КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ХУСЕЙН (радыйаллаху анх) ОТПРАВИЛСЯ ИЗ МЕККИ В КУФУ (продолжение)
После этого Хусейн (радыйаллаху анх)позвал Умара ибн Са’да и сказал ему: «Я хочу с тобой поговорить». Умар вышел вперед, оставив позади войско и взяв с собой своего сына Хафса и одного раба. Хусейн тоже вышел ему навстречу вместе с Аббасом и ‘Али-старшим, оставив войско. Саййид Хусейн обратился к Ибн Са’ду и с открытым упреком сказал ему: «Горе тебе, о Умар! Что ты делаешь, ведь ты знаешь, что я внук Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)!» Он продолжал укорять его, пытаясь образумить: «Как ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, если убьешь меня? Если ты оставишь это племя и перейдешь на мою сторону, то ты приблизишься к Всевышнему посредством меня». «О Абу Абдуллах», — обратился к нему Умар и рассказал ему об опасности со стороны Убайдуллаха. «Он не оставит меня, не подвергнув унижению, разгромив мой дом и разграбив имущество», — говорил «Умар. «Ты получишь сколько угодно этого на земле Хиджаза», — пообещал ему Хусейн (радыйаллаху анх).Но Умар не смог победить свой нафс и, как бы ни хотел сердцем, не сумел ответить устами. Хусейн (радыйаллаху анх) вернулся, потеряв надежду на Ибн Са’да, и прочитал мольбу, попросив для него плохого.
Снова Умар получил письмо из Куфы с обвинением от Убайдуллаха. В нем он призывал Умара к войне. «Чего ты ждешь, не начиная войну?» — торопил он Умара. «Если Хусейн и его люди покорятся Йазиду, им безоговорочно гарантируется безопасность; если откажутся и не присягнут, то заканчивай разговор с ними побыстрей, — говорилось в письме. — Если ты выполнишь это дело, ты получишь самый лучший подарок, которого заслуживает покорный. Если же не выполнишь — то нашим добрым отношениям конец и вместо тебя будет назначен Шамар ибн Зи-ль-Джавшан».
Настойчивое веление Ибн Зийада заставило трусливого Умара ибн Са’да поторопиться. Он подумал, что лучше убить саййида Хусейна (радыйаллаху анх), чем упустить подарок проклятого Убайдуллаха. Надежда приобрести Динары и дирхемы усилилась, и окрепла решимость исполнить приказ.
Ибн Са’д приказал воинам сесть на коней. Поднялся шум, и пыль окутала все поле.
Хусейн (радыйаллаху анх) подозвал брата Аббаса и поручил ему разузнать, что происходит в войске Ибн Са’да. Тот сел на коня и, представ вместе с десятью сопровождавшими его всадниками перед вражеским войском, спросил об их цели. Те гордо ответили, что их условия не изменились: присяга Йазиду или смерть Хусейна.
Хусейн (радыйаллаху анх) снова обратился к ним с просьбой не начинать сражения сегодня и перенести его на завтра. Умар ибн Са’д испугался сделать это, отложив исполнение приказа ‘Убайдуллаха. Но другие предводители войска, с которыми он посоветовался, предложили ему выполнить просьбу. Более чем двадцатитысячное войско было готово напасть на отряд, насчитывающий менее ста человек. По просьбе Хусейна (радыйаллаху анх) Умар в тот день с большим высокомерием отложил сражение.
На следующий день Умар верхом на коне встал напротив внука Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Приладив к луку стрелу, чтобы выпустить в Хусейна(радыйаллаху анх), он обратился к войску: «О люди, вы свидетели тому, что я выпустил первую стрелу, которая станет началом сражения». Он сделал всё войско свидетелем тому, что он предпочел довольство Убайдуллаха.
«Умар прицелился в Хусейна (радыйаллаху анх) и пустил стрелу, но стрела в него не попала и пролетела мимо. За ним всё войско начало стрелять из луков с полной решимостью покончить с родней Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Понимая, что враги их не оставят, Хусейн (радыйаллаху анх) обратился к своим соратникам и призвал их: «Вставайте на неминуемую смерть, предопределенную Создателем».
Войска нечестивцев, заполнившие поле в местности Кербела, выстроились в ряды, преградив путь к реке Евфрат. Хусейн (радыйаллаху анх) и его соратники изнемогали от жажды, у них пересохло во рту. Йазид ибн Хасйн попросил у Хусейна (радыйаллаху анх) разрешения пойти к Умару ибн Са’ду.
С разрешения Хусейна (радыйаллаху анх) он пришел к Умару и рассказал, как они страдают без воды. Умар, у которого духу не хватило ослушаться приказа Ибн Зийада, не ответил Йазиду. Йазид продолжал говорить, упрекая и обвиняя Ибн Зийада и его войско: «Вам не стыдно лишать нас воды Евфрата, доступной даже для собак и свиней?» Он грубо спросил Умара: «Что же ты делаешь, утверждая при этом, что знаешь Аллаха и Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)?» Умар признался Йазиду, что не хочет лишиться высокой должности и владений. У него не хватило мужества открыть Хусейну (радыйаллаху анх). доступ к воде, хотя он отчетливо понимал, что находится на неправильном пути. Тогда Йазид ибн Хасйн обрушился на куфийцев, обжигая им лица яростными упреками: «Как же быстро вы позабыли о письмах, которые присылали Хусейну в Мекку!» Но все сказанное им не дало никаких результатов, не нашлось человека, который пожелал бы помочь Хусейну(радыйаллаху анх). Йазид, обозленный на них, вернулся обратно и рассказал Хусейну(радыйаллаху анх) о состоявшемся разговоре.
Войско Умара ибн Са’да двинулось вперед, и неправедный народ обнажил сабли. Молодежь из окружения Хусейна, не боявшаяся смерти, пешими и на конях вышла им навстречу. Отважных молодцев, поклявшихся Хусейну(радыйаллаху анх) отдать жизнь, каждому из которых предстояло сражаться с сотней врагов, женихов из Барзаха, которыми восхищаются гурии, окружило войско бесстыдников. Началось сражение, пролилась кровь, неравный бой достиг накала, поле Кербелы превратилось в кровавое озеро.
Обе стороны, смешавшись друг с другом, сражались уже час. Войско Умара ибн Са’да понесло большие потери, из воинов Хусейна(радыйаллаху анх) стали шахидами пятьдесят человек. Это привело Хусейна (радыйаллаху анх) в ярость, и он поклялся, что не даст врагам того, что они хотят. Он поднялся и крикнул: «Нет ли человека, желающего помочь родне Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям)?»
Хурру Райахи, упомянутому выше, стало очень тягостно из-за того, что Хусейн (радыйаллаху анх)оказался в столь трудном положении. Когда войско стало истреблять семью Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям), ввергнув ее в тяжелое положение, лишив даже воды, Хурру, осыпая упреками воинов, стегнул коня и полетел к Хусейну (радыйаллаху анх)как орел. Он встал перед ним и сказал: «О сын дочери Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), позволишь ли ты мне перейти к тебе?» — выразив желание погибнуть на его глазах ради Аллаха. Хусейн (радыйаллаху анх)очень обрадовался его приходу и сказал: «Если покаешься, ты будешь из тех, чье покаяние принял Всевышний». Убежденность Хурру окрепла, прибавились силы, и он верхом на коне объехал поля боя, обнажив саблю.
Он словно волк предстал перед воинами Ибн Са’да, распевая арабские стихи, попрекающие их. Успокоив таким образом сердце, Хурру кинулся на врага, как волк на коз, и перебил очень многих. Конь его обессилел, и он отпустил его и стал сражаться пешим. Когда Хурру совсем ослабел от полученных ран, враги убили его, и душа его отправилась на Барзах, а тело забрали сподвижники Хусейна (радыйаллаху анх)». Саййид погладил рукой его лицо и сказал, поздравив его с вечной свободой: «Ты стал свободным в этом мире и на том свете. Ты оправдал имя, которое дала тебе мать»(Хурру — свободный.)
Вторым вышел вперед Барир ибн Хазир. Он встал перед войском и громко назвал себя, а затем бросился на врагов и, храбро сражаясь, погиб шахидом от руки Джабира ибн Авса.
Третьим вышел Вахб ибн ‘Абдуллах. С ним были его жена и мать. Мать сказала Вахбу: «Третьим иди ты, помоги сыну дочери своего Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)». И сын выполнил веление матери. Выкрикивая обвинения, он не задумываясь набросился на войско Умара ибн Са’да, словно волк на отару. Завязался большой бой. Он убил множество врагов и вернулся живым к матери. Вахб спросил мать, довольна ли она им. Мать ответила сыну: «Я не буду довольна, пока тебя не убьют раньше Хусейна». И Вахб снова собрался в бой.
Жена стала противиться этому, она не хотела, чтобы его убили, но мать не позволила сыну послушаться жену и сказала: «Сражайся за своего господина!» Мать пожелала, чтобы ее сын завтра на Арасате(‘Арасат — место сбора в Судный день.) получил заступничество Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)Ибн ‘Абдуллаху тоже этот мир показался ничтожным, и он выбрал Ахират, которым доволен Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям). Вахб, от которого веяло ароматом райских благовоний, встал и пропел арабские стихи, словно прощаясь с матерью и женой, а затем во второй раз бросился к войску ‘Умара. Ничуть не жалея душу, готовую отправиться на Барзах, Вахб начал отчаянно сражаться. Ему отрубили правую руку, но он продолжал биться левой. Когда отрубили и левую руку, он стал шахидом.
Вслед за ним на войско Ибн Са’да не задумываясь кинулся Амр ибн Халид аль-Азадиййи. Он безжалостно наносил удары саблей по злосчастному племени и от полученных смертельных ран стал шахидом. Когда Амр пал смертью шахида, вслед за ним выступил его сын и тоже стал шахидом, сражаясь как отец.
Затем по очереди стали шахидами Шаабат ибн Ханзалат, Амр бину ‘Абдуллах, Муслим ибн Авсажат. За ними вышли вперед Йахйа, Маррат, Малик аль-Бахилиййи, *Умар ибн Мута’ и тоже стали шахидами. Так, выходя один за другим, герои Хусейна (радыйаллаху анх) все до единого пали шахидами. Давайте же для благодати назовем по порядку имена всех шахидов из ахль аль-байт: ‘Абдуллах, сын Муслима, убитого куфийцами, за ним Джа’фар ибн Укайл, ‘Абдуррахман ибн «Укайл, Мухаммад ибн ‘Абдуллах и Аван ибн ‘Абдуллах — двоюродные братья Джа’фара. Потомки отцов, каждый из которых мог противостоять целому войску, погибли по очереди, убив по сотне противников.
Теперь сын Хусейна (радыйаллаху анх), внука Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), ‘Абдуллах предстал перед войском Умара ибн Са’да, пропел стихи и спросил с укором: «Разве вы не узнаете меня?» ‘Абдуллах ринулся на врагов, как ястреб накидывается на стаю куропаток, и оказался в середине вражеского войска. Нанося удары, он пролил много крови и сам стал шахидом, перебив множество врагов.
Затем братья Хусейна (радыйаллаху анх) от другой матери показали всем, что они являются сыновьями Хайдара(радыйаллаху анх). Сыновья Асадуллаха(радыйаллаху анх), перед которым дрожали храбрецы и который сам мог справиться с целым войском, были намерены биться до конца. ‘Абдуллах, сын Лейлы, вытащил. саблю и так, будто шел на свадьбу, двинулся на войско. Он сражался не жалея своих сил и стал шахидом, его душа отправилась на Барзах. Отомстить за ‘Абдул-лаха взялся его брат ‘Умар. Он убил кровника, но враги окружили его, и он, сражаясь отважно, пал шахидом.
Третьим вышел ‘Усман, сын ‘Али (радыйаллаху анх), который родился от матери Уммул Бании. Он как орел налетел на противника и бился до тех пор, пока его не сразили. Затем перед войском ‘Умара ибн Са’да предстал вышедший отомстить за брата Джа’фар. Он бросился на врагов, размахивая стальной саблей, перебил их сколько мог и сам пал шахидом. После него кинулся на врага, как волк на отару, его брат ‘Абдуллах. Он рубил воинов горделивого Ибн Са’да и тоже стал шахидом, его душа отправилась на Барзах.
Оставшийся четвертый брат ‘Аббас заставил воинов Умара ибн Са’да ходить по крови. Он безжалостно наносил удары по злосчастному народу и в сражении сам пал шахидом. Так закончился счет братьям саййида Хусейна (радыйаллаху анх), все они были убиты врагами Аллаха на поле скорби и горя и отправились в Ахират, мучимые жаждой.
Затем поднялся сын Хусейна (радыйаллаху анх) ‘Али-старший, ему было 18 лет. Он был хорош собой и очень похож на Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) речью, характером и внешностью. Когда этот юноша предстал перед войском врагов, опечаленный саййид Хусейн (радыйаллаху анх) взмолился, обратившись к Всевышнему: «О Создатель! Ты свидетель тому, как коварно и вероломно они поступили со мной», и прочитал мольбу, попросив ниспослать им муки. Затем он обратился к Ибн Са’ду и сказал: «Да отправит тебя Аллах вслед за мной, направив того, кто убьет тебя в постели».
Внук ‘Али-асхаба(радыйаллаху анх) из ахль аль-байт предстал перед войском и вызывающе крикнул громким голосом: «Я ‘Али, сын Хусейна, сына Хайдара, вы слышали обо мне?» Молодой тур прыжком оказался в гуще врагов и закружил их, словно жеребец, гоняющий табун. Он перебил их, как огнегривый лев отару, и в войске поднялись шум и суматоха. ‘Али показал им, что он внук Хайдара (радыйаллаху анх),рожденного Всевышним для войны. Пролив кровь врагов ручьями, соколенок вернулся обратно в шатер. Его тело, подобное жемчугу, было покрыто ранами, однако он забыл о боли из-за сильной жажды. «О мой отец, — обратился он к отцу, — не найдется ли воды хотя бы смочить губы». Хусейн (радыйаллаху анх) заплакал, из глаз его потекли слезы, от жалости к ‘Али он забыл о своей жажде. «Если будешь сражаться еще немного, дедушка напоит тебя питьем из Рая», — сказал он сыну. И тогда ‘Али снова взялся за саблю, ему очень хотелось получить питье из рук дедушки. Как сокол он бросился на войско Ибн Са’да и, сражаясь из последних сил, пал шахидом.
После того как ‘Али-старший отправился на встречу с Шафи’ (саллаллаху аляйхи ва саллям), Хусейн(радыйаллаху анх) остался один, как птица без крыла. Проводив своего дорогого сына в гости к Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям), он сам приготовился последовать за ним. Он взял испытанную в битвах саблю, сел на коня и, оставив семью в шатре, предстал перед войском. Обращаясь к ним, он обвинил их в том, что они предали его: «О жители Куфы, пригласившие меня и встретившие саблями, завтра вы узнаете все. Не надо превозноситься! В страшные дни в местности Арасат мы станем друг напротив друга. В день, когда рты будут запечатаны, а органы будут говорить, тогда вам понадобится заступничество Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Когда вся умма соберется вокруг Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям), а вас отвергнут, вот тогда настанет для вас черный день. Мирское имущество, купленное за кровь, не принесет вам долгой радости. Найдутся наследники, которые накажут тех, кто истребил родню Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям)». После таких многочисленных обвинений и угроз в адрес войска Ибн Са’да он вытащил саблю. Потеряв надежду остаться в живых, он вознамерился умереть и, попрощавшись с семьей, кинулся на противника. Немало проклятых он обезглавил, и многие храбрецы, сраженные им, истекли
кровью. Никого из тех, кто выходил на поединок с ним, он не оставил в живых, а сам вернулся живым к своей родне. Он собрал всех домочадцев, призвал их к терпению, успокоил их, прочитав проповеди и назидания, велел им не рыдать, радуя врагов, и не беспокоиться, поскольку Аллах является покровителем.
Семейство Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) стенало, отрезанное от воды и оказавшееся в трудном положении, и сам саййид Хусейн (радыйаллаху анх), оставшийся в одиночестве, тоже изнывал от жажды. В последний раз Хусейн (радыйаллаху анх)взял саблю, сел на коня и вышел, оставив родню в шатре. Внук Расулуллуха (саллаллаху аляйхи ва саллям) предстал перед войском, не зная, вернется ли обратно. Хусейн вытащил стальную саблю и как орел налетел на войско. Он ожесточенно сражался с помощью Всевышнего. Ни в одном из предыдущих сражений он не убивал так много людей, как в тот день.
Он вознамерился пробиться к берегу Евфрата, но навстречу ему с войском вышел гнусный Шамар, сын Джавшана. Выло пролито много крови, убито много воинов, но враги Аллаха все же перекрыли дорогу к Евфрату. Хусейн (радыйаллаху анх) попытался вернуться к своей родне, но войско окружило его, а некоторые стали нападать и на шатры, в которых были ахль аль-байт. Хусейну (радыйаллаху анх) было больно видеть это, и он обратился к врагам: «О племя, лишенное веры! Поберегите хотя бы стыд и совесть! Оставьте в покое детей и женщин, ведь они не воюют с вами!» Шамар приказал оставить детей и женщин и бросил все силы против Хусейна (радыйаллаху анх). Стрела, пущенная одним из трусов, которые боялись подойти ближе, угодила Хусейну в лоб. Разве раненный лев не разорвет волков?! Хусейн вновь начал бесстрашно сражаться. И снова разгорелся неравный бой, и в Кербеле растеклись новые лужи крови.
Хусейн (радыйаллаху анх)тоже получил серьезные раны. Зара’ат ударом сабли отрубил ему левую руку. Амр ибн Талхат ударил сзади и оставил на спине саййида глубокую рану. Стрела, пущенная Сананом ибн Анасом Наха’и, ранила Хусейна(радыйаллаху анх) в грудь. Салих ибн Вахб вонзил меч ему в живот, и Хусейн (радыйаллаху анх), обессилев, упал с коня. Он упал наземь, провел рукой по своему телу, затем этой окровавленной рукой провел по голове и бороде и воззвал: «О Всевышний! Вот так я предстану перед Тобой!…»
Хусейн(радыйаллаху анх) был окружен войском лицемеров, и никто не осмеливался подойти к нему близко. «Умар ибн Са’д в ярости стал кричать на своих воинов и приказал отрубить Хусейну голову. Заблудшие звери неверного племени убили сына дочери своего Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Худшие из предателей, рожденные для Ада, достигли цели, добившись его гибели.
О лицемере, от чьей руки погиб Хусейн (радыйаллаху анх), в книгах говорится по-разному, Аллах всезнающ. Среди них называются Насар ибн Харшабат, Шамар ибн Зи-ль-Джавшан, Хавли аль-Асбахиййи. Достоверной считается версия, согласно которой голову Хусейну отрубил проклятый нечестивец по имени Санан ибн Анас. Также сказано, что Умар ибн Са’д поручил ему доставить голову к У б ай дуллаху. Прибыв с головой в Куфу, глупый Санан гордо заговорил стихами и, думая обрадовать Ибн Зийада, поздравил его: «Я убил того, кто из всего народа был самым достойным и благородным по происхождению как со стороны матери, так и со стороны отца». Более того, Санан рассчитывал на ценный подарок от ‘У б ай дуллаха. «Если он был лучшим из людей, почему же ты убил его?» — разгневался Ибн Зийад. Затем он поклялся именем Всевышнего и сказал: «Ты никогда не увидишь от меня ничего хорошего!» И со словами «Я от-
правлю тебя следом за ним» тотчас же отрубил Санану голову. В книге «Нурул ‘айн» врагом, убившим Хусейна (радыйаллаху анх), назван Шамар ибн Зи-ль-Джавшан. Что касается Санана, то, как сказано в книге, он подошел к Хусейну (радыйаллаху анх), но, поймав его взгляд, испугался и убежал.
Лицемеры кинулись раздевать обезглавленное тело. Проклятый Асвад ибн Ханзалат, да лишит его Аллах, Своей милости, забрал себе саблю Хусейна(радыйаллаху анх), Другой проклятый снял с него рубашку и надел на себя, после чего заболел проказой, из-за которой его голова облысела. Другой неверный по имени Йахйа снял оставшуюся одежду, а когда он надел ее на себя, его разбил паралич. Азадиййи ибн Джабир, надевший чалму Хусейна (радыйаллаху анх)тоже заболел проказой. Малик, сын Башира Канади, сошел с ума после того, как надел кольчугу Хусейна(радыйаллаху анх).
Природа откликнулась на гибель саййида, и от жалости к нему заплакали ангелы на небесах. Подул красный ветер, поднялась черная пыль, вокруг стало темно как ночью. «Мы попали в беду!» — говорили вражеские воины, которые ничего не видели, как куры в темноте. Ветер бушевал целый час, вздымая пыль, а затем все успокоилось.
Конь Хусейна(радыйаллаху анх) бродивший среди убитых, узнал тело саййида. Он обошел вокруг его тела, заржал, ткнулся лбом в кровь, и из глаз его полились слезы. Оттуда конь с ржанием помчался к шатрам. Родные вышли, подумав, что это возвращается Хусейн (радыйаллаху анх).Но увидев коня без него, женщины поняли, что Хусейн(радыйаллаху анх) покинул их. Сообщив женщинам о гибели Хусейна (радыйаллаху анх), конь вернулся обратно к нему. Воины окружили коня, а Умар ибн Са’д приказал поймать его и привести к нему. Они самонадеянно принялись ловить Маймуна и стали биться с конем, на котором уже не было Хусейна (радыйаллаху анх). Ударяя копытами и кусая врагов, конь сумел вырваться, убив двадцать семь человек из войска лицемеров. Кроме людей, он убил и девять коней, как сказано в книге «Нурул ‘айн». Оттуда Маймун убежал к берегу Евфрата, и больше его никто не видел.
Когда конь прискакал без Хусейна(радыйаллаху анх) поднялась суматоха, женщины и дети заплакали. После гибели единственного брата мир почернел для его дорогих сестер.
Теперь лицемеры добрались до шатров, в которых не было мужчин, могущих оказать сопротивление. По приказу Шамара лишенные благодати люди как собаки накинулись на ахль аль-байт. Они растащили все их имущество без остатка, брали все, что попадалось под руку. Отняли даже небольшую шкуру, постеленную под ‘Али-младшим, а его бросили на землю. Сорвали с женщин серьги и другие украшения, самих выгнали в поле, а шатры подожгли. Они взяли в плен потомков Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) и отвели их в Куфу.
Продолжение следует, инша Аллаh.