Краткое сказание о том, как после смерти Му’авийата правителем стал его сын Йазид и как Хусейн (радыйаллаху анх) стал шахидом
Му’авийат, воссевший на троне, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он приблизил и содержал семью Хусейна(радыйаллаху анх). Он не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Более того, Му’авийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (радыйаллаху анх).Он вел себя красиво, уважая должным образом ахль аль-байт.
Му’авийат отправился в священную Мекку для совершения хаджа и на обратном пути в Ива’ заболел. Он вернулся домой больным и понял, что ему не жить. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Му’авийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна(радыйаллаху анх). Также сказано, что Му’авийат велел Йазиду передать халифат Хусейну(радыйаллаху анх), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами — исключительное право ахль аль-байт, а не их. Так, сделав доброе завещание сыну и покаявшись во всем содеянном, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Му’авийат, да смилуется над ним Аллах, отправился в Ахират.
Наскоро похоронив отца, по завершении ритуалов соболезнования Йазид сел на его трон. Он обмывал начало своего царствования, устраивая для своего окружения радостные сборища, на которых поднимались бокалы вина.
Он не выполнил завещание, оставленное отцом, не проявлял почтения к ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) , перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привел к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Му’авийата для Хусейна (радыйаллаху анх) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги.
Хусейн (радыйаллаху анх)отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения.
Хусейн (радыйаллаху анх)написал письмо Йазиду, в котором поведал о своем желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьей покинув Шам, родня Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, ахль аль-байт ХабИба (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыли в Медину.
Саййид Хусейн (радыйаллаху анх) вступил в дом отца, встретился с братом Мухаммадом Ханифийатом, который оставался в Медине, когда Хусейн (радыйаллаху анх) с родней отправился в Шам. Брат с радостью встретил и принял неожиданно вернувшегося Хусейна(радыйаллаху анх). Они вместе отправились на зийарат к могиле Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), и их влюбленные и тоскующие сердца наполнились файзом(Файз — свет познания Аллаха.).
Йазид отстранил от должности правителя Медины Марвана ибн Хакама, который был назначен Му’авийатом, и на его место назначил Валида ибн ‘Утба-та. Ко времени возвращения Хусейна тот уже был правителем Медины. Он получил письмо от Йазида, в котором тот велел привести жителей Медины к присяге. Валид отправил к ‘Абдуллаху ибн Зубайру (радыйаллаху анх) и Хусейну (радыйаллаху анх) человека с требованием присягнуть Йазиду. Хусейн (радыйаллаху анх)не согласился присягнуть Йазиду и твердо заявил отказ. Также он изрек истину, сказав, что халифат не дозволен тем, кто не из ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Йазиду, которому, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат, и его окружению отказ Хусейна (радыйаллаху анх) совсем не понравился. К тому же, словно шпион, вмешался и Марван, стремившийся навредить Хусейну (радыйаллаху анх) и его семье.
Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн(радыйаллаху анх)с ‘Абдуллахом ибн Зубайром (радыйаллаху анх) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно.
Йазид, ставший правителем Шама, не был угоден в других областях. Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду. Йазид начал притеснять народ и нарушать шариат ХабИба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Нафс аль-аммарат сел верхом на него и вел куда сам пожелает. Среди своих подданных он законность заменил насилием.
В Куфе стало известно о том, что Хусейн (радыйаллаху анх) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили ‘Али (радыйаллаху анх), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнет Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», — сказали они и решили передать правление кому следует. Сулайман аль-Хаза’и встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнес салават Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и перечислил караматы ‘Али ибн Абу Талиба (радыйаллаху анх).Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи» — и пояснил, что Хусейн (радыйаллаху анх) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфйана. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (радыйаллаху анх). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (радыйаллаху анх), потомок Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (радыйаллаху анх). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твердым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну(радыйаллаху анх) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся.
Гонец прибыл в Мекку, остановился у Хусейна (радыйаллаху анх), передал ему письмо и стал ждать ответа. Хусейн (радыйаллаху анх), прочитав письмо куфийцев и поняв их цель, долго молчал. Саййид Хусейн(радыйаллаху анх) отказался от предложения, сказав, что не собирается покидать Мекку и хочет остаться до конца жизни в Умм аль-Кура, где родился Расулуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям). Но даже после такого ответа куфийцы не оставляли Хусейна(радыйаллаху анх) в покое. Их гонцы постоянно приходили к нему, и во всех письмах выражалась готовность присягнуть ему. Из Куфы поступило около тысячи писем, и во всех говорилось о притеснениях Йазида. Желание народа свергнуть царя-угнетателя и сделать Хусейна (радыйаллаху анх) халифом становилось все более настойчивым.
Жители Ирака отправили Хусейну (радыйаллаху анх) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком». Хусейн (радыйаллаху анх) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту шариата Хабиба(саллаллаху аляйхи ва саллям). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Могущественного (Джаббар), сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вез в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом в намазе для них будет Муслим.
Муслим прибыл с письмом в Куфу. Жители Куфы с радостью приняли его и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (радыйаллаху анх). Об этом стало известно Ну’ману ибн Ваширу. В это время Ну’ман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (радыйаллаху анх).
Согласно одной версии, письмо написал Ну’ман, а в другом сказании говорится иначе. Когда Муслим прибыл с письмом из Мекки, Ну’ман обратился к куфийцам: «Вы не спешите устраивать смуту, это приведет к кровопролитию». Не согласившись с речью Ну’мана, ‘Абдуллах Хазрами встал и сказал: «Твое мнение — это мнение слабых людей». Ну’ман ответил ‘Абдуллаху добрыми словами: «Лучше потерпеть поражение, покоряясь Всевышнему, чем одержать победу, ослушавшись Его». На этом мы закончим их диалог, поскольку один Аллах знает, кто из них прав, а кто нет. Нам ясно одно, что, поспорив с Ну’маном, этот нечестивец поступил вероломно. Сказано, что это он написал письмо Йазиду, в котором сообщил о цели прибытия Муслима. Сказано также, что его имя означает «сын неверного, раб идола». Так написано на полях книги «Футухат».
Кто бы ни был автором письма, оно дошло до Йазида. Он срочно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада, сообщил ему весть о Хусейне (радыйаллаху анх) и приказал подготовить войско. Собрали войско, подготовили оружие, и с этой силой Убайдуллах вышел в путь. Поздней ночью, когда все спали, они тайно, как воры, вошли в Куфу со стороны степи. Воины входили в Куфу в одежде жителей Хиджаза. Людей из Шама, одетых в хиджазскую одежду, куфийцы приняли за Хусейна(радыйаллаху анх) и его сторонников. Они восклицали: «Добро пожаловать!» — приветствуя их. Каждый встречный выражал им свою радость. Увидев, как они любят Хусейна(радыйаллаху анх),Ибн Зийад еще больше разгневался. Он подавил свой гнев и тайно вошел во дворец правителя.
Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (радыйаллаху анх)и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Хани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Хани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (радыйаллаху анх),стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч.
Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всем. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришел к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (радыйаллаху анх). Муслим поверил и принял его с радостью. Этот лицемер достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зий-аду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Хани ибн Урвата.
Когда Хани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своем доме Муслима?!»
Поняв, что амир обо всем знает, Ибн «Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн *Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришел с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его,’только отпустите меня домой», — просил он. «Если не приведешь ко мне Муслима, дома тебе не видать», — пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придется умереть», — смело возразил Хани. Тут вмешался Ибн ‘Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн «Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Хани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Хани закрыли в одной комнате.
До родных Ибн «Урвата стали доходить слухи, что Убайдуллах убил его. Они оседлали коней и все вместе, вооружившись саблями, собрались отомстить за убийство. Они собрались у ворот дворца правителя и подняли там шум.
Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Хани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну,
— кричал он, — вас настигла беда. Из Шама прибыли войска Йазида. Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну. Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами». Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались.
К вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашел в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удрученный изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфий-ских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал ее. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», — ответил Муслим. «Откуда ты?» — спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын ‘Укайла, брата ‘Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нем как о своем брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведет Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов.
Хозяйку дома, приютившую Муслима, звали Тав’ат. Ее маленький сын рассказал другу об их госте. Так, из-за того, что мальчик проговорился по неведению, стало известно о местонахождении Муслима.
Опытные воины во главе с Мухаммадом ибн Аш’асом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тав’ат за гостеприимство и попросил ее открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Аш’аса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Аш’асу пообещать Муслиму безопасность. Аш’асу пришелся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», — заявил Муслим и снова вступил в бой.
Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошел в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даете хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошел к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду.
Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не
правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфйана не отняли его силой?»
Об этих событиях рассказано много, невозможно передать все в кратком сказании. Проклятый ‘Убайдул-лах приказал некоему человеку из Шама отрубить голову Ибн «Укайлу. И поскольку этому человеку раньше доставалось от Муслима, теперь он своей рукой убил Муслима, ставшего шахидом. После этого Ибн Зийад приказал отправить Хани вслед за Муслимом. Мухаммад ибн Аш’ас, склонив голову, стал смиренно умолять правителя не убивать Хани: «Оставь этого человека, принадлежащего многочисленному роду и почитаемого им, известного во всей Куфе. Его родня сделает меня своим врагом, ибо я привел его к тебе». Но правитель, да будет он несчастен, не пожелал даже слушать его и не согласился оставить Хани в живых.
Хани отвели на рынок овец в со связанными назад руками. И хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Пленник со связанными руками оказался бессилен, как лев, попавший в капкан охотников. Слуга Ибн Зийада Ра-шид подошел к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Хани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Хани, и от второго удара тот стал шахидом.
Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал все, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада до-
ставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принесшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим. Я передал рассказ об этом в самом сокращенном виде.
В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришел Ибн Сайд и сказал: «Сделай свое завещание». Муслим, в первую очередь, произнес оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил ‘Умару ибн Сайду написать письмо Хусейну, чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним.
«Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», — приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Хани отправили в Шам, как было сказано ранее. Какая бы из этих двух версий ни была правильной, голову Муслима доставили Йазиду в Шам.