19.04.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

Краткое сказание о том, как некоторые из арабских племен после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) стали вероотступниками, и о войне,которую Абу Бакр (радыйаллаху анху) вел против них

После погребения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр-асхаб (радыйаллаху анху) выступил перед народом с содержательной проповедью. В первую очередь он начал с восхваления Всевышнего, затем обратился к людям со словами: «О люди! Меня сделали вашим халифом, но я не лучше вас». Таким было начало его проповеди. «Вы подчиняйтесь мне, пока я нахожусь на правильном пути. А если я буду ошибаться, исправьте меня», — произнес он правильные слова. Далее он объявил о своем намерении укрепить порядок и сказал, что правдивость — это верность, а ложь — предательство.

Вскоре после смерти Расулуллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) некоторые арабские племена начали отходить от Ислама: одни стали отказываться от выплаты заката, появились и такие, которые стали оспаривать пророчество.

Люди племени Бану Асад тоже стали вероотступниками и выбрали Тулайхата ибн Хувайлида своим предводителем. Он объявил себя пророком, к которому с откровением приходит Джабра’ил (алейхи ас-саллям). Бану ‘Амир и Гатфан назначили своим предводителем Куррата, люди племени Фазарат выбрали «Уйайната ибн Хасина, а Бану Сулайм — Фуджаата ибн Абду Йалида Суламиййи. А одна группа из Бану Тамим выбрала себе в предводители женщину по имени Саджах.
Еще несколько человек из племени Кандат тоже стали вероотступниками и сделали своим главой Аш’аса ибн Кайса. Люди племени Бакра ибн Ваила тоже стали вероотступниками, и главой их стал Хакам ибн Зайд. В книге «Футухат» сказано, что этот Зайд принадлежал роду сына Са’лабата из племени Вану Кайса.

В Йамамате Мусайлимат аль-Каззаб тоже объявил себя пророком. Племя Вану Ханифат присоединилось к нему. Таким образом арабы отступили от веры. Видите, как поступили сразу после ухода Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) те, кто видел его потрясающие чудеса? Какими же заблудшими были племена, отступившие от веры, оставив Ислам, в основе которого Речь Аллаха!

Слухи о разброде среди арабов дошли до Сиддика (радыйаллаhу анhу) и он начал готовиться к наведению порядка среди тех, кто отвернулся от Шариата. Он подготовил аргументированное письмо, где привел доказательства из Корана и хадисов. Он велел сподвижнику Халиду ибн Валиду (радыйаллаhу анhу) возглавив войско из ансаров и мухаджиров, навести порядок, но войну начинать только в том случае, если отступники после призыва к Исламу будут сопротивляться. Но если они не примут призыв и окажут сопротивление, Халиду (радыйаллаhу анhу) было приказано всех уничтожить, женщин взять в плен, а имущество отобрать, то есть поступить в соответствии с Исламом.

Запечатав письмо с этим повелением, халиф вручил его Халиду (радыйаллаhу анhу) и добавил: «Выполни приказ, содержащийся в этом письме». Халид (радыйаллаhу анhу)  взял письмо халифа Абу Бакра Сиддика (радыйаллаhу анhу)  и отправился на поиски Тулайхата, которого племя Бану Асад выбрало своим предводителем. Прозванный «Обнаженной саблей Аллаха» за то, что, вытащив саблю, он не вкладывал ее обратно в ножны побежденным и не знал поражений,Халид (радыйаллаhу анhу) , следуя повелению, взялся призвать к раскаянию заблудших вероотступников.

Когда Халид (радыйаллаhу анhу) покинул Тайбат, к халифу явился Фуд-жаат и с коварным умыслом попросил помочь ему в войне с Тулайхатом. Сиддик (радыйаллаhу анhу) поверил лжи этого несчастного и оказал ему всевозможную помощь. Он дал ему десять оседланных коней, много сабель, копий, луков со стрелами, снабдил и другим оружием и вдобавок отправил с ним десять храбрецов. И Фуджаат поспешил обратно с этой силой. Он обещал идти за Халидом (радыйаллаhу анhу) а сам повел войско к Бану Сулайм. Несчастные вероотступники убили тех десятерых воинов, а луки со стрелами, копья и коней распределили между собой и начали готовиться к войне с Халидом (радыйаллаhу анhу) .

Абу Бакр (радыйаллаhу анhу) узнал о вероломстве Фуджаата и поделился этим известием со сподвижниками. Из-за этих невежд черное пятно легло на исламское племя Бану Са-лими. Сиддик (радыйаллаhу анhу)  отправил Турайфату письмо, в котором написал о вероломстве Фуджаата, и велел ему по получении письма немедленно отправиться следом за Фуджаа-том. В письме было велено взять Фуджаата в плен, если будет возможно, а если нет — убить проклятого.

Как только Турайфат получил письмо халифа, он с отрядом воинов отправился на поиски Фуджаата. Заблудший Фуджаат распространял смуту, проливая кровь всех, кто встречался ему на пути. Но власть смутьяна не бывает долгой, и военачальник халифа с отрядом догнал его. Обменявшись взаимными упреками, обе стороны стали пускать стрелы друг в друга. Когда Фуджаат понял, что ему не одержать победу, он стал утверждать, что тоже назначен халифом. «Если ты говоришь правду, идем со мной», — сказал Турайфат и, надев ошейник, как собаку отвел Фуджаата к Сиддику (радыйаллаhу анhу) . Когда привели Фуджаата, Сиддик (радыйаллаhу анhу) подозвал Ту-райфата и без сострадания приказал ему немедленно разжечь костер рядом с Баки’, бросить туда Фуджаата и сжечь его. Не успели эти слова слететь с уст халифа, как Турайфат тотчас выполнил приказ.

Куррат услышал о том, что приближается Халид (радыйаллаhу анhу) , которого халиф отправил на поиски Тулайхата. Он поговорил с предводителями племени Бану ‘Амир и сказал, что с Халидом (радыйаллаhу анhу) лучше не воевать. Он сомневался в том, что Тулайхат восстал против Ислама и выступает против Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), и в то же время верил ему, поскольку тот объявил себя посланником, которому ниспосылаются откровения. Бану ‘Амир не вняли назиданию и заявили, что не подчинятся Абу Бакру (радыйаллаhу анhу). Племена Гатфан и Бану Амир, объединившись, свергли Куррата и примкнули к Тулайхату. Затем к ним прибыл ‘Уйайнат, глава племени Фазарат. Он тоже был из тех, кто поверил в посланничество Тулайхата. Все эти вероотступники с саблями в руках были готовы сразиться с Халидом (радыйаллаhу анhу).

Халид отправил троих гонцов с приказом собрать вести о Тулайхате и быстро вернуться. Это были Укашат ибн Мухсин, Сабит ибн Аркам и Са’ид ибн ‘Амр аль-Махзуми. Они неожиданно столкнулись с вероотступниками Тулайхата и были убиты. Не дождавшись от них вестей, Халид двинулся вперед и по пути наткнулся на убитых. Похоронив шахидов, он двинулся дальше. Узнав о том, что Халид приближается, люди Тулайхата стали усиленно готовиться.

Войско мухаджиров и ансаров, обладавших крепким иманом, приблизилось к неверному племени. Воины с ожесточением сцепились друг с другом, словно дикие звери. Неверные сочли врагами тех, с кем они были как братья и жили как одна семья. Арабские племена, сплоченные Шариатом, были расколоты отступниками. Начался беспощадный бой, пролилось много крови, и обе стороны понесли большие потери. Вначале отступники были воодушевлены уверенностью в победе и верой в Тулайхата. Он обещал им победу над войском Халида (радыйаллаhу анhу) и уверял, что Джабра’ил (алейhи ас-салам) якобы принес ему весть об этом в откровении от Всевышнего. Однако почувствовав силу и могущество армии Халида (радыйаллаhу анhу) войска Тулайхата дрогнули. Постепенно они стали терять надежду на победу. Уйайнат ходил к Тулайхату, надеясь, что Джабра’ил (алейhи ас-салам) сообщит ему радостную весть, но мечты его не сбылись. Тулайхат стал изворачиваться, и Уйайнат понял, что это всего лишь россказни. Он вернулся к племени Фазарат и сообщил о том, что пророчество Тулайхата — ложь. «Я убедился в том, что он не пророк», — объявил он и рассказал все в подробностях. Уйайнат, который понял, что был неправ, попытался сбежать с племенем Фазарат. За ним последовал и Куррат с племенами Гатфан и Бану ‘Амир. Тулайхат стал упрекать их, пытаясь пристыдить: «Горе вам, почему вы убегаете?» Один из воинов ответил: «Хочешь узнать, почему мы убегаем? Мы воюем ради мирского, за свою жизнь, те же стремятся к смерти ради Ахирата». Так, он объяснил происходящее тем, что цели у них противоположные: одни хотят сохранить жизнь, а другие — расстаться с ней.

Жена Тулайхата стала упрекать воинов за бегство, но один из них своим ответом заставил ее замолчать, и она пожалела, что заговорила вообще. «Если бы, Навар, твой муж был истинным пророком, — сказал он, — его не унизили бы до такой степени». Слыша подобные возражения и видя, что войско не подчиняется ему, Тулайхат чувствовал, будто земля горит у него под ногами. Он позвал Навар: «Идем быстрей. Ложь разоблачена, открылась правда». Взлетев на коня как птица, он посадил жену за своей спиной, и они ускакали прочь.

Отступники, не сумевшие одолеть войско Халида (радыйаллаhу анhу), разбежались как скот, забыв обо всем. Глупцы, поверившие Тулайхату и последовавшие за ним, загубили себе и эту, и загробную жизнь. По приказу Халида (радыйаллаhу анhу) были собраны все трофеи до единого. Охранять их поручили одному отряду, остальные же стали преследовать вероотступников.

Воины Халида (радыйаллаhу анhу) догнали и окружили их, но те упорно сопротивлялись, не желая сдаваться. В результате кровопролитного сражения богатыри Халида (радыйаллаhу анhу) взяли их в плен. Тулайхату ибн Хувайлиду удалось скрыться, он бежал в Шам и укрылся там, сохранив свою жизнь. Начав эту смуту против халифа, он посеял раздор среди мусульман.

Тем временем войско Халида (радыйаллаhу анhу) вместе с пленниками и со всеми трофеями направилось в Медину. Жители Медины толпами выходили из домов, чтобы посмотреть на пленников. Все они увидели Уйайната ибн Хасина, сидящего на верблюде и закованного в цепи. У каждого, кто видел его, он вызывал ненависть. Они кричали ему: «О враг Аллаха, ты воевал с мусульманами, выбрав путь неверия после Ислама?!» В его адрес прозвучало множество упреков и оскорбительных слов, унизивших его до предела. Осыпанного упреками и обвинениями людей, его привели к халифу. Халиф напомнил Уйайнату обо всем, что он натворил, и пригрозил отрубить ему голову. Но Уйай-нат признал свою вину, пытаясь объяснить свои поступки. «Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) знал меня лучше, чем ты. В сердце моем таилось лицемерие, но сегодня я обращаюсь к Аллаху и искренне раскаиваюсь перед Ним. Я подчиняюсь тебе и прошу прощения», — умолял он халифа Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о пощаде.
Великий Сиддик (радыйаллаhу анhу) поверил ему, ибо милость и терпение опережали его гнев. Искреннее раскаяние и сожаление о содеянном спасли Уйайната. Он чистосердечно признался, что до этого времени, находясь рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , среди сподвижников, он лицемерно скрывал в сердце неверие.

Затем привели Куррата ибн Хубайрата. Сиддик (радыйаллаhу анhу) сразу приказал отрубить ему голову. Однако Куррат тоже нашел себе оправдание. Он стал доказывать, что является мусульманином, и призвал в свидетели ‘Амра ибн ‘Аса. Сиддик (радыйаллаhу анhу) вызвал ‘Амра и расспросил его. Было много споров по поводу того, является ли Куррат мусульманином. ‘Умар ибн Хаттаб (радыйаллаhу анhу) встал и сказал Сиддику (радыйаллаhу анhу): «О халиф Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Ты поступишь так, как тебе подобает, если простишь и его, поскольку Куррат ибн Хубайрат родом из Бану ‘Амир, самого уважаемого племени арабов». Абу Бакр (радыйаллаhу анhу) ответил сообразно совету Умара (радыйаллаhу анhу) «Я прощаю его».

Куррат и ‘Уйайнат, искренне раскаявшись, снова оказались среди сподвижников Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Последователей Куррата и «Уйайната, которые были взяты в плен, тоже освободили. По милости Аллаха все они пришли в Ислам, избегнув смерти в неверии и Ада.

Судьба спасшегося бегством в Шам Тулайхата сложилась иначе. До него дошла весть о том, что Куррат и Уйайнат попали в плен и освободились, приняв Ислам. Тулайхат узнал о том, что Абу Бакр (радыйаллаhу анhу) простил и освободил их. Ошеломленный этим известием, горько сожалея о содеянном, он вознамерился вернуться в Ислам. В письме к халифу он написал, что обо всем сожалеет и раскаивается. Халиф, для которого милость и прощение были превыше гнева, смягчился, прочитав письмо. Душа Тулайхата не находила покоя в Шаме, его тянуло в страну Ислама.
Он не встретился с халифом, пока тот был жив, может, совесть не позволила. Аллах всезнающ. После смерти Сиддика (радыйаллаhу анhу) , первого халифа Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), правление возложили на Умара ибн Хаттаба (радыйаллаhу анhу). Когда халифом стал Умар ибн Хаттаб (радыйаллаhу анhу), Тулайхат ибн Хувайлид явился к нему. И пришел Тулайхат, раскаиваясь во всем, что сделал. Его коснулась плеть милости, которая достается кающемуся, и вера притянула его как магнит. Когда Тулайхат предстал перед ним, Умар ибн Хаттаб (радыйаллаhу анhу) поморщился. «О Тулайхат, как ты можешь надеяться на спасение от Ада после убийства таких сподвижников, как Укашат ибн Мухсин и Сабит ибн Аркам?» — напомнил ему халиф. Тулайхат, словно по наитию, ответил удивительным образом: «О правитель правоверных, те двое были возвеличены Аллахом и попали в Рай. Они приняли смерть шахидов от моей руки, а я спасся от Ада, не погибнув от их рук».

Халиф, удивленный ответом Тулайхата, приблизил его к себе, и все, что он сделал, искупилось раскаянием, счастье одержало верх над несчастьем и оттеснило его. Окрепшая вера его прогнала от него шайтана за семь гор, а для повелителя правоверных он стал надежной опорой. Так Тулайхат стал соратником Умара (радыйаллаhу анhу)».

В это время в Ираке активизировались персы. Халиф отправил в Ирак войско под предводительством Са’да ибн Абу Вакаса. Тулайхат вместе с войском отправился на газават. Он отважно сражался с помощью Аллаха, и что бы и где ни случилось, Тулайхат неизменно помогал Исламу. Он искренне служил Шариату, пока его не настигла смерть.


 

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *