28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ ОБ АСХАБ АЛЬ-КАХФИ (ОТРОКАХ ПЕЩЕРЫ)

После смерти Абу Бакра (радыйаллаhу анх) сподвижники поручили дела халифата Умару ибн Хаттабу (радыйаллаhу анх).

В бытность его халифом к нему пришли трое ученых из племени иудеев. Они обратились к Умару (радыйаллаhу анх) и сказали, что пришли задать ему вопросы. «Если ты сможешь ответить, значит, твоя религия истинная и поистине Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям)- посланник Всевышнего. Если же ты не сможешь ответить на наши вопросы – Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) не посланник Аллаhа и твоя религия неверная», – заявили они. Умар (радыйаллаhу анх) согласился, сказав, что готов ответить.

«Скажи нам, – начали они, – что является замком, который запирает небеса, и что является ключом к нему? И кому принадлежит могила, которая бродила с человеком, находившимся в ней?» Затем они спросили, кто предупредил об опасности свое племя, а это были не люди и не джинны. Также спросили о пятерых, которые появились на свет без родителей. «Скажи нам, каков смысл тасбихов птицы дурраж [Дурраж — турачи, рябчики.], петуха, лошади, лягушки, осла и жаворонка?» Когда иудеи перечислили эти вопросы по порядку, Умар (радыйаллаhу анх), опустив глаза, сказал: «Я не провинюсь, сказав, что не знаю, если мне зададут вопрос, ответ на который мне неведом, и нет позора, если я спрошу того, кто знает его». Обратите внимание на знания, разум и чистоту деяний ‘Умара (радыйаллаhу анх), машааллах,! Тот, кто будет стараться брать с него пример, никогда не пожалеет об этом. Да поможет Аллаh!

Даже если написать книгу об этом примере, она не даст полного разъяснения. Если и прочитает разъяснение тот, у кого сердце нездорово, пользы от этого ему будет не больше, чем мухе от камня.

Слова Умара (радыйаллаhу анх) иудеям не понравились, и они, огорчившись, собрались уйти обратно. «Этот ваш Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) не был Пророком, а Ислам не является истинной религией», – заявили они. Тогда Салман аль-Фариси (радыйаллаhу анх). вскочил и сказал иудеям, чтобы они набрались терпения, а сам помчался как ветер к сподвижнику ‘Али (радыйаллаhу анх). рассказать о том, что произошло между иудеями и ‘Умаром (радыйаллаhу анх).

‘Али (радыйаллаhу анх) спросил Салмана (радыйаллаhу анх), что случилось, и тот сказал, что нужно ответить на вопросы. ‘Али (радыйаллаhу анх) поспешил к иудеям, словно проголодавшийся, которого пригласили на трапезу. Увидев Хайдара (радыйаллаhу анх), Умар (радыйаллаhу анх) очень обрадовался, обнял его и с почтением сказал: «О Абу-ль-Хасан (радыйаллаhу анх), как же вовремя ты приходишь всегда!» ‘Али ибн Абу Талиб (радыйаллаhу анх) повернулся к иудеям и уверенно сказал, что готов ответить на любой вопрос. Они повторили ранее перечисленные вопросы, и он согласился ответить на них.

‘Али (радыйаллаhу анх) поставил перед ними условие, что они примут Ислам, если он ответит на их вопросы так, как об этом сказано в Таврате (Торе). Иудейские ученые согласились и дали слово принять Ислам. На том и договорились.

‘Али (радыйаллаhу анх) по порядку ответил на вопросы, чем очень удивил иудейских ученых. «Замок, запирающий небеса, – это ширк ( Ширк – 1. букв, многобожие, язычество; 2. придание Аллаhу сотоварища.), -сказал он, – поскольку он не позволяет мольбе мушрика ( Мушрик – многобожник, язычник.) подняться на небеса. Ключ, который отворяет небеса, – это произнесение шахады устами, признавая сердцем. Утверждение, что нет божества, кроме Аллаhа, и Мухаммад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) – Его Пророк, и есть ключ». Иудеи посмотрели друг на друга, приговаривая: «Этот юноша ответил верно». «Могила, путешествовавшая с человеком, – это кит, который с Йунусом (мир ему) в своей утробе побывал в семи морях», – продолжил ‘Али (радыйаллаhу анх). «Племя не людей и не джиннов предупредил об опасности муравей Сулаймана (мир ему)», – сказал он далее и прочитал Аят из Кур`ана. У иудеев не нашлось слов. Затем он перечислил тех пятерых, которые появились на свет без родителей: Адам (мир ему) и Хава, верблюд Салиха (мир ему), баран Ибрахдма (мир ему) трость Мусы (мир ему).

«Тасбих птицы дурраж – «Милостивый сотворил ‘Арш и подчинил его Своим могуществом», – продолжал ‘Али (радыйаллаhу анх). – Тасбих в пении петуха – «Поминайте Аллаhд, о вы, отвлеченные от Него». Ржание лошади правоверного, отправляющегося на джихад, – это мольба, смысл которой «О Аллаh, помоги рабам Твоим верующим победить неверующих». Рев осла означает, что сборщики налогов прокляты Всевышним, а ревет он при виде иблиса. Тасбих лягушки – «Пречист Господь, воистину достойный поклонения, которого восхваляют и в морской пучине»». И напоследок он объяснил смысл тасбиха жаворонка: эта птица произносит проклятие Всемогущего тем, кому ненавистна умма Мухаммада (салляллаhу’аляйhи ва саллям).

После этого двое из иудейских ученых признали истину и с радостью произнесли шахаду. А третий вскочил и заявил, что у него есть еще один вопрос. ‘Али (радыйаллаhу анх) сказал: «Спрашивай о чем хочешь». «Кто был оживлен после трехсот девяти лет смерти?» -спросил ахбар. «Это асхаб аль-кахфи, о которых Аллаh, поведал в Кур`ане», – ответил ‘Али (радыйаллаhу анх). Но иудей потребовал рассказать о них подробнее от начала до конца. И ‘Али (радыйаллаhу анх) рассказал, назвав их имена, имена их родителей, сообщил, что случилось у них с царем, ничего не пропустив. Затем ‘Али (радыйаллаhу анх) спросил иудея: «То, что я рассказал, соответствует ли приведенному в Таврате?» Тот ответил с заслуженной похвалой: «Ты не прибавил и не убавил ни одной буквы». В итоге тех троих иудеев Всевышний направил на путь истины.

Многие иудейские ученые, обманутые нафсом (Нафс – 1. чувственная (плотская) душа; 2. источник страстей и мирских желаний в человеке.), покинули этот мир в неверии, не признав Ахмада (салляллаhу’аляйhи ва саллям). Хвала Всевышнему, который не сделал нас упорствующими в неверии. О Аллаh,, спаси нас от завистников, которые, прикрываясь именем Ислама, толкают людей к неверию.

Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы!

Коротко расскажем об асхаб аль-кахфи, которых Всевышний упомянул в Кур`ане. Согласно версии Вахба, это были румы(Румы – здесь: древние римляне.). Город их назывался Афсус (Эфес), а после распространения Ислама он был переименован в Тартус. Их царь следовал религии Исы (мир ему) и всю свою жизнь провел в Исламе. О смерти его услышал один из царей персов по имени Дикянус. Он двинулся к Афсусу с хорошо обученным войском. Как сын прибирает к рукам владения отца, так и Дикянус овладел Афсусом. Обустраиваясь будто в своей вотчине, в течение тридцати лет он строил дворец с укреплениями в центре города.

Проклятый отрицал Всевышнего, поклонялся идолам и вознесся так, что не чуял под собой земли. Он очень старался отвратить и жителей Афсуса от религии Масиха (мир ему) Он приблизил к себе тех, кто подчинился ему, и предал смертным мукам тех, кто отказался следовать ему. Люди того города стали язычниками и начали поклоняться идолам Дикянуса. Он взял себе в советники шестерых юношей – говорят, это были сыновья ‘алимов. Дикянус не делал ничего, не посоветовавшись с ними.

Однажды, когда Дикянус сидел на своем троне, один из самых преданных ему людей сообщил, что их окружили войска персов, готовые напасть. Царь очень опечалился, погрузился в думы, золотая корона упала с его головы, и сам он не заметил, как упал с кресла. Он был совсем сбит с толку и выглядел растерявшимся глупцом. Йамлиха, главный среди советников, увидел замешательство царя, и в его сердце зародилось сомнение в Дикянусе, который утверждал, что он их бог.

«Если бы он был создателем, которому нет равных, у него не было бы признаков сотворенного», – подобные мысли кружили в голове Йамлихи, разочаровавшегося в царе, и не давали ему покоя. Он взглянул на землю, посмотрел на небо, подумал, кто же Творец всего сущего, и пришел к выводу, что Дикянус не может быть дарующим (раззак), который наделяет все живое на земле пропитанием. Наблюдая за движением Солнца и Луны и положением звезд, он убедился в том, что порядок их устанавливает другой царь, и сердце его выбрало Царя царей, которому народ не переставал поклоняться.

Среди тех шестерых юношей было принято каждый день собираться друг у друга по очереди. Когда очередь дошла до Йамлихи, все собрались у него. Юноши сидели в хорошем настроении, Йамлиха же не был похож на них, он с ними не ел и не радовался, охваченный мыслями о царе. Друзья, видя его опечаленным, забеспокоились и спросили, что с ним. Йамлиха поделился с ними и сказал, что он думает о Дикянусе. Когда он открыл им эту тайну, все стали целовать ему ноги. «Мы тоже были такого же мнения о нем», – обрадовались они.

Теперь они стали обдумывать, как им быть. «Мы сделаем как ты скажешь», – сказали они Йамлихе. Он предложил бежать, оставив царя, дабы искать Создателя. Согласившись с ним, они решили бежать и взяли сколько могли денег.

Они выехали из города верхом на лошадях, будто бы на прогулку. Оставив позади город Дикянуса, они выбрались в степь, отпустили лошадей, переоделись в старую одежду, сняв придворные наряды, и прошли босиком семь фарсахов ( Фарсах (фарсанг) – 1. арабская передача названия старинной персидской меры длины, колеблющейся в различных местностях и в разные эпохи от 5 до 9 км; 2. расстояние, которое можно пройти пешком за 1 час.). Подобно чистым рабам, отправляющимся к господину (саййиду), они приниженно и смиренно обратились к Всевышнему. По дороге они встретили чабана с отарой овец, подошли к нему и попросили воды. «У меня есть все, что хотите, – и вода и молоко», -предложил чабан юношам. «Выглядите вы как цари, но судя по тому, как пришли, вы похожи на беглецов», – добавил он и поспешил исполнить их просьбу.

Когда чабан стал расспрашивать их, юноши открылись ему: «Мы вступили в религию, которая запрещает лгать, и отправляемся к Всемогущему Создателю, оставив неверного царя». Чабану пришлись по душе эти юноши, которые выбрали Всевышнего, отвратившись от многобожия. Он признался, что был такого же мнения о Дикянусе. Чабан решил присоединиться к группе юношей и вернул отару хозяину.

Эти семеро стали друзьями и отправились в путь, за ними последовала и собака чабана. Они не хотели брать ее с собой, стали отпугивать, бросать в нее камни. Но как бы ни отгоняли, Китмир (так звали собаку) все равно последовал за ними. Их желания не совпадали. «Я хочу быть с вами из-за того, что вы полюбили Всевышнего. Я буду охранять вас», – заговорила собака, и они, видя ее решимость, взяли ее с собой. Собака выразила желание помогать им, охраняя от врагов, а также приблизиться к Всевышнему. Она произнесла свидетельство, признав, что Аллаh один.

Они двинулись в путь. Впереди проводником шел чабан, который хорошо знал те места. Прибыв к пещере Васид, расположенной на горе Наджилус, они остановились в ней. Здесь росли деревья со спелыми фруктами, рядом был источник чистой холодной воды. Юноши выпили воду, поели фрукты с деревьев, вошли в пещеру и расположились в ней. Китмир остался у входа в пещеру и лег там, вытянув лапы. В это время Всемогущий Аллаh, отправил к ним ангела смерти, который забрал у всех души. Чтобы не дать истлеть их телам, Всевышний приставил к каждому по два ангела и велел поворачивать их с боку на бок. Сказано, что посланцы Аллаhа выполняют это повеление и поворачивают асхаб аль-кахфи раз в год, согласно другой версии – два раза в год.

Тем временем Дикянус вернулся во дворец после праздника (по другой версии – с войны) и стал расспрашивать, где юноши. Ему ответили, что они оставили его религию, приняли другую и сбежали. Дикянус взял восемьдесят тысяч всадников и отправился искать беглецов. Расспрашивая по дороге тех, кто видел их, они пошли по следам и пришли к входу в пещеру на горе Наджилус. Проклятый Дикянус заглянул в пещеру и увидел шестерых своих визирей, спящих там. Юноши походили на заснувших от усталости чабанов. Хотя они были мертвы, дыхание их не остановилось. Они казались живыми, сказано, что даже глаза их не были закрыты.

Дикянус задумался, как их наказать, и решил замуровать их в пещере. Привели строителей, и те закрыли вход в пещеру крепкой стеной, которую невозможно было пробить. «Теперь выйдите, если можете», – с вызовом сказал Дикянус и вернулся домой. Сказание о Дикянусе на этом заканчивается.

После смерти Дикянуса его царство распалось. Прошло более трехсот лет, пришли другие времена, царем стал верующий, и возвысилась религия Исы (мир ему).

Однажды некий чабан, пасший овец на горе Наджилус, обнаружил пещеру, вход в которую был заложен. Шел дождь, и чабан подумал: «Хорошо бы загнать отару в пещеру, пока дождь не прекратится». Пока он разбирал вход в пещеру, Всемогущий вернул души в тела юношей. Чабан очень испугался, когда они поднялись, словно пробудившиеся после недолгого сна. Он выскочил из пещеры и бросился бежать, погоняя овец. Он был так напуган, что больше уже не мог приблизиться к этому месту.

Асхаб аль-кахфи поприветствовали друг друга. Им показалось, что они спали всего одну ночь. Они вышли, чтобы сделать омовение, и обнаружили, что источника нет и фруктовые деревья высохли. Это очень удивило их. Не понимая, что произошло, они пребывали в недоумении. Волосы их выросли до плеч, ногти на руках и ногах сильно отросли. Они и подумать не могли, что Создатель оживил их через века после смерти.

Неожиданная картина, представшая их взору, привела их в изумление. И тут они вспомнили про голод и стали думать, кого бы отправить в город за едой. Условились выбрать дозволенную шариатом еду, без свинины. Кроме того, следовало быть очень осторожными из-за того, что им грозила опасность со стороны царя. Йамлиха, отличавшийся умом и осторожностью, решил идти в город сам, сказав, что никто, кроме него, еды им не достанет.

Идя по нехоженым тропам, Йамлиха под видом чабана пришел к воротам города. У городских ворот реяло зеленое знамя, на котором ослепительно красивым почерком были написаны слова шахады «Ла илаха илла Ллах, Иса Рухуллах»’(«Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаhа, и Иса – Рухуллах»). Йамлиха протер глаза и посмотрел еще раз. «Не сон ли это? – засомневался он. – Нет, это не может быть сном». Он тайно пробрался в город и увидел там людей, читавших Евангелие, но не встретил ни одного знакомого лица. Дойдя до базара, он встретил пекаря и спросил его, как называется их город. «Афсус», – ответил пекарь. Йамлиха снова спросил, как зовут местного царя. «’Абдуррахман», – был ответ. «Если ты говоришь правду, то это чудо», – сказал Йамлиха, качая головой. Он вытащил из кармана дирхемы, протянул их пекарю и сказал: «Тогда дай мне хлеб на эти дирхемы».

Увидев деньги, пекарь изумился и заявил: «Ты нашел клад!» Угрожая Йамлихе, он поставил перед ним условие: «Поделись со мной, иначе я отведу тебя к царю». Тот ответил, что никакого клада не находил. И добавил, что, когда три дня назад он уходил из этого города, его жители поклонялись Дикянусу, почитая его как бога. Услышав это, пекарь очень разозлился. «Разве можно рассказывать эти сказки про Дикянуса, который жил триста лет назад, только чтобы не делиться кладом? Смеешься надо мной, что ли?» – стал кричать он. Шум привлек внимание людей, вокруг них собралось много народу, все стали спрашивать, что случилось. Решив, что Йамлиха нашел клад, они отвели его к царю.

Йамлиха предстал перед мудрым и справедливым царем Афсуса. Приближенные царя сообщили ему, что он нашел древний клад, зарытый в землю. Йамлиха впал в беспокойство из страха перед царем. Но тот успокоил испуганного Йамлиху и сказал, что заберет лишь пятую часть найденного, согласно велению Пророка Исы (мир ему). «Принеси мне пятую часть, а остальную оставь себе, и тебе больше ничего не грозит», – ласково сказал он. Йамлиха расстроенно ответил: «Я родом отсюда и не находил клад. Как же я отдам то, чего у меня нет?» Царь спросил его: «Ты отсюда?» «Да», – ответил тот. «А у тебя здесь есть знакомые?» -спросил царь, и Йамлиха ответил, что есть. «Назови их имена», -велел царь. Йамлиха назвал около тысячи имен, но среди них не оказалось ни одного, кого бы знали в окружении царя. «Это люди не нашего времени», – сказали они. Йамлиху спросили, есть ли у него дом в этом городе. Он ответил, что есть. «Если хотите увидеть, отправьте со мной человека», – уверенно добавил он. Царь выбрал нескольких человек и отправил их с Йамлихой.

Впереди шел Йамлиха, а за ним сопровождающая его группа людей. Они с трудом добрались до большого дворца, на который Йамлихе указал ангел Джабра’йл. Йамлиха остановился перед дворцом, оглядел его и сказал, что это и есть его дом. Его спутники вызвали хозяина дома и объяснили причину своего визита. Хозяином оказался какой-то старый человек. Когда ему сообщили, что Йамлиха назвался хозяином дома, старец сначала возмутился, а затем, задумавшись, спросил его имя. Йамлиха назвал свое имя, имя отца и свой род. Старик попросил повторить, и тот снова перечислил имена предков. Тогда старик обнял его и заплакал, причитая: «О мой дедушка!» Он сказал, что Йамлиха – один из тех, кто сбежал во времена Дикянуса, отказавшись повиноваться ему.

Это удивительное известие распространилось по всему городу. Йамлихе устроили радостную встречу. Царь сошел с коня и от радости посадил Йамлиху себе на плечи, как ребенка. И стар и млад окружили его и стали целовать ему руки и ноги. Все в один голос просили его рассказать о том, как сложилась судьба остальных. Йамлиха рассказал о своих друзьях и о том, что они остались в пещере на горе Наджилус. Горожан удивил этот рассказ, ведь никто ранее не слышал о подобном, и все захотели увидеть остальных.

Жители города по вероисповеданию были разделены на две общины. Правители обеих общин со своими подданными двинулись за Йамлихой к пещере. Когда они приблизились к пещере, Йамлиха разумно предложил царям: «Я войду в пещеру один. Подождите здесь, пока я не вернусь. Если не предупредить их, они могут подумать, что пришел Дикянус со своим войском. Я объясню им все как есть, сообщу радостную весть, а затем встретимся», – сказал он, и те согласились.

В пещеру зашел один Йамлиха. Когда он вошел, все очень обрадовались, встали, обняли и поцеловали его. Они вознесли хвалу Всевышнему за то, что Йамлихе удалось спастись от Дикянуса и вернуться. Но Йамлиха сказал: «Вы не спрашивайте меня о Дикянусе. Лучше скажите, сколько времени вы пробыли в пещере?» «Мы пробыли здесь день или половину дня», – ответили друзья. «Нет, – сказал Йамлиха, – здесь мы были триста девять лет». И он рассказал о том, что с ним случилось: «Прошли века, Дикянус умер, люди уверовали в Создателя, их верующий царь следует религии Исы (мир ему). Они пришли сюда, желая увидеть вас».

Хотя Йамлиха и рассказал им все это, юноши не согласились встретиться с ними. Они решили, что лучше остаться здесь, в том же состоянии, в каком они были доселе, и вместе попросили Всемогущего о смерти. Создатель отправил ангела смерти с повелением всех умертвить, и они легли на землю. Всевышний закрыл вход в пещеру и укрыл его от глаз, сделав неузнаваемым весь облик этого места. Оба царя ходили вокруг семь дней, но, как ни старались, не смогли найти вход в пещеру, закрывшийся могуществом Всевышнего. Они убедились в том, что это сделано в назидание людям, и потеряли надежду увидеть юношей.

Между обоими царями разгорелся спор, каждый преследовал свои цели. Царь правоверных предлагал построить у входа в пещеру мечеть, а другие настаивали на строительстве своего храма. Они не смогли прийти к согласию и из-за этого стали биться друг с другом. Победил царь правоверных, и у входа в пещеру была построена мечеть. Эта история упоминается в Кур`ане.

Есть различные версии этих событий. Одну из версий мы привели выше. Согласно другой версии, когда Йамлиха задержался в пещере, царь правоверных зашел вслед за ним, чтобы узнать, что произошло. Обнаружив, что все асхаб аль-кахфи мертвы, он поцеловал им ноги и вышел, охваченный благоговением, попросив их заступничества и благодати. Он велел своим людям сделать каждому из них гроб из золота и серебра. В ту же ночь царь увидел тех юношей во сне, они выразили царю свое недовольство этим замыслом. Они отказались от гроба, сказав: «Мы сотворены не из золота и серебра, а из земли, оставь нас на земле». Царь правоверных выполнил желание асхаб аль-кахфи, оставив их на земле, и замуровал вход в пещеру. Как и в первой версии, спор о том, какой храм построить у пещеры, перерос в

сражение, победу в котором одержал царь правоверных, и на этом месте построили мечеть.

Человеку не даны Всевышним такие силы и способности, чтобы он мог открыть вход в эту пещеру. Асхаб аль-кахфи по сей день находятся в ней, об этом говорится и в Аятах Кур`ана. А когда придет имам Махди, Аллаh сделает их его пособниками. Счастлив тот, кто увидит это. Да сделает Аллаh нас из таковых.

Поскольку в Кур`ане упоминалось об этих асхаб аль-кахфи, Расулуллах (салляллаhу’аляйhи ва саллям) захотел увидеть их и попросил Всевышнего дать ему возможность посмотреть на них. «На этом свете ты их не увидишь», – был однозначный ответ. Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) был дан совет отправить к ним четырех сподвижников, чтобы донести до них весть о своем посланничестве. Джабра’йл (мир ему) научил Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям), как это сделать: «Расстели на полу свой халат, расставь сподвижников по углам и призови ветер. Всевышний подчинил тебе ветер, как Пророку Сулайману (мир ему). Джабра’йл (мир ему) подсказал ему отправить Абу Бакра (радыйаллаhу анх), Умара (радыйаллаhу анх),’ ‘Али-асхаба (радыйаллаhу анх), Абузара (радыйаллаhу анх). Когда халат был расстелен и они встали на него, по велению Taxa (салляллаhу’аляйhи ва саллям) поднялся ветер, доставивший халат в Наджилус, подобно облаку.

Прибыв к входу в пещеру, они осмотрели стену, вынули из нее камень и заглянули внутрь. Собака заметила их, вскочила и начала лАять, как бы не пуская посторонних. Но узнав, что гости посланы Пророком (салляллаhу’аляйhи ва саллям), Китмир завилял хвостом и положил голову на лапы, словно приглашая их войти. Они вошли в пещеру, подошли ближе, поприветствовали всех словами «Ас-саламу алайкум». Всевышний вселил души в тела юношей, и они словно пробудились от сна, сели и ответили на приветствие. Гости передали им приветствие Расула (салляллаhу’аляйhи ва саллям). «Да приветствует Аллаh, Расула (салляллаhу’аляйhи ва саллям), отправившего приветствие, и вас, передавших его, до тех пор, пока существует мир», – ответили асхаб аль-кахфи. Они устроили хорошую встречу, посидели вместе и провели время в приятной беседе. Юноши признали Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям), приняли Ислам и попросили передать Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) салам от них. Затем асхаб аль-кахфи легли на землю, как и прежде, и по велению Всевышнего ангел забрал их души. А сподвижники вышли из пещеры, закрыли вход как было, и ветер доставил их обратно.

Когда они прибыли к Хабйбу (салляллаhу’аляйhи ва саллям), он стал расспрашивать, как все было. Те подробно рассказали обо всем и сообщили, что пе редали им послание Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям). «Они приняли Ислам, уверовала в тебя и обрадовались, когда узнали, что мы посланы тобой. Они вознесли премногую хвалу Милостивому и передали тебе салам», – сказали сподвижники. Услышав их ответ, Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) очень обрадовался и попросил Всевышнего, чтобы Он смилостивился над теми, кто любит его, его семью, сподвижников и общину.

Сказано, что когда объявится Махди- Абу-ль-Касим Мухаммад, он придет к асхаб аль-кахфи, и Всемогущий оживит их, чтобы они могли ответить на его приветствие. Согласно одной версии, после оживления они снова умрут. По другой же версии – не умрут, а станут помощниками Махди. Обе эти версии приводятся в сказаниях. Никто не знает лучше Милостивого Аллаhа.

Тот, кто будет размышлять над историей асхаб аль-кахфи, найдет в ней много полезных знаний. Но одних знаний недостаточно, нужно еще и следовать им. Да сделает нас Аллаh, из тех, кто следует своим знаниям. Амин! Амин! Амин.’ О Отвечающий на мольбы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *