02.12.2024

    Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ‘АЛИ (радыйаллаху анх) СТАЛ ХАЛИФОМ

После того, как ‘Усман (радыйаллаху анх) стал шахидом, необходимо было найти человека, достойного того, чтобы поручить ему дела халифата. Выбор остановился на ‘Али (радыйаллаху анх)». Домой к нему пришли и сказали: «Считаем тебя самым достойным, возьми на себя правление халифатом». «Как визирь я принесу вам больше пользы, чем будучи амиром», — ответил ‘Али (радыйаллаху анх). Но люди не согласились и не приняли его отговорок, сказав, что они не найдут человека более достойного, чем он. «Если дело обстоит так и вы не оставите меня в покое, то присягу нельзя приносить в тайне. Соберем людей в мечети Ахмада (саллаллаху алейхи ва саллям), пусть они принесут присягу кому сами захотят», — предложил ‘Али (радыйаллаху анх). Они отправились в мечеть, собрали людей и все вместе дали клятву верности ‘Али (радыйаллаху анх)». Первым, кто, присягнув, протянул ему руку, говорят, был Талхат ибн Убай-дуллах. Рука Талхата, протянутая первой для присяги ‘Али (радыйаллаху анх), была больной. Кто-то заметил: будет ли счастливой для ‘Али (радыйаллаху анх) присяга, начатая с больной руки.Жители Басры были довольны ‘Али (радыйаллаху анх), Зубайр ибн ‘Авам тоже присягнул. Таким образом, дела халифата легли на плечи ‘Али, сына Абу Талиба (радыйаллаху анх).

Все присягнули, кроме небольшой группы людей — говорят, это были сторонники Усмана (радыйаллаху анх). Ну’ман ибн Башир и Мухаммад ибн Масламат были из тех, кто не стал присягать ‘Али (радыйаллаху анх).

 

Ну’ман ибн Башир, взяв окровавленную рубашку, которая была на ‘Усмане, когда он умирал шахидом, и отрубленные пальцы Наилат, бежал в Сирию в поисках Му’авийата. Так сказано в книге. По истечении четырех месяцев после присяги ушли и Талхат с Зубайром (радыйаллаху анх). Оба великих сподвижника почтенного Расула (саллаллаху алейхи ва саллям), которым сообщили радостную весть о Рае, покинули Медину и перебрались в Мекку, да получат они великое довольство Аллаха

Тем временем ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх)приступил к делам. Он разослал письма в разные стороны, вызвав к себе некоторых наместников, которые были назначены Усманом (радыйаллаху анх). В Сирии наместником был Му’авийат, сын Абусуфйана, родственник Усмана (радыйаллаху анх). ‘Али (радыйаллаху анх) вызвал и его, но тот в письме дал ему неучтивый ответ. Отношения между ними испортились, и ‘Али (радыйаллаху анх)был вынужден бороться с неподчинившимися. Он собрал все необходимое, созвал войска и назначил амиром Медины Кусама. Пока ‘Али (радыйаллаху анх) готовился таким образом, из Мекки пришла тревожная весть. И из-за этой вести пришлось отменить запланированный поход в Шам.

 

К матери правоверных ‘Айше (радыйаллаху анха)которая находилась в Мекке, явились Талхат и Зубайр (радыйаллаху анх)’Айша(радыйаллаху анха) расспросила их о том, что случилось, и они рассказали о причине своего прихода. Они сказали, что сбежали от народа, которому неведома истина и который не отказывается от запретного. Также сообщили, что ‘Али (радыйаллаху анх)правитель правоверных, готовится к походу в Шам. Мать правоверных сказала: «Будет лучше, если и мы вмешаемся в этот конфликт».


Говорят, что ‘Айша(радыйаллаху анха) вышла в путь с благими намерениями, ради примирения. Они оба посоветовались с ‘Айшей (радыйаллаху анха), как лучше сделать это. Она выразила свое мнение, сказав: «Давайте и мы отправимся в Шам». Они встретили человека по имени Ибн Амир, который после гибели ‘Усмана (радыйаллаху анх)прибыл в Мекку из Басры по своим делам. Он сказал, что им нет нужды отправляться в Шам, там достаточно Му’авийата для наведения порядка, и посоветовал идти в Басру. Они, вняв его совету, решили отправиться туда и стали готовиться в путь. ‘Айша (радыйаллаху анха) предложила поехать с ними и ‘Абдуллаху ибн «Умару(радыйаллаху анх) который находился в Мекке. Но ‘Абдуллах (радыйаллаху анх) отказался, сказав, что он будет на стороне жителей Медины. Тогда ‘Айша (радыйаллаху анха)предложила Хафсе (радыйаллаху анх), сестре ‘Абдуллаха, идти с ними. Но ‘Абдуллах (радыйаллаху анх)не позволил сестре ехать с ‘Айшей(радыйаллаху анха),он не хотел выступать против ‘Али(радыйаллаху анх).

Йа’ла, наместник Усмана(радыйаллаху анх) в Йемене, после его убийства прибыл в Мекку. Он купил для ‘Айши (радыйаллаху анха)верблюда по имени Аскар за четыреста дирхемов. А для войска Йа’ла приобрел шестьсот верблюдов и выделил шестьсот тысяч дирхемов. Он заставил глашатая кричать, призывая: «Кто хочет именем ‘Айши (радыйаллаху анха) возвеличить религию, выходите!» В Мекке собрался отряд в тысячу человек. Пришли люди и из других местностей, и число воинов достигло трех тысяч. Мать правоверных вместе с Талхатом и Зубайром (радыйаллаху анх) двинулась с этим войском в Басру.

Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), оставшиеся в Мекке, провожали ‘Айшу(радыйаллаху анха) до местности Зату-ль-‘Ирк. Из-за слез, пролитых ими за Ислам, тот день назвали днем слез.

 

Они дошли до какой-то местности, где был слышен лай собак. ‘Айша стала расспрашивать, что это за место. Ей ответили, что оно называется Хав’аб. Узнав об этом, ‘Айша (радыйаллаху анха) вознамерилась вернуться обратно. Она сразу вспомнила слова Расулуллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказанные им своим женам. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил им: «Кого же из вас облают собаки Хав’аба?» Согласно одному из сказаний, он добавил: «Берегись, ‘Айша (радыйаллаху анха)чтобы ты не стала той, кого облают собаки Хав’аба». Однако затем спутники ‘Айши (радыйаллаху анха) стали убеждать ее, что это не Хав’аб. И как бы она ни хотела вернуться обратно, предводители войска не дали ей сделать это, и ‘Айша (радыйаллаху анха)добралась до окраины Басры, поскольку так было предписано Всемогущим.


‘Али (радыйаллаху анх) который собирался в Шам, обеспокоила весть об ‘Айше (радыйаллаху анха).Это вынудило правителя правоверных отменить поездку в Шам и отправиться в Басру. Поспешно выйдя в путь, чтобы догнать их, ‘Али (радыйаллаху анх) с войском остановился в местности Рабзат. Он узнал о том, что Айша(радыйаллаху анха) уже прибыла в Басру, и отправил им письмо с назиданием. Оттуда ‘Али (радыйаллаху анх) двинулся дальше и приблизился к войску ‘Айши (радыйаллаху анха).Нашлись люди, которые старались привести их к примирению, и в результате их усилий дело шло к миру.

Но тем, кто был настроен отомстить за Усмана(радыйаллаху анх), разговоры о примирении были не по душе. Одна группа смутьянов составила заговор и на рассвете приступила к его осуществлению. Начался неописуемый переполох, было невозможно разобраться, кто и как его начал. После рассвета переполох утих. Между обоими войсками вышел ‘Али (радыйаллаху анх)и спросил, есть ли здесь Зубайр ибн Авам. «Есть», — ответил тот и вышел к ‘Али (радыйаллаху анх).

«Что заставило тебя идти против меня, о Зубайр?»-спросил ‘Али (радыйаллаху анх).«Меня заставило желание отомстить за ‘Усмана», — ответил Зубайр. «Теперь выслушай меня,

-сказал ‘Али (радыйаллаху анх)Зубайру и напомнил ему хадисы Расула (саллаллаху алейхи ва саллям): — Разве Шафи’ тебе не говорил обо мне: «Ты пойдешь против ‘Али, будучи сам притеснителем»?» Когда Али-асхаб (радыйаллаху анх) сказал это, тот вспомнил позабытый хадис. Также ‘Али (радыйаллаху анх) передал ‘Айше письмо, где написал хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и аяты Корана, которые напоминают, что женщинам запрещено выходить из дому, они обязаны сидеть дома. ‘Айша опомнилась, спохватились и Талхат с Зубайром(радыйаллаху анх), сожалея о своей ошибке. Зубайр (радыйаллаху анх) покинул войско и отправился обратно в сторону Мекки. По пути он остановился в одном племени. Амр ибн Джармуз пригласил его в гости, а потом провел Зубайра (радыйаллаху анх) до ущелья под названием Вади сабу’. Когда Зубайр (радыйаллаху анх) заснул (по другой версии — находился в земном поклоне), ‘Амр ударил Зубайра (радыйаллаху анх) и убил на месте. Затем он взял его саблю и печать и вместе с ними прибыл к ‘Али (радыйаллаху анх)
‘Амр радостно сообщил ‘Али (радыйаллаху анх), что убил Зубайра(радыйаллаху анх). «Тебя ждет Ад», — сказал ему ‘Али (радыйаллаху анх). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Поздравьте с обретением Ада человека, убившего Зубайра».

 

Талхат (радыйаллаху анх) погиб от стрелы Марвана ибн Хакама. Вновь разгорелась смута, войска смешались друг с другом, и произошло ожесточенное сражение. Обе стороны понесли большие потери. У ‘Али было двадцать тысяч воинов, в книге сказано, что две тысячи семьдесят из них погибли. А в войске Айши (радыйаллаху анха), Талхата и Зубайра (радыйаллаху анх) было тридцать тысяч воинов, из них погибло шестнадцать тысяч девятьсот девяносто человек.

Зубайра (радыйаллаху анх) похоронили в Вади Сабу’, это известная могила, куда ходят люди на зийарат. ‘Али (радыйаллаху анх) дал наставление ‘Айше (радыйаллаху анха) и отправил ее обратно в Мекку в сопровождении надежных людей. А Талхата (радыйаллаху анх) похоронили в Басре. Говорят, там находятся его могила и мечеть. Также сказано, что, когда его убили, ему было 64 года.

 

Оставив Ибн ‘Аббаса наместником в Басре, ‘Али (радыйаллаху анх)со своим войском отправился в Куфу. Лев Аллаха ‘Али (радыйаллаху анх) навел порядок в Ираке, Египте, Йемене, Персии, Хорасане. Му’авийат оставался наместником в Шаме, и жители Шама подчинялись ему. ‘Али (радыйаллаху анх)отправил к нему Джарира ибн ‘Абдуллаха, чтобы принять его присягу. Но он отказался присягать ‘Али (радыйаллаху анх)до возвращения из Палестины ‘Амра ибн ‘Аса. Последний прибыл в Шам и встретился с Му’авийатом. Их мнения сошлись, и они решили воевать против ‘Али (радыйаллаху анх). С этой вестью Ибн ‘Абдуллах вернулся к ‘Али(радыйаллаху анх).

 

‘Али (радыйаллаху анх) со своим войском двинулся в Шам. Узнав об этом, Му’авийат вышел ему навстречу. О сражении между ними лучше не упоминать, так как не стоит заглядывать туда, где нашего понимания недостаточно. Это была смута, которую посеяли любители беспорядков, свалив вину за гибель Усмана (радыйаллаху анх) на ‘Али (радыйаллаху анх). Говорят, что выступление сподвижников Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) Зубайра и Талхата (радыйаллаху анх) против ‘Али (радыйаллаху анх)в котором они раскаялись, когда поняли, что он прав, было их ошибкой. Ошибки усердно поклоняющихся подобны удобрению для полей, они служат возвышению их степени. Грехи любимых рабов Аллаха тонут в прощении, даже если их будет так много, как пены в море.


Теперь послушайте, братья, расскажем немного о том, как пал шахидом правитель правоверных ‘Али(радыйаллаху анх). Дай, Аллах, нам содействия в следовании за людьми, на которых держится Ислам, и получении их благодати.

В Мекке тайно встретились три злосчастных хавариджита. Каждый из них обязался убить по одному амиру. Заключив крепкий договор, они отправились в путь.

 

Согласно договору, один из них отправился в Дамаск, он взялся убить Му’авийата. Одним ударом он ранил Му’авийата, но люди поймали врага. Рана Му’авийата зажила, и он остался жив. Схваченный враг, не сумевший убить Му’авийата, попросил пощады и сообщил ему весть о том, что в это же самое время убили ‘Али (радыйаллаху анх), надеясь, что Му’авийат будет доволен. Он был уверен, что ‘Али (радыйаллаху анх) убили, поскольку они твердо намеревались покончить с тремя правителями в один день, в одно и то же время. Му’авийат оставил врага в живых, пока не узнал достоверно о гибели ‘Али (радыйаллаху анх). Говорят, что он отпустил его, отрубив в наказание руки и ноги, когда узнал, что ‘Али(радыйаллаху анх) и вправду убит.

Второй из тех троих брался убить Амра ибн Аса. Он отправился в Египет, нашел Амра и задумал убить его, как и обязался, когда тот шел на молитву. Но в тот день Амр заболел и остался дома, а вместо него молиться пошел Хариджат. Когда тот начинал молитву (или уже во время молитвы), проклятый ударил Хариджата, приняв его за Амра. Удар оказался точным, Хариджат скончался, а убийцу, который ошибся, схватили и отвели к Амру.

Амр спросил его, знает ли он, кого убил. «Люди сказали, что это Хариджат», — ответил тот. Тогда Амр убил его, сказав: «Ты хотел убить Амра, но Аллах пожелал гибели Хариджата».

Убить ‘Али (радыйаллаху анх)обязался Ибн Мулджим. Этот проклятый отправился в Куфу с намерением убить ‘Али (радыйаллаху анх). Бродя по улицам Куфы, он оказался у ворот дома, где играли свадьбу. Он заговорил с одной из выходивших из дому женщин по имени Кутам. Она оказалась одинокой. Он заговорил о браке, и она сказала, что посоветуется с родными. Позже Кутам пришла к нему с ответом и потребовала от него три тысячи дирхемов, одного раба и одну хорошую служанку. Ибн Мулджим согласился дать все, что она попросила. Но у Кутам была другая цель. «Вместо всего упомянутого ты убей ‘Али, мне нужно это», — сказала Кутам. «Разве это возможно?» — спросил Ибн Мулджим. «Если не можешь — уходи», — заявила она. Тогда он открылся ей, сказав, что приехал с одной только целью — убить ‘Али (радыйаллаху анх).Теперь они заново стали обсуждать этот вопрос. Она сказала, что приведет ему в помощь человека, и подговорила своего двоюродного брата Вардана сопровождать Ибн Мулджима. Кутам хотела, чтобы Шабиб ибн Маджарат тоже встретился с Ибн Мулджимом и стал соучастником убийства ‘Али (радыйаллаху анх).Она вскружила ему голову долгими уговорами и с трудом убедила его пойти с ними.


Они устроили засаду, когда ‘Али (радыйаллаху анх) совершал утренний намаз, и вместе ударили его саблями. Удар Шабиба прошел сверху, а удар Ибн Мулджима пришелся прямо в лоб и задел мозг. Сделав это, злодеи сбежали. Вардан пытался укрыться у себя дома, но его догнали и убили как пса.


Ибн Мулджим бежал, как бешеная собака, пробираясь между людьми, замахиваясь саблей на всех, кто оглядывался на него.


Мугират поймал его, накинув на него одежду, поднял на руки, как козленка, и ударил об землю. Он сел ему на грудь, забрал саблю и, унизив, посадил перед ‘Али (радыйаллаху анх). Тот велел накормить Ибн Мулджима, дать ему постель и охранять его. «Если дни мои не сочтены и я останусь жив, сам подумаю, — коротко пояснил он. — Если же я умру, пошлите его следом за мной, разберусь с ним на Арасате». Так правитель правоверных провел пятницу и субботу, мучаясь болью от ран. В ночь на воскресенье он покинул этот бренный мир и отправился в путь в Ахират. Хасан с Хусейном омыли его тело и завернули в саван, Мухаммад ибн Ханифат стоял рядом и наливал воду. Похоронили его поздней ночью, а могилу скрыли. Некоторые говорят, что она находиться в Наджафе.


Затем из тюрьмы привели Ибн Мулджима. Хасан ударил его туда же, куда тот ударил его отца. Вслед за тем люди набросились на него и изрубили на куски. Лев Аллаха ‘Али (радыйаллаху анх) умер в шестьдесят три года. Согласно другой версии, Хайдару было шестьдесят пять лет.


В войне с хавариджитами в Нахраване ‘Али (радыйаллаху анх)убил отца и брата Кутам. Разве ‘Али (радыйаллаху анх)виноват в убийстве отца и брата Кутам, которые погибли, сражаясь против законного имама? Ведь Ибн Мулджим слышал хадис, где говорится: «Того, кто убьет ‘Али, ожидает Ад». Однако известно, что человек приходит к погибели за один миг, если Аллах, доверит его самому себе. Да не будет мгновения, когда Аллах доверит нас нафсу аль-аммарат, который приводит к погибели. Пока не забыл, хочу сказать: не уверен, что от начала до конца я правильно написал названия местностей и имена людей. Если я где-то ошибся, исправьте, кто может, ведь из-за огласовок бывает много разночтений. Не вините меня и не упрекайте гневно, ибо я не отрицаю, что знаний у меня мало.

 

 

2 thoughts on “УРОК 17 (для 3 курса)

Добавить комментарий