25.05.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ ОБ ‘УСМАНЕ (радыйаллаху анх)

На третий день после смерти Умара (радыйаллаху анх) ‘Абдуррахман ибн Авф (радыйаллаху анх) в чалме, которую повязал ему Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), пришел в мечеть и поднялся на минбар. Затем он обратился к народу, высказав свое мнение по поводу назначения нового халифа. Этот вопрос уже обсуждался тайно и явно, об этом говорили и с отдельными лицами. «Я не вижу людей, более достойных быть халифами, чем эти двое», — сказал ‘Абдуррахман (радыйаллаху анх) указав на ‘Али ибн Абу Талиба (радыйаллаху анх) и Усмана Зу-н-Нурайни (радыйаллаху анх). Повернувшись к ‘Али (радыйаллаху анх), он попросил его встать. ‘Али (радыйаллаху анх) вышел и встал под минбаром. Он взял ‘Али (радыйаллаху анх) за руку, собираясь присягнуть, и поставил перед ним условия, без принятия которых присяга была невозможна. «Берешь ли ты на себя правление халифатом с соблюдением запретов и дозволений Корана и Сунны и следуя путем Абу Бакра (радыйаллаху анх)и «Умара(радыйаллаху анх)?» — обратился он к ‘Али (радыйаллаху анх).

«О Аллах, нет, как у них не получится, но постараюсь как смогу», — ответил ‘Али (радыйаллаху анх), ‘Абдуррахман (радыйаллаху анх) отпустил руку ‘Али (радыйаллаху анх) и подозвал Усмана (радыйаллаху анх), таким же образом взяв его за руку для присяги. «Ты берешь на себя правление, принимая условия, которые были поставлены перед ‘Али (радыйаллаху анх)?» — спросил он. «О Аллах, да!» — сказал Усман (радыйаллаху анх) и принял на себя дела халифата. Все собравшиеся присягнули ему, и не было человека, который бы выступил против него.

С того дня ‘Усман (радыйаллаху анх) вел дела халифата двенадцать лет. Двенадцать лет без одного дня он делал для Ислама все, что мог. С помощью Всевышнего призыв к религии достиг значительных успехов. Достигнув, по словам одних, восьмидесятилетнего возраста, по словам других — девяноста лет, он погиб шахидом. О его достоинствах тоже очень много рассказано, все это здесь невозможно передать.

Невозможно описать и оценить в полной мере достоинства тех, кто был возвеличен Самим Всевышним благой вестью о Рае. Если мы будем любить и по мере сил поминать их, мы не лишимся их заступничества и благодати. Да одарит нас Аллах любовью к четырем халифам, столь дорогим для Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда скончалась жена Усмана (радыйаллаху анх) Рукиййа, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выдал за него Уммукульсум. А когда умерла Умму-кульсум, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что если бы у него была еще одна дочь, он бы и ее выдал за Усмана (радыйаллаху анх). От ‘Али (радыйаллаху анх) передан хадис: он слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что если бы у него было сорок дочерей, он бы по очереди выдал их за Усмана (радыйаллаху анх).
Во время правления Абу Бакра Сиддика (радыйаллаху анх) случилась беда — долго не было дождей, и вся растительность высохла. Жители Медины, измученные сильным голодом, не зная что делать, пришли к Абу Бакру (радыйаллаху анх). Халиф, поддержав их дух, сказал, что есть надежда на Всевышнего Аллаха, и отправил по домам, попросив набраться терпения. К вечеру стало известно, что из Шама в Медину прибыл караван Усмана (радыйаллаху анх).

Утром торговцы собрались и пошли к Усману (радыйаллаху анх), желая перекупить привезенные им товары. Усман (радыйаллаху анх) спросил их, чего они хотят. Они пояснили, ради чего пришли, и начали торговаться. Торговцы обещали Усману (радыйаллаху анх) двойную цену. Усман (радыйаллаху анх) сказал, что ему дают больше. Они обещали заплатить в четыре раза больше, но Усман (радыйаллаху анх) снова не согласился, сказав, что этого мало и что ему дают еще больше. Они добавили еще и сказали, что дадут пятикратную цену. «Этого тоже мало», — отказался Усман (радыйаллаху анх). Торговцы с удивлением спросили Усмана (радыйаллаху анх), кто же дает ему больше этого. «Аллах дает мне в десять раз больше, дадите ли вы столько?» — спросил Усман (радыйаллаху анх)

Узнав о намерении Усмана (радыйаллаху анх) торговцы потеряли надежду и лишились дара речи. Усман (радыйаллаху анх) пожертвовал всем, раздав нуждающимся и сделав Всевышнего Аллаха свидетелем. Он раздал беднякам продукты питания (муку, оливки, изюм и т. д.), привезенные на тысяче верблюдов. Если нужна мера щедрости, то сказанного достаточно, чтобы оценить щедрость Усмана (радыйаллаху анх).

Усман (радыйаллаху анх) проводил ночи в бдении, а днем постился. Он завершал чтение Корана в ракаате намаза, в еде довольствовался уксусом и оливками, среди людей отличался стыдливостью и совестливостью. Он был прозван «Зу-н-Нурайни». Внешне был похож на Ибрахйм-Халила (МИР ЕМУ) Когда во время газавата при Табуке в войске мусульман начался голод, он купил еду для всего войска.

Послушайте же, братья, небольшой рассказ о смерти третьего халифа. Поговорим немного, не забывая о хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Мои сподвижники подобны звездам».

Поскольку Усману (радыйаллаху анх) была очень дорога его родня, он все чаще стал назначать своих родственников амирами и наместниками. Он заменил амиров, назначенных Умар-асхабом (радыйаллаху анх) и назначил на их место представителей Вану Умаййат. Амиром Басры был назначен ‘Абдуллах ибн ‘Амир , Куфы — Валид ибн ‘Укбат , Му’авийат стал амиром Шама, ‘Амр  — Палестины, ‘Абдуллах ибн Са’д — Египта. По мере распространения Ислама богатела казна, все больше имущества раздавалось нуждающимся. Изо дня в день подарков становилось больше, и все были довольны Усманом (радыйаллаху анх). Он вернул в Медину Хакама ибн Аби-л-‘Аса, изгнанного Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), дал ему сто тысяч дирхемов из казны и обеспечил его африканским хумусом [Хумус — пятая часть военной добычи].

Были и такие сподвижники, которым подобные деяния пришлись не по душе. Были случаи, когда к ‘Абдурахману ибн ‘Авфу (радыйаллаху анх) поступали жалобы по этому поводу. Также у людей стали появляться жалобы на наместников, назначенных Усманом (радыйаллаху анх) в различных местах. Жители Куфы пришли к Усману (радыйаллаху анх) с жалобой на Валида. Молочный брат ‘Усмана (радыйаллаху анх), ‘Абдуллах ибн Аби Сарах тоже не понравился египтянам. Усман (радыйаллаху анх) отправил ему письмо, в котором, пригрозив, велел соблюдать справедливость.

На ‘Абдуллаха это письмо не подействовало, и угрозу Усмана (радыйаллаху анх) он оставил без внимания. Тех, кто ходил жаловаться, он избивал, бывало, что и до смерти.

Люди стали возмущаться, образовались группировки. Около семисот египтян, собравшись, пришли прямо в Медину, потому что притеснения ‘Абдуллаха стали чрезмерными. Они встретились с ближайшими сподвижниками Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) и, собравшись в мечети, передали им свои жалобы. Говорить с Усманом (радыйаллаху анх) отправили ‘Али-асхаба (радыйаллаху анх).
Он передал Усману требования египтян. Усман (радыйаллаху анх). посоветовался с ‘Али (радыйаллаху анх), решая, как быть. ‘Али (радыйаллаху анх) предложил выполнить их требования, и Усман (радыйаллаху анх)согласился с ним. «Выберите человека, чтобы назначить его амиром Египта вместо Ибн Аби Сараха», — было сказано египтянам. Люди выбрали Мухаммада, сына Абу Бакра  и с согласия всего народа его назначили амиром. Там же Усман (радыйаллаху анх) написал письмо о назначении Мухаммада и велел ему собираться в Египет. Мухаммад подготовился, и караван мухаджиров и ансаров двинулся в путь.

В пути они провели три дня. Неожиданно по дороге им встретился некий раб. Видно было, что этот раб кого-то искал или бежал от кого-то. Друзья Мухаммада спросили его, кто он и куда направляется. Тот ответил, что идет в Египет по поручению амира правоверных. Его стали расспрашивать подробнее, и он уточнил: «Меня отправили к правителю, который находится в Египте». Когда ему сказали, что правитель Египта едет с ними, путник ответил, что это не тот, кто ему нужен. Заподозрив в нем шпиона, его схватили и привели к Мухаммаду. Ему снова задали вопросы: «Ты чей раб? К кому тебя отправили?» Он стал заикаться и не мог выговорить ни слова. Сначала назвался рабом одного, затем рабом другого, упомянул амира аль-му’минин и Марвана и повел путаные, противоречивые речи. Он повторял, что его отправили к правителю Египта. «У тебя есть письмо?» — спросили шпиона. «Нет», — ответил он. «Не бывает гонца без письма», — не поверили ему и стали тщательно обыскивать. Письма у него не нашли, но сомнения не исчезли, и снова стали рыться в его вещах. Нашли бурдюк с водой, в котором что-то перекатывалось. Когда бурдюк порвали, в нем оказалась бутылка. Откупорив бутылку, достали письмо, и это тщательно спрятанное, тайное письмо прочитали при всех. Оказалось, что это письмо было написано от имени Усмана амиру Египта Ибн Абу Сараху. Содержание письма ошеломило их, все замерли, глядя друг на друга, услышав о предательстве.

Караван немедля вернулся в Медину. Созвали маджлис, собрав сподвижников. Им рассказали, что произошло по пути в Египет, и прочитали это тайное послание. Услышав содержание этого письма, сподвижники Расула (саллаллаху алейхи ва саллям)?, потеряли покой, разгневавшись на Усмана (радыйаллаху анх). В том письме было написано, чтобы Мухаммаду ибн Абу Бакру не дали стать амиром Египта. Также было велено уничтожить письмо о его назначении и убить его вместе с сопровождающими.

Сподвижники Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) разошлись по домам, опечаленные этой невероятной вестью. Египтяне тем временем окружили дом Усмана (радыйаллаху анх) отношение к которому окончательно испортилось.

При заключении договора о назначении Мухаммада ибн Абу Бакра амиром Египта присутствовал и ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх). Он принял в нем участие, пообещав египтянам, что Усман (радыйаллаху анх) выполнит договор, и взял на себя ответственность за его исполнение. Теперь, когда обещания Усмана (радыйаллаху анх) казались безосновательными, Хай-дару (радыйаллаху анх) пришлось краснеть за это. Он отправился домой к Усману (радыйаллаху анх) взяв с собой ближайших сподвижников Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Он спросил Усмана (радыйаллаху анх) его ли это раб и верблюд. «Мои», — ответил Усман (радыйаллаху анх)- «А письмо это тобой написано?» — спросил он снова. «Этого письма я не писал, и писать его не велел, и с ним в Египет раба не отправлял, и ничего об этом я не знаю», — поклялся им Усман (радыйаллаху анх), именем Всевышнего.

Зная, что Усман (радыйаллаху анх) не даст ложную клятву, они посмотрели на почерк и определили, что письмо написано рукой Марвана. Сподвижники стали настаивать на его выдаче, но Усман (радыйаллаху анх) не захотел выдать Марвана и удержал его рядом с собой, боясь, что они убьют его.

Сподвижники покинули дом, недовольные отказом выдать Марвана. Аюди плотнее окружили дом Усмана (радыйаллаху анх), не давая пронести даже питьевую воду. Узнав об этом, ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх) тайком доставил Усману (радыйаллаху анх) три бурдюка с водой. Услышав, что народ вознамерился убить Усмана (радыйаллаху анх), ‘Али-асхаб (радыйаллаху анх) выразил свое беспристрастное мнение: «Нам нужно, чтобы Усман выдал Марвана, но не гибель Усмана». Он позвал своих сыновей Хасана и Хусейна (радыйаллаху анхума) и поручил им, взяв сабли, встать у дверей Усмана (радыйаллаху анх) и никого в дом не пускать.Оба света очей дочери Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) с саблями в руках встали у дверей дома Усмана (радыйаллаху анх). Зубайр (радыйаллаху анх) и некоторые сподвижники тоже отправили своих сыновей с саблями охранять Усмана (радыйаллаху анх). К нему невозможно было пробиться сквозь ряды охранявших его молодых людей, которые стояли у дверей. Стрелы, пущенные издалека, покрыли дверь. Одна стрела прошла сквозь дверь и ранила Марвана, и кровь раненного окрасила Хасана, сына ‘Али (радыйаллаху анхума).

Возникла опасность, что начнется смута, вовлеченными в которую окажутся все.

Противники Усмана (радыйаллаху анх) искали способ проникнуть в дом. Незаметно подобравшись к дому сзади, они то ли залезли на крышу, то ли проломили стену, и, тайно, как разбойники, ворвавшись в дом, убили ни в чем не повинного халифа, который совершал богослужение, соблюдая пост и читая Коран. Они бежали из дома так же, как и ворвались. Даже охрана не узнала об убийстве правителя правоверных. Его жена Наилат зарыдала, кроме нее с Усманом (радыйаллаху анх) в доме никого не было. Выглянув наружу, Наилат закричала и дала всем знать о том, что правитель правоверных убит. Хасан, Хусейн и другие, кто стоял у дверей на страже, всполошились, услышав ее крики. Они кинулись в дом и обнаружили убитого Усмана (радыйаллаху анх). Он был зарезан как пророк Йахйа (МИР ЕМУ). То, что Усмана убили в доме, пока они сторожили у входа, повергло молодых людей в отчаяние. Они собрались вокруг него, заливаясь слезами.

Узнав о том, что произошло, пришли ‘Али (радыйаллаху анх), Зубайр (радыйаллаху анх) и Талхат (радыйаллаху анх). Случившееся потрясло их и привело в глубокое замешательство. ‘Али (радыйаллаху анх) стал сурово упрекать сыновей. «Как могли убить правителя правоверных, когда вы сторожили у входа в дом?» — с горечью спрашивал он их. Хасану он дал пощечину, а Хусейна ударил в грудь, обвиняя обоих.

Говорят, что первым вошел к Усману (радыйаллаху анх) Мухаммад ибн Абу Бакр. Но о том, кто убил Усмана (радыйаллаху анх), есть много версий. Говорят, что это был Равман ибн Сархан. День убийства, восьмое число месяца зуль-хиджа, предшествующее дню Арафа, совпал с пятницей.

Дом Усмана (радыйаллаху анх) был в осаде в течение сорока дней, другие говорят — пятьдесят. До этой осады произошло еще многое с тех пор, как в народе появились разногласия из-за правителей.

Я рассказал вам эту небольшую историю, сократив ее и подведя итог. На каждое обвинение в свой адрес Усман (радыйаллаху анх) отвечал обоснованно и безоговорочно соглашался выполнить предъявляемые ему требования. Все же они не пришли к примирению с ним. Они поставили его перед выбором: отречение от халифства или смерть. Усман (радыйаллаху анх) отказался снять халат халифа, который надел на него Аллах. Он перенес притеснения с терпением и упованием на Аллаха и выбрал смерть шахида. Он вспомнил, как Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям) предсказывал ему, что он погибнет от насилия притеснителей.
Когда дом Усмана (радыйаллаху анх) был осажден и его жизнь оказалась под угрозой, те, кто остался с ним рядом, обнажили сабли. Но Усман (радыйаллаху анх) сказал им: «Да смилуется над вами Аллах. Идите по домам и оставьте нас». Даже когда его рабы попытались оказать сопротивление, он освободил их с условием, что они не станут сражаться. Усман (радыйаллаху анх) не оставил возле себя и внука Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Хасана (радыйаллаху анх), вставшего рядом с ним с саблей в руке.

В последнюю ночь во сне к нему приходили Хабибуллах (саллаллаху алейхи ва саллям), с Абу Бакром и Умаром (радыйаллаху анхума). Они сообщили ему радостную весть о том, что следующим вечером он разговеется вместе с ними, и велели проявить терпение. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) давно говорил ему: «О «Усман, Аллах, наденет на тебя халат халифа, ты не снимай его, когда лицемеры попытаются снять его с тебя».

Усман (радыйаллаху анх) был убит несправедливо. Все произошло так, как и было предсказано. Он стал шахидом, не сняв халат, надетый на него Аллахом. Говорят, что Усмана (радыйаллаху анх) похоронили в окровавленной одежде, как хоронят воинов, погибших на пути Аллаха.

После гибели Усмана (радыйаллаху анх), враги обыскали его дом в поисках сокровищ и обнаружили закрытый на замок сундук. В предвкушении добычи они вскрыли его и заглянули внутрь, но нашли там только лист бумаги с завещанием Усмана (радыйаллаху анх). В этом завещании ничего не говорилось о расходовании имущества на похороны. Вот это завещание Усмана (радыйаллаху анх), пусть будет оно источником благодати и примером для правоверных. Взяв с него пример, пусть каждый по мере возможности завещает пожертвовать имущество на благие цели.

Вероломное письмо, написанное рукой Марвана, стало ключом, отворившим врата смуты. Злодейское убийство Усмана положило начало разделению мусульман на многочисленные группировки и вражде между ними. В жизни творений воля Всевышнего осуществляется так, как Он захочет, поводы для осуществления предопределений Аллаха могут быть разные.Сподвижники Шафи’ (саллаллаху алейхи ва саллям), да получим мы их заступничество и благодать, — это знамена Ислама, особенно те десять сподвижников, которым сообщили радостную весть о Рае. Не наше дело говорить о них, но я все же привел сказание о происшедшем. Мы не вправе думать о них плохо, ведь другие не достигнут их степени.
Приведу один интересный случай, рассказанный Абу Калабатом, которому он стал очевидцем, будучи в Шаме. Абу Калабат увидел на улице безрукого и безногого слепца. Он кричал, охваченный страхом: «О, муки Ада!» Абу Калабат спросил его, что с ним случилось. В ответ он рассказал о себе и поведал о том, что произошло у них с Усман-асхабом (радыйаллаху анх). Этот человек оказался одним из тех людей, которые ворвались в дом Усмана (радыйаллаху анх) в день его гибели. Когда он подошел к халифу, его жена, стоявшая рядом, закричала от страха. Из-за того, что она подняла шум, он ударил ее по лицу. Глубоко переживая из-за этого, Усман (радыйаллаху анх) взмолился: «Да лишит тебя Аллах зрения, рук и ног и бросит в огонь». Услышав эту мольбу халифа, тот растерялся и в страхе выбежал из дома.

Он убедился в том, что мольба халифа была принята: три из четырех проклятий настигли его. Бедняга кричал от страха, представляя огонь, который ждал его впереди. Мольба притесненного, принятая Всевышним, подобна яду для его притеснителя.

Нечто подобное произошло и во время ареста Мухаммада, сына Дибира, в Асабе. Лицемер из ЧК, прибывший за ним, был его кунаком, близким как член семьи. Но придя к нему в дом, он сказал, что Я’субу придется пойти с ним, так, словно видел его в первый раз. Я’суб, для которого это было неожиданностью, стал собираться в путь и немного замешкался. И тот, торопя Я’суба, непочтительно ударил его по плечу: мол, некогда ждать, поспеши. Тогда его жена сказала: «Пусть неверный отрубит твою руку, которой ты его ударил, ничтожный подлец». Вскоре после этого по ее мольбе плечо того человека неожиданно разболелось, и руку пришлось ампутировать. Этот известный случай, рассказанный очевидцами, служит большим назиданием. Быть человеком, от которого не исходили насилие и притеснение, — это огромный неоценимый дар. Но на этом свете тиран гордится своими победами, и его не беспокоит поражение на Махшаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *