19.07.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ГИБЕЛИ ЙАЗИДА И ‘УБАЙДУЛЛАХА ИБН ЗИЙАДА

После того как враги добились своей цели, отрубив голову Хусейну (радыйаллаху анх), могущество Ибн Зийада возросло еще больше. Его назначили наместником всего Ирака, а до этого под его властью были только Куфа и Бусра. Говорят, что от Йазида в подарок он получил миллион дирхемов. Он приехал из Куфы в Бусру, купил два дома и снес их. На этом месте он построил два больших замка, подобных Ираму Шаддада, и назвал их Хамра’ и Байза’. Он вел себя разнузданно, делал что хотел, владея Ираком, словно нет ничего, о чем следовало бы беспокоиться.

‘Убайдуллах, прибыв в Бусру, не поладил со своим братом Муслимом ибн Зийадом. Отношения между двумя братьями были неважные, и говорят, что причиной тому была женитьба Муслима на женщине, с которой развелся Убайдуллах. Из-за этого их отношения испортились, и спор их могла разрешить лишь сабля. Тогда Муслим отправился в Шам к Йазиду.
Йазид принял его радушно и расспросил обо всем. Йазид спрашивал, а Муслим отвечал, и из этого разговора Йазид понял, какова его цель. Оказалось, что в Бусре брат не давал ему покоя и он хотел получить власть в другом месте.

Разве Йазид сделает что-либо кроме добра детям Зийада, которые оказались так полезны в нужный момент? Он написал приказ о назначении Муслима правителем Хорасана и все устроил. Он дал Муслиму сильное войско из Шама, и тот вернулся в Бусру, чтобы забрать семью и желающих пойти с ним. ‘Убайдуллах же стал громить дома пожелавших уехать с Муслимом. Тогда Муслим пожаловался на него в письме Йазиду, и тот в ответ приказал не трогать дома. Муслим взял семью и детей и отправился с войском в Хорасан, оставив город брату. С ним ушли старейшины Бусры Ибн Аби и Суфрат.

Когда Хусейн(радыйаллаху анх) отправлялся в путь по приглашению куфийцев, Мухаммад, сын Ханйфы, был в Медине. Он не смог пойти с братом из-за болезни, удержавшей его в постели. Впоследствии Йазид прислал Мухаммаду письмо с удивительной похвалой. «Не вижу никого из Бану Хашим, кто обладал бы столь совершенными знаниями и разумом, как ты. По получении письма, ничего не боясь, спокойно приезжай ко мне», — попросил он. Еще сказал: «Хочу получить пользу от твоих речей и мнения».

Получив письмо Йазида, Мухаммад прочитал его и задумался, как поступить. Он поделился с сыновьями, и они посоветовали ему не ехать туда. «Им ничто не помешает поступить с тобой так же, как с Хусейном, не верь ему», — попытался убедить его Абдуллах. «Я надеюсь, что Аллах защитит тебя от его зла», — сказал Джа’фар. Однако отец с упованием на Аллаха принял приглашение и отправился в путь.
Йазид радушно принял его. Сразу при встрече он выразил ему соболезнование по поводу гибели Хусейна (радыйаллаху анх) и поклялся именем Всевышнего: «О Абуль Касим! Убийство Хусейна причинило мне такую же боль, как и тебе». Проклиная Убайдуллаха, он свалил на него всю вину: «Он меня не послушался. Я ни за что не убил бы Хусейна». Так он сказал, а что было у него на душе, мы не знаем. В ответ Мухаммад соответствующе оценил сказанное Йазидом, посчитав лучшим предать забвению то, что осуществилось по предопределению Всемогущего. «Мы ведь с Хусейном братья, у нас один отец, и я не хотел бы отныне слышать от тебя слов порицания в его адрес», — высказал Мухаммад то, что было на сердце. На это Йазид твердо пообещал: «Ты не услышишь от меня ни одного упрека в адрес Хусейна» — и после этих слов, как бы выдвинув условие, предложил ему принести присягу. Мухаммад предпочел примирение и не стал отказываться. Он дал слово и не стал портить отношений, а Йазиду больше ничего и не было нужно.

Так они встретились, поговорили, затем Мухаммаду показали отведенные ему покои. «Когда будешь возвращаться, от меня тебе в подарок триста тысяч дирхемов», — сказал Йазид. «О правитель, я не нуждаюсь в этих деньгах», — отказался сын ‘Али(радыйаллаху анх). Но Йазид сказал, что Мухаммад может отдать их кому захочет, и он принял подарок. Так он гостил у Йазида, пока не соскучился по дому. Пожелав вернуться в Мекку и Медину, он попросил у Йазида разрешение. Тот прибавил к подарку еще сто тысяч дирхемов и сказал Мухаммаду, что он может вернуться, прибавив: «Я был бы рад, если бы ты остался рядом со мной навсегда. Но раз ты хочешь вернуться, я попросил бы тебя указать мне на мои недостатки. Если у меня есть какие-либо черты, достойные порицания, хотелось бы, чтобы ты не промолчал об этом». «Что бы ни произошло между тобой и Хусейном, этого не исправить, но пока я был здесь, я видел с твоей стороны лишь хорошее», — сказал сын ‘Али(радыйаллаху анх). Затем добавил: «Но тем не менее я предостерегаю тебя от опьяняющих напитков» — и сделал наставление по этому поводу. Йазид остался очень доволен, с радостью воспринял сказанное и твердо пообещал бросить пить. Правитель, которого избрал народ, является посредником между ним и Всевышним. Он должен быть богобоязненным, иначе подопечных ждет погибель.
Мухаммад прочитал такое наставление, и Йазид согласился с ним. Они попрощались друг с другом, произнесли друг другу хорошую мольбу, и Йазид достойно проводил Мухаммеда. На прощание Йазид велел Мухаммаду писать ему, какая бы нужда ни появилась. «Если возникнет необходимость, напишу. Я не держу на тебя зла», — ответил Мухаммад. После этого он переселился из Медины в Мекку и предался богослужению. Он отказался от мирского и оставшуюся жизнь провел в поклонении, постоянствуя в намазах и постах.

В это время ‘Абдуллах ибн Зубайр (радыйаллаху анх) стал тайно добиваться власти в халифате. Он разбудил спящую, утихшую было смуту и начал критиковать власть Йазида.

Поскольку при необходимости за помощью обращаются и знакомые, и незнакомцы, к Мухаммаду с этой целью прибыла одна группа последователей Ибн Зубайра (радыйаллаху анх).Это были дети мухаджиров и ансаров, среди которых были ‘Абдуллах ибн Мути’ и ‘Аббас бин Сахл. Они стали говорить о необходимости начать войну с Йазидом, рассказали о том, что присягнули ‘Абдуллаху ибн Зубайру(радыйаллаху анх), провозгласив его халифом, и предложили Мухаммаду присоединиться к ним и действовать сообща. Мухаммад решительно отказался, сказав, что он этого не сделает. Они стали говорить, что Йазид пьет спиртное, играет с собаками, и зачем, мол, нужен такой нечестивец, на что Мухаммад ответил, что он находился рядом с Йазидом в Шаме и ничего нечестивого с его стороны не видел и что нельзя свидетельствовать о том, чего не видел собственными глазами. Также он сказал, что Йазид перестал пить спиртное после того, как он предостерег его от этого, и пояснил, что за грех, совершенный Йазидом после этого предостережения, ему (Мухаммаду) греха не будет.

Хотя Мухаммад дал мудрый совет и оказал: «Я боюсь, что вы напрасно прольете кровь», пришедшие не вняли его совету и сказали, что принесут присягу ему, если он хочет. «Последуете ли за мной или я последую за кем-либо, я не считаю войну дозволенной», — настаивал Мухаммад на своем. Они долго обсуждали этот вопрос, но Мухаммад отверг их мнение. Напоследок он поклялся именем Всевышнего, что не будет воевать с людьми киблы и не войдет в чужой дом без разрешения хозяев.
Вскоре слухи о тайном заговоре в Мекке дошли до Куфы и до проклятого Ибн Зийада в Буеру. Тот прибыл в Куфу проверить достоверность этих слухов. Он встретился с халифом Куфы ‘Амром и спросил, слышал ли он об этом. Они разговорились, и Убайдуллах, выражая свое мнение, сказал ‘Амру: «Я не вижу угрозы Йазиду со стороны Ибн Зубайра (радыйаллаху анх).И добавил: «Больше всего Йазиду страшны сторонники ‘Али-асхаба». Затем он спросил Амра, знает ли он кого-либо, кто в данное время в Куфе выступает в их поддержку . ‘Амарат ибн Укбат вскочил и заявил, что он знает такого. Между ним и Мухтаром, сыном «Убайда, когда-то давно возник небольшой конфликт. Из-за этого ‘Амарат оклеветал невинного Мух-тара. Он заявил, что это Мухтар настроил Муслима ибн Укайла против Убайдуллаха. Также он сказал, что вначале Мухтар был сторонником Усмана затем перешел на сторону ‘Али (радыйаллаху анх). После этого Ибн Зийад разгневался еще больше и приказал привести Мухтара к нему.

Слуги привели Мухтара ибн Убайда к нему, и этот проклятый стал упрекать его. Мухтар твердо заявил, что он любит сторонников ‘Али (радыйаллаху анх) из-за Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). «Но Муслиму я не помогал, это знает и ‘Амарат», -сказал он. Пристыженный ‘Амарат чуть не провалился сквозь землю. Его ложь была разоблачена, и он помертвел от стыда. Ему пришлось опровергнуть свою ложь и признаться, что Мухтар не помогал Муслиму. Исполненный гнева проклятый Ибн Зийад ударил Мухтара по лицу палкой, попавшейся ему в руки. Удар пришелся в глаз, в результате чего Мухтар лишился глаза. После этого его прозвали Аштаром. «Если бы Ибн Укбат (‘Амарат) не вступился за тебя, я бы точно отрубил тебе голову», — угрожающе заявил заблудший Ибн Зийад и приказал заточить его в тюрьму. Мухтару надели на руки оковы и бросили в темницу.
Слухи о том, что Мухтар ибн ‘Убайд арестован, дошли до ‘Абдуллаха ибн Умара (саллаллаху аляйхи ва саллям) в Медину. Его жена была сестрой Мухтара. Узнав о том, что брат арестован, она потеряла покой. Тюрьма беспощадного Убайдуллаха была такой, что выбраться оттуда не было надежды, поэтому Сафийа стала упрашивать Ибн Умара (радыйаллаху анх)помочь ее брату. Ибн Умар (радыйаллаху анх)собирался оказать ему помощь и без ее просьбы. Не видя другого выхода, он написал письмо Йазиду в Шам с просьбой о помощи.

Получив письмо с такой доверительной просьбой, Йазид дал достойный ответ. В тот же час он отправил в Куфу письмо с жестким приказом безотлагательно освободить Мухтара сразу при получении письма. Ибн Зийад, оказавшись в безвыходном положении, выпустил Мухтара из тюрьмы, но при этом дал ему трое суток и предупредил, что при встрече по истечении этого времени убьет его.

Поскольку негодный сын Зийада сделал землю Куфы запретной для Мухтара, тот вознамерился переселиться в Хиджаз. Прибыв в местечко Вакасат, он встретил путника, который оказался его знакомым. Тот спросил Мухтара, что случилось с его глазом, и Мухтар рассказал ему обо всем, что произошло. Тогда путник прочитал мольбу, чтобы Ибн Зийад потерял глаз, как и Мухтар. «Если я не убью Ибн Зийада, пусть Аллах, меня убьет», -сказал Мухтар о своем желании убить Ибн Зийада. Он также поклялся уничтожить столько убийц Хусейна (радыйаллаху анх), сколько было убито в отместку за пророка Йахйу (мир ему).

После того как они поговорили об этом, Мухтар спросил, какие новости из Мекки. Путник рассказал, что Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)готовит заговор против Йазида. Мухтар ибн Убайд очень обрадовался, эта радостная весть расширила ему грудь. Он произнес хорошее пожелание путнику: «Да обрадует тебя Всевышний Аллах» — и, погоняя верблюдицу кнутом, поспешно прибыл в Мекку.

Мухтар пришел к Ибн Зубайру(радыйаллаху анх). Они поприветствовали друг друга и поговорили. «Откуда ты прибыл, о Абу Исхак?» — спросил его Ибн Зубайр. «Из Куфы», — ответил Мухтар. «Какие новости в Куфе?» — спросил тот. Мухтар ответил: «Жители Куфы на первый взгляд богобоязненные, на самом же деле они враги». Ибн Зубайру (радыйаллаху анх) не понравился такой ответ. Возможно, он не очень доверял ему. «Ты похож на раба, который подчиняется хозяину, когда он рядом, и поносит его, как только он отходит», — сказал он, не принимая во внимание слова Мухтара.
Видя, что его слова остались без внимания, Мухтар сказал: «Закончим этот разговор. Дай руку, я пришел присягнуть тебе». Так он открыто сообщил о своем намерении и рассказал о сложившихся обстоятельствах. Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)не ответил на это. Мухтар разозлился и встал. Не теряя времени, он вскочил на лошадь и, разочарованный в Ибн Зубайре (радыйаллаху анх)отправился в Таиф и целый год спокойно жил там у своих родственников.

Как-то раз Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)спросил о Мухтаре, который ушел от него с обидой и больше не появлялся. Ему рассказали, что, по слухам, Мухтар живет в Таифе. Через несколько дней его увидели в Хараме. Но и прибыв в Харам, Мухтар не обратил на Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) никакого внимания.

Когда Мухтар завершил обход Каабы, жители Мекки окружили его. Видя его отчужденность, Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)подумал, что будет лучше возобновить отношения с ним. Отправленный посредником Аббас ибн Сахд подошел к Мухтару, поприветствовал его, поговорил с ним и спросил, что он думает о присяге Ибн Зубайру (радыйаллаху анх). Мухтар рассказал обо всем, что произошло между ними, а затем добавил, что Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)больше нуждается в нем, чем он в Ибн Зубайре(радыйаллаху анх) и счел разговор законченным. Но ‘Аббас, желая примирить их, снова заговорил и наладил отношения между ними.

После ночного намаза, когда улицы опустели, он с Мухтаром отправился к Ибн Зубайру(радыйаллаху анх). На этот раз Ибн Зубайр (радыйаллаху анх) уделил ему больше внимания, с приветствием пожал руку и расспросил о его делах. Затем, обращаясь к Мухтару, он сказал: «У нас есть время, и рядом никого нет, теперь расскажи, какая у тебя цель». Мухтар, как и в тот раз, сказал, что приходил принести ему присягу, и поставил перед Ибн Зубайром (радыйаллаху анх) некоторые условия. После обсуждения всех условий он присягнул Ибн Зубайру(радыйаллаху анх), и они пожали друг другу руки.
После того как Мухтар ибн Убайд принес присягу, за ним последовало много людей. Ибн Зубайру (радыйаллаху анх) присягнули жители Мекки, Таифа и других местностей Хиджаза. Число его сторонников возросло, сил собралось достаточно, и они открыто объявили о себе. Теперь Ибн Зубайр(радыйаллаху анх)стал прилюдно осуждать Йазида и говорить о его недостатках, несоблюдении законности и правопорядка и о том, что он не следует шариату Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он во всеуслышание смело говорил о Бану Умаййат все, что хотел.

Слухи об этом дошли до Йазида. Он разгневался на Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) ,созвал десять доверенных людей, среди которых были Ну’ман ибн Башир, Малик ибн Хубайрат, и поделился с ними тревожными новостями из Хиджаза, обеспокоившими его. «Я не хочу зла ‘Абдуллаху ибн Зубайру (радыйаллаху анх), остановите его», — попросил он своих людей. Так как среди десятерых сподвижников, которым при жизни был обещан Рай, был и Зубайр (радыйаллаху анх)проявляя уважение и почтение к нему и его сыну, Йазид поручил им потребовать от него прекращения этих выступлений. Он посоветовал своим гонцам учтиво попросить его не отделяться от общества и поручил передать ему, чтобы он принес присягу и перестал сеять смуту, ибо так будет лучше. «Если же он не прислушается и не примет совет, его постигнет участь Хусейна. Разве он для меня ближе, чем Хусейн?» — такими словами дал он знать о том, как он готов поступить, если придется.

Все десять гонцов собрались по велению Йазида и вышли в путь, двинувшись в сторону Хиджаза. Они остановились в Мекке, где родился Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям). Придя к Абдуллаху (радыйаллаху анх),они поприветствовали его и сказали, зачем прибыли. Они предложили ему принести присягу Йазиду и вести себя спокойно. Ну’ман ибн Башир упрекнул его: «Разве можно осуждать главу мусульман Йазида? Ведь он правитель, которого выбрал и которому присягнул народ, и ты не отделяйся от народа». Ибн Зубайр (радыйаллаху анх)прервал его, он даже слышать не хотел о присяге Йазиду. Услышав слова Ибн Зубайра ‘Абдуллах ибн Азаат очень разозлился. Не сдержавшись, он стал бранить Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) и поклялся, что тот присягнет Йазиду. Тут против него вмешался Мухтар ибн Убайд и велел оставить Ибн Зубайра (радыйаллаху анх) в покое. Дело дошло до угроз: «Если не оставишь…», но Ибн Зубайр(радыйаллаху анх) остановил Мухтара. На этом они и разошлись.
Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *