сделай его из числа тех, кем доволен Ты». После чтения молитв по своему сыну терпеливая мать пришла к Хаджаджу и сказала: «Не пора ли этому всаднику сойти с коня?» — имея в виду сына, но Хаджадж перебил ее и ответил грубо. Асма’ стала возражать ему, прочитала хадис и сказала, что ему присущи те качества, что описаны Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям) в этом хадисе. Разочарованная и опечаленная, она вернулась обратно. Но Хаджадж все же пожалел опечаленную Асма’ и приказал снять ее сына с веревок и доставить к ней домой. Там его омыли, завернули в саван, совершили заупокойную молитву и похоронили.

Тем временем Хаджадж в письме ‘Абдулмалику ибн Марвану рассказал, какие повреждения получила Кааба, и сообщил, что камни, выпущенные катапультой, попали в стену. Он просил разрешения исправить повреждения, нанесенные Каабе. Получив письмо от Хаджаджа, ‘Абдулмалик отправил в Мекку своего сына с достаточными средствами. В ответном письме он написал, чтобы курайшитам поручили под его руководством отстраивать поврежденную Каабу. Поврежденные стены со стороны Замзама и Йеменского угла были разрушены и заново отстроены. Старейшины курайшитов таскали камни и никому другому не разрешили положить камень в стены Каабы. Кааба была отстроена, и Хаджадж вернулся обратно. Правление исламским халифатом перешло к ‘Абдулмалику. Для установления своего порядка он назначил наместников в Египте, Шаме, Ираке и Хиджазе.
Столько смут произошло среди мусульман со дня убийства ‘Усмана ибн Аффана (радыйаллаху анх). Мусульманам, разделенным по этой причине, шпионы своими происками не дали объединиться. Если между двумя людьми случается ссора, то один из них обязательно бывает неправ. И чтобы разобраться, кто из них прав, а кто нет, необходимо их подвести к правильному решению вопроса. Хотя каждый из них желает быть правым, справедливость бывает лишь на одной стороне. Однако, несмотря на это, нафс и шайтан не позволяют человеку признать поражение, приняв истину.

Не будут счастливы те, кто прозвал последователей ‘Али (радыйаллаху анх) турабиятами и посеял смуту. Думаю, что на том свете Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) не будет доволен теми, кто не проявил должного уважения к ахль аль-байт. Как бы то ни было, говорят, люди киблы, пусть даже и грешники, спасутся, если в момент отделения души от тела окажутся правоверными. В книгах сказано, что после пребывания в Аду в течение времени, соразмерного их грехам, их введут в Рай. Да войдут в Рай все люди единобожия, будучи прощенными Аллахом благодаря заступничеству Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)! Да одарит нас Аллах, силой, чтобы перебороть иблиса и противостоять своему нафсу!

Рассказ о событиях, связанных с убийством саййида Хусейна (радыйаллаху анх) немного затянулся. Я не хотел этого, но не мог остановиться, не раскрыв сути этой трагедии.

Теперь послушайте одну удивительную историю, я приведу ее для побуждения разумного. Обратите внимание, с какими разными помыслами взяли в руки оружие и отправились воевать отец и сын. В войске ‘Али-асхаба (радыйаллаху анх)- правителя правоверных — был юноша по имени Асал. А его отец Хаджал был на стороне Му’авийата и сражался в войске мятежников. В одном из сражений Хаджал вышел вперед и крикнул: «Кто сразится со мной в поединке?» В ответ навстречу ему прискакал на коне его сын Асал. Они выхватили копья и замахнулись друг на друга. Сын ударил, и отец упал с коня. Когда он упал, с его головы слетел шлем. Асал внимательно посмотрел на него и узнал своего отца. Ему стало стыдно. Он как ветер бросился к отцу и, как бы оправдываясь, присты-женно воскликнул: «Отец, это ты?» «Не беспокойся, сын мой, со мной ничего не случилось», — сказал отец. Он стал звать сына с собой: «Идем со мной в Шам, у Му’авийата несметные богатства». Но сын ответил: «Лучше ты поспеши к ‘Али, с которым Ахират и вечный Рай». Отец сказал ему: «Сын мой, твой отец никогда не пойдет к ‘Али». На что и сын ответил: «Отец мой, и твой сын никогда не придет к Му’авийату». Пути отца и сына разошлись. Оба вернулись обратно, откуда пришли. Удивительно, как по-разному определились их судьбы. Отец выбрал этот мир, а сын предпочел Рай. Оценку тому, что они выбрали, дайте сами. На правильном пути окажется тот из вас, у кого разум одержит верх.
О Аллах, не оставляй нас, уповающих на Тебя, если даже оставишь тех, кто выбрал деньги, уповать на них. Пусть короли сделали богатство предметом поклонения, смилуйся, о Щедрый, над нами, знающими, что поклонения достоин только Ты. Даже если те, кто с радостью обустраивает мирское, забыли Тебя, не дай нам сделать вздох, не думая о Тебе. Даже если им претит шариат Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям), утверди нас на пути наставления. Не дай победить тем несчастным людям, которые тайно действуют против Ислама. Тех, кто желает вступить на истинный путь, но не способен увидеть его, — наставь их, о Знающий, расширив им грудь. Невежественную молодежь, которая оставила Твои веления и запреты, одари знаниями. О Аллах, покажи Свое величие правителям, которые попирают закон и справедливость, чтобы опомнились они.

Поистине, настало смутное время. Притеснители одерживают верх. Молодых людей убивают без причины. Удивительное государство оставляет открытыми врата перед кровавыми руками, куда бы их ни протянули. Это край, где правители бросили народ, который обеднел оттого, что растет число грабителей. Это наша Родина, в которой стражи закона живут на взятки, а у всех, кто искал справедливости, сломаны хребты. О люди, которым противно поведение верующих, не для Ада ли создал вас Аллах?! А те, кто, скрыв в сердце лицемерие, утверждают, что они мусульмане, — клянусь Аллахом, придет день, когда вас разоблачат.

С одним тасбихом не сравнятся все богатства мира -клянусь Аллахом, это истина. Счастливый человек осознает это и, осознав, покается и обратится к тасбиху. Покаяние для поклонения — как семена для пашни, и не будет пользы от пашни, если ее не засеять. Если ты раб Всевышнего, знающий, что смерть неизбежна, то нельзя откладывать покаяние. Прими, не откладывая, блага, дарованные Всемогущим Аллахом, не говори, что можешь взять их и завтра. Так же как не оставляешь на потом обустраивание мирского, как можно быстрее приди к покаянию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *