13.12.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

СКАЗАНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ МАРЬЯМ И ИСЫ (МИР ЕМУ) В МИСР И ОБ ИХ ВОЗВРАЩЕНИИ

У бану исраилов был царь Хардус, подчиненный Византийскому царю Кайсарю (Кесарю). Ему не понравились чудеса, явленные Исой (мир ему) еще в раннем возрасте. Посмотрев на звезду, знаменовавшую его рождение, звездочеты решили, что от Исы (мир ему) грозит опасность, и, чтобы избавиться от него, исраильский царь принял твердое решение: убить Ису (мир ему) Рухуллаха. Всемогущий через откровение внушил Юсуфу-плотнику намерение Хардуса и подсказал, чтобы Марьям с Исой (мир ему) ушли в Миср и вернулись только после смерти Хардуса. Юсуф пошел с ними, и остановились они в Мисре. Они собирали колосья, продавали пряжу и вели хозяйство, как подсказывал им Господь. Как только Иса (мир ему) начал делать первые шаги, его отдали к учителю на воспитание. Учитель научил его «Бис-милле», затем стал учить его алфавиту. Иса (мир ему) спросил его, знает ли он сам алфавит. Воспитатель рассердился и хотел ударить его палкой. «Не бей, если не знаешь, спроси меня», – сказал Иса (мир ему). «Если знаешь, давай толкуй его», – дал ему слово учитель. Иса (мир ему) все подробно растолковал, и учитель отправил его домой, сказав, что он не нуждается в учителе.

Когда Рухулла играл с детьми, он рассказывал им о еде, которую готовят у них дома. Придя домой, они говорили родителям, что те приготовили, и родители удивлялись, как дети могли узнать об этом. Они объясняли, что об этом рассказал Иса (мир ему). Тогда родители стали запрещать им приближаться к нему, сказав, что он – колдун, и перестали выпускать их из дома. Чтобы уберечь от колдовства Исы (мир ему), детей собрали в одной комнате и закрыли их там. Когда Иса (мир ему) пришел за ними, ему сказали, что их нет. И этой ложью хотели избавиться от него. Иса (мир ему) спросил: «А кто же в комнате?» Над ним начали смеяться, отговариваясь, что там свиньи. Иса (мир ему) сказал, что они и станут такими. И, как он и сказал, комнату нашли полную свиней.

Пробыв в Мисре двенадцать лет, Марьям получила разрешение вернуться, когда Господь через откровение сообщил ей о том, что Хардус умер. Покинув Миср, они отправились в Шам. По дороге остановились в деревне Насират (Назарея). Исходя из этого названия, жителей деревни называли насиратянами, и они стали известны под этим именем.

После тридцати лет ему было ниспослано пророчество. Когда Всевышний откровением предписал ему призывать народ к единобожию, он начал проповедовать. Люди стали следовать за ним, их количество увеличивалось, многих он исцелял мольбой с условием, что после исцеления они примут истинную веру. Так начала расти людская любовь к нему. Стали известны многие его чудеса, творимые им и в детстве, и в зрелых годах. Многих безнадежных исцелил, многих умерших оживил он мольбой. Был случай, когда он подозвал оленя, его зарезали, зажарили, съели, потом он сказал: «Встань, с позволения Аллаhа». Олень ожил встал и убежал на волю.

Слепые от рождения прозревали по его мольбе, он ходил по воде, не промочив при этом ноги. Он говорил людям, что они дома ели и пили, и что у них имеется в запасе. Из глины делал птицу, дул на нее, и она оживала, превращаясь в самое удивительное животное – летучую мышь. Таких чудес у него было бесчисленное множество. Это не выдуманные сказки, об этом свидетельствует Каламулла (речь Аллаhа) – Кур`ан.

Дорогие мусульмане, пусть снизойдет на вас милость Всевышнего, дело тут вот в чем. Как перевести слова «инни ахлакъу лакум», каков будет их буквальный смысл, без толкований? Если перевести их как «Я сотворю для вас», это будет неверно. Ведь нельзя же приписывать такой атрибут, присущий Творцу, сотворенному. Не лучше ли по тафсирам (толкованиям) перевести тот смысл, который можно перевести? Там вы найдете, что «ахлакъу лакум» означает «усаввиру», т.е. «изваяю». Ведь о том, что Иса (мир ему) так сказал своему народу, нам поведал Аллаh. Разве скажет Аллаh что-нибудь без пользы для людей?! Если меня спросите, не сказал ли Иса (мир ему) «Би изнилла» (с позволения Аллаhа), я скажу, что это так и есть. И ты покажи того, кто, не сказав «Би изнилла», утверждал, что он – Творец. Поскольку многие используют Аят из Кур`ана «ва ла тад’у» («Вы не взывайте к другим») для отрицания тавассула (посредничества), нельзя ли мне рассказать этим «ученым» причины его ниспослания, раз они ослепли?

Однажды многобожники обратились к Хабибу с дурными словами: «Год поклоняйся нашему божеству, и мы будем год поклоняться твоему Господу». Они сильно старались присоединить к служению Аллаhу и своих идолов. Они уговаривали его разделить время пополам и поровну служить обоим. Всевышный, отвергая эти слова, ниспослал Аят: «Ла тад’у ма’аЛлах» («Не поклоняйся другому наряду с Аллаhом»). Хотя эти слова Творца были обращены к Пророку (солляллаhу’аляйхи ва саллям), они касались всей уммы.

Теперь посмотрите же, братья, есть ли тут что-либо, отвергающее тавассул! И какая же беда настигла их, чтобы так искажать смысл Кур`ана?

Когда Пророку (солляллаhу’аляйхи ва саллям) ниспослали Аят, чтобы он предостерег свою родню от мук, он поднялся на гору Сафа и собрал курайшитов, и довел повеление Милосердного до них. Он назвал каждого по имени и предупредил их, что если они останутся язычниками, то в Судный день от него не будет им заступничества. Можно ли, основываясь на этом Аяте, сказать, что для уммы вообще не будет заступничества? А что они скажут про Хадис, в котором говорится, что он будет заступником для совершивших большие грехи, ведь Кур`ан повествует и о том, что заступаться будут получившие разрешение от Аллаhа. А кто говорит, что без позволения Всевышнего оказывают заступничество? А что, разве нет никого, кто мог бы получить от Аллаhа такое разрешение? Посмотрите же на Аяты, где на них указывается как исключение.

Видите, насколько обстоятельно Всевышний в разных местах говорит о шафа’ате (заступничестве)? Есть ли место в Кур`ане, где говорится, что заступничество запрещено Аллаhом? Если есть такое, приведите хоть один Аят.

Но для ишфа’ата есть одно условие, – люди ширка (язычники) его не получат. И еще истинно то, что мусульмане не помогут неверным (куфр). Также неверные не смогут сделать на ‘Арасате шафа’ат друг другу. Про их идолов что вообще говорить, ведь они будут топливом для адского огня. Если есть мусульманин без лицемерия, пусть сравнит Аяты Кур`ана с тафсирами (толкованиями). Если кто не хочет ошибаться в вере, пусть не тянет смысл Кур`ана, куда сам пожелает. Сколько бы ни тянули, ни мерили, отмеренный лоскут ткани невозможно увеличить. Мы не сможем победить, соревнуясь с толкователями, которых Аллаh одарил способностью толковать Кур`ан.

Смотрите, Зу-ль-Карнайну (мир ему), владевшему всей землей, могущество и сила которого были распространены везде, пришлось просить людей о помощи, говоря «Фа а’инуни!» («Помогите мне!»). Об этом ведь сказано в Кур`ане. Ведь Всевышний Сам ниспослал этот Аят, и в нем, несомненно, должна же быть какая-нибудь польза? За то, что, оставив Его, Зу-ль-Карнайн (мир ему) обратился за помощью к народу, упрекнет ли его Аллаh? Ведь для того, чтобы это было нам хорошим примером, рассказал нам об этом Господь! Может быть, ты скажешь, что он просил мирское. А что, Творец, разрешивший просить мирское, разве запретил просить то, что в Ахирате? Если это так, то почему ученик в поисках науки может идти к учителю? Больному – врач, неучу – ученый, бедному – богатый – ведь все сделано поводом, средством.

Можно ли сравнить с живым человеком безжизненных идолов, сделанных из глины, железа и меди? Что же говорить тому, кто не видит разницы между людьми и идолами?

Теперь вернемся к Пророку Исе (мир ему) и к его чистым последователям, которых было двенадцать человек. Он доверял им, и они ему помогали. В переданном от ибн Аббаса рассказе о них говорится так. Однажды в пути Иса (мир ему) зашел к ним и спросил, чем они занимаются. Они ответили, что они рыбаки и ловят рыбу. «Идемте со мной ловить людей», – предложил им Иса (мир ему). «Как это, ловить людей?» – спросили они его. «Мы будем призывать людей к Аллаhу», – ответил Иса (мир ему). Они расспросили его, кто он. «Я – раб Аллаhа и сын Марьям Иса», -ответил он. «А после тебя будет ли послан Пророк, возвеличенный, чем ты?» – спросили они. «Да, – ответил он. Пророк из арабов будет после меня». И описал им все превосходства Ахмада. Тотчас же все раскаялись и твердо уверовали в его пророчество. Они являются сподвижниками Исы (мир ему), которые в Кур`ане названы хавариюнами (апостолами).

О том, как они пришли к Единобожию, есть разные предания. В одном говорится так: один из царей устроил пышный стол и пригласил гостей. Среди приглашенных был и Рухулла. Перед каждым гостем положили по тарелке. Все гости, поев, опустошили тарелки, а в тарелке Исы (мир ему), несмотря на то, что он поел, еды нисколько не убавилось. Царь спросил, кто он такой. «Я Иса, сын Марьям», – ответил он. Царь сказал, что он пойдет с ним, и попрощался с роскошным троном и царством. Вместе с ним количество уверовавших в Ису (мир ему) достигло двенадцати. Они были его апостолами, как говорится в предании.

У Исы (мир ему) не было ни семьи, ни хозяйства, он не пользовался хоть малейшими мирскими наслаждениями. Не заботился он ни о доме, ни о хозяйстве, постоянно был в пути со своими последователями. В дороге, проголодавшись, хавариюны просили у него еду и питье, и в любом месте из земли выходили по две лепешки на каждого и вода, это происходило после мольбы Исы (мир ему), когда он ударял по земле рукой.

Все происходит по воле Всемогущего, который делает так, чтобы причины и поводы соответствовали Его воле. И они, так получавшие при голоде – пищу, при жажде – воду, спросили Ису (мир ему), есть ли кто-нибудь достойнее их. «Честно зарабатывающие себе на пропитание достойнее», – сказал Иса (мир ему). После этого они стали добывать пропитание своими руками, в поте лица делая ту работу, которую избрали себе.

Как-то раз, будучи в пути, Иса (мир ему) с матерью остановились в одном селении. Один исраильтянин пригласил их в гости и хорошо их принял, чем они остались довольны. Однажды хозяин дома вернулся домой печальным. Марьям спросила его жену, что с ним произошло. Она махнула рукой, сказав: «И не спрашивай!», и Марьям поняла, что они находятся в тягостных раздумьях. Марьям еще раз попросила рассказать о том, что случилось, и добавила, что попросит сына, чтобы он помог им. Увидев, что Марьям искренне хочет им помочь, они рассказали, что с ними случилось. Оказывается, у них был царь-тиран, который мучил тех, кто ему не подчинялся. Каждый день его вместе с его свитой надо было кому-то приглашать к себе домой. А муж с женой опечалились, потому что приближалась их очередь приглашать царя, а они не имели на это средств. Это опечалило и Марьям, и она сказала Исе (мир ему), что им нужно помочь. «Если я помогу им, то будет плохо», – ответил Иса (мир ему), не соглашаясь с матерью. «Что будет, то будет, сделай что можешь», – настаивала мать на своем. Он не смог отказать матери и не смог оставить хозяев дома без помощи. На всякий случай он сказал, чтобы они приготовили кувшины для вина и котлы для еды, и заполнили их водой. Они сделали так, как сказал им Иса (мир ему).

Царь вместе со свитой прибыл к ним, будто за своим долгом. Сосуды оказались полные вином, котлы – супом и вокруг было столько всего, что можно было даже сглазить. Принесли вино, поставили суп и начали пировать, словно на свадьбе. Царь заметил, что такого вина он никогда не пил и поинтересовался, откуда они его достали. Чтобы скрыть Ису (мир ему), они назвали какое-то место. Но царь сказал, что оттуда вино получал и он, но его вино не такое. Он начал угрожать им и выпытывать, откуда это вино. И, боясь наказаний безжалостного царя, они рассказали ему, что вино получилось из чистой воды по мольбе Исы (мир ему).

Напировавшись, царь вернулся домой. Дома он обнаружил траур из-за смерти своего единственного сына и наследника. Глубокая печаль охватила его. Он вызвал Ису (мир ему) и спросил,сможет ли с помощью Аллаhа оживить его сына. Иса (мир ему) ответил, что если он оживит его, то царю будет плохо. «Что угодно вытерплю, лишь бы увидеть живого сына», – опять взмолился царь. Иса (мир ему) поставил условие перед царем: если по его мольбе воскреснет сын, царь отпустить его (Ису (мир ему)) в любое место без помех. Царь дал ему слово. Иса (мир ему) попросил Аллаhа, и тотчас же мертвый сын царя воскрес. Как только он ожил, Рухулла покинул их землю. Народ особо не печалился из-за смерти сына царя, даже радовались тому, что жизнь его оказалась такой короткой. А когда он ожил, радость их обратилась в гнев, и люди накинулись на царя. «Хватит, что издевался над нами до старости. Теперь хочешь, чтобы и сын издевался над нами?!» -говорили они. Народ, который столько терпел, не вынес воскрешения его умершего сына. Люди разделились на две группы и начали проливать кровь из-за отца и сына. Царь, который не понял намека Исы (мир ему), попал в смуту, от которой голова шла кругом. Не принявший доброго совета не должен жаловаться после того, как попал в западню. Кто не сумел отблагодарить давшего полезный совет, пусть потом не говорит: «Ой!»

В пути Иса (мир ему) остановился в одном городе. Он открыл апостолам тайну, что в городе есть клад и спросил, кто из них пойдет в город за кладом. Они сказали, что чужой, вошедший в этот город, живым оттуда не возвращается. Оставив их ждать, Рухулла сам отправился в город за кладом. Там он подошел к одному дому, поприветствовал хозяев и попросил разрешения войти, представившись гостем. Выглянула старушка и дала ему понять, что гостей принимать не может. Видно было, что она боится царя. Иса (мир ему) не знал, что делать, но тут подошел ее сын. Он попросил сына разрешить ему переночевать, но сын сказал то же, что и мать. Снова Иса (мир ему) попросил разрешения переночевать, обещав за это женить его на дочери царя. Тот человек с удивлением посмотрел на него и сказал: «Наверное, ты дурной, или ты – сын Марьям». «Я – сын Марьям», – ответил Иса (мир ему). Его впустили в дом и хорошо приняли. Утром Иса (мир ему) послал его просить руки дочери царя.

Тощий, словно палка, сынок бедной старушки, как важная персона, стал перед царем и, словно был ему ровня, сказал прямо, что он пришел просить руки его дочери. От злости царь чуть рассудок не потерял, и приказал избить его, насколько сил хватит. Иса (мир ему) предупреждал его, прежде чем он отправился туда, что его будут так бить. И во второй день, словно сын короля, он предстал перед царем, опять его избили, но не так сильно. Вновь Иса (мир ему) говорил ему, что так случится. На третий день тоже приготовился сын, словно лев, предстать перед царем. В этот раз Иса (мир ему) сказал, что будет положительный результат, и предупредил его, чтобы он соглашался на любые условия. Когда в третий раз он пришел, царь чуть смягчился и решил остановить его, поставив перед ним невыполнимые условия. «Если ты владеешь роскошной крепостью из золота и серебра, где все убранство – из драгоценностей: хризолита, золота и серебра, я выдам за тебя дочь и сделаю тебя сыном», – сказал царь. Юноша принял условие царя и твердо сказал, что у него есть такая крепость и добавил, чтобы он отправил человека посмотреть его крепость. У царя не осталось другого выхода, кроме как согласиться с ним и послать туда группу людей. Они нашли такую крепость, какую он описал и, вернувшись, передали это царю. Юноша же забрал царевну к себе домой.

Он был поражен чудесами Исы (мир ему). «О Рухулла, почему, творя такие чудеса, ты ведешь жизнь в такой нужде?» – спросил юноша. Иса (мир ему) ответил словами, которых достаточно для того, чтобы образумить умного: «Я предпочел вечный Ахират тленному и преходящему мирскому. Имея возможность жить в роскоши, лучше жить в нужде». Словно удар плетью, которого достаточно хорошему коню, одно наставление Исы (мир ему) изменило состояние юноши. Он решил, что не будет жить в крепости из золота и серебра с царской дочерью. «Мне не нужен этот тленный мир, возьми меня с собой», – попросил он Ису (мир ему). Оставив крепость из золота и серебра царской дочери, он пошел с Исой (мир ему) из города. Подойдя к спутникам, оставленным на краю города, Иса (мир ему) сказал им, указывая на юношу: «Вот тот клад» и поведал им благую весть о том, что отдаление одного человека от ширка (многобожия) является большим кладом для верующих. Предпочтение Ахирата мирскому является признаком искреннего раскаяния. Если в раскаянии сердце и язык едины, то человек оставляет даже привычное поведение. Если разум победит невежество, то остальное дается легко. Посмотрите же, как одно слово Исы (мир ему) повлияло на него, оттого что разум его был совершенен. Подумайте, есть ли подобный человек хотя бы один среди тысячи?

В другой раз повстречавшийся иудей стал его спутником. У спутника было две лепешки, а у Исы (мир ему) только одна. Ру-хулла предложил объединить еду, и они положили их вместе, получилось три лепешки, тогда и выяснилось, что у Исы (мир ему) была только одна лепешка. Иудей переживал, что его две лепешки пришлось положить вместе с одной лепешкой Исы (мир ему) и, когда он молился, иудей взял и съел одну лепешку. После молитвы оба сели поесть. Увидев, что лепешек осталось только две, Иса (мир ему) осторожно спросил, где одна лепешка. Иудей упорно стал утверждать, что у него была только одна лепешка. Спутники, поев лепешки, двинулись в путь.

В пути они повстречали слепого. Иса (мир ему) спросил его, будет ли он благодарен, если он вернет ему зрение своей мольбой. Слепой обрадовался и тотчас согласился. Он провел по его глазам, и слепой прозрел, так что мог продеть нитку в иголку. Опять Иса (мир ему) спросил иудея про третью лепешку и сказал: «Ради этого чуда, свидетелем которого ты стал, расскажи, куда делась одна лепешка?» Иудей произнес ложную клятву, что у него была только одна лепешка. Иса (мир ему) ничего не сказал ему, и оба молча двинулись в путь.

Они нашли одного парализованного. Иса (мир ему) спросил, если он мольбой вылечит его, воздаст ли он благодарность Создателю. Он тоже обрадовался и с радостью сказал, что поблагодарит Аллаhа. Рухулла начал просить Аллаhа, и тотчас болезнь ушла, он, здоровый, как жеребец, встал на ноги. Иудей растерялся и сказал, что не видел подобных чудес. Опять Иса (мир ему) сказал: «Ради этих чудес скажи, куда делась лепешка?» Опять иудей поклялся именем Аллаhа, что у него была только одна лепешка. Опять Иса (мир ему) ничего не сказал, сделал вид, что ничего не знает, и они пошли дальше.

В пути они нашли реку, на которой не было ни моста, ни лодки для переправы. Иса (мир ему) сказал иудею, чтобы он ставил ногу туда, куда поставит Иса (мир ему). Он сделал так, и шел, держась за пояс Исы (мир ему), и оба, как канатоходцы, перешли на другую сторону. На другом берегу Иса (мир ему) опять спросил его про лепешку. Опять он поклялся, что у него была только одна лепешка. Опять пошли дальше по равнине. Там он подозвал оленя и зарезал его. Оба были голодны. Пожарили мясо, поели, собрали кости, затем Иса (мир ему) ударил тростью по ним и сказал: «Встань с позволения Аллаhа». Олень встал и пошел туда, откуда пришел. «Субханалла!» – воскликнул удивленный иудей. «Ради чудес, которые поразили тебя, скажи, куда делась та лепешка?» – спросил опять Иса (мир ему). Опять он поразил Ису (мир ему), настаивая, что у него была только одна лепешка. И вновь, как закадычные друзья, оба вышли в путь.

В пути они встретили человека, пасшего корову с теленком. Иса (мир ему) крикнул ему, чтобы отдал им теленка. Пастух ответил, чтобы отправил за ним иудея, он привел теленка, и они его зарезали. Пожарили мясо и втроем поели его, опять кости собрали на шкуре и Иса (мир ему) произнес: «Встань, именем Аллаhа!», – и ударил по ним посохом. Теленок встал и замычал. «Спасибо тебе, возьми своего теленка», – сказал Иса (мир ему) пастуху. Тот растерялся и спросил, кто он. «Я – Иса, сын Марьям», —

ответил он. «Это, наверно, колдовство», – сказал тот и убежал, испугавшись. Опять Иса (мир ему) сказал: «Ради этого чуда скажи, сколько лепешек было у тебя». И опять, как и раньше, упорствовал иудей, что у него была только одна лепешка.

Они пошли дальше, и вскоре пришли в одно селение. Иудей взял чудо-посох Исы (мир ему) и ушел от него. «Я теперь буду исцелять больных и оживлять умерших», – сказал он и, глупец, пошел отдельно. Надеясь на посох, начал призывом собирать больных. Так он дошел до царских ворот, и там он узнал, что царь болен. «Скорее ведите меня к царю, я исцелю его», – сказал он. Ему сказали, что до него царя пытались вылечить многие большие лекари, но безрезультатно. Он не послушался их и, надеясь на посох, начал уверять: «Не только больных лечу, я даже мертвых оживляю». Поверив ему, царь, бывший при смерти, разрешил привести его. Войдя, он с размаху ударил его посохом, от чего царь тут же скончался. И по мертвому телу, как по барабану, прошелся он посохом со словами: «Встань, с позволения Аллаhа». Но он не смог вернуть обратно отнятую душу. Его, как убийцу хана, повели на казнь с завязанными руками. Узнав об этом, Иса (мир ему) бросился спасать товарища. Люди готовили виселицу, но Иса (мир тему) сказал им, чтобы они немного подождали. И спросил, отпустят ли они его товарища, если он оживит их хана. Они дали такое обещание. От мольбы Исы (мир ему) хан ожил.

Когда иудей спасся от смерти, то сказал: «Нет человека дороже, чем он». Именем Аллаhа поклялся, что до конца жизни не отделится от него. Опять Иса (мир ему) попросил его ради всех чудес сказать, сколько было у него лепешек. Опять упорствовал он в том, что у него была только одна лепешка. Иса (мир ему) махнул рукой, и опять они продолжили путь.

Вскоре они нашли развалины одного большого селения. Там они наткнулись на древний клад, который разрыли дикие звери, это были три золотых кирпича. Рухулла начал делить кирпичи и сразу выделил один тому, кто съел ту лепешку. У ненасытного иудея возникло страстное желание овладеть им. Хотя было трудно, безо всякого стыда он признался, что съел третью лепешку. Иса (мир ему) сказал, что он получит доли всех троих, отошел подальше, и стал наблюдать за тем, как радуется кладу иудей.

Иса (мир ему) сказал ему, что есть люди, которым предписана гибель из-за этого клада, и велел, чтобы он оставил его. Иудею очень не хотелось оставлять клад, который достался ценой собственного стыда и совести. Он разрывался надвое: с одной стороны, не хотел оставлять клад, с другой стороны, не мог ослушаться Ису (мир ему). Рухулла ушел оттуда, забрав иудея с собой, хотя сердцем тот остался с золотом.

Скоро на этот клад наткнулись трое путников, и три золотых кирпича достались им. Тут двое из них сговорились отправить третьего за едой, поскольку очень проголодались. Они решили убить его сразу, как только вернется, и поделить золото между собой. А третий же думал над тем, как бы избавиться от тех двоих, и решил отравить их, добавив в еду яд. Оба убили его, как только он вернулся, и накинулись на еду, которую он принес. Закончив есть, оба скончались. На обратном пути Иса (мир ему) с иудеем проходили мимо того места, и, показав на мертвецов и золото, Иса (мир ему) сказал: «Вот он, пример мирского». Иса (мир ему) попросил Аллаhа оживить этих троих, после чего они, стыдясь друг друга, оставив клад, ушли своей дорогой. И после всего этого иудей снова стал просить Ису (мир ему) оставить ему клад. Иса (мир ему) ему ответил: «Возьми. Это все, чего ты достиг на этом и на том свете». Как только он приблизился к золотым кирпичам, его поглотила земля, и больше он не показывался на ее поверхности.

Прочитав это, умный поймет, что это проповедь, и толковать ее нет необходимости. А на глупого же ничто не подействует. О Аллаh, не сделай нас из числа таковых. Если череп назвать головой, то никто не будет безголовым. Оценку же голове дают по разуму; умный знает, что мирское – это не его. А на чужое он не посмотрит и отдалится от него по мере возможности. И этим он достигнет низшего уровня зухда (отрешения мирского).

Как гласит Хадис, «любовь к мирскому — голова всего плохого»; все плохие деяния в этом. Любовь к мирскому тянет человека к коварству и обману, к оставлению стыда и совести, к оставлению границ халала и харама (дозволенного и запретного), повелений и предостережений. Если даже с помощью хорошей памяти человек постигнет много наук, то, не имея разума, он впадет в заблуждение. Заблудившийся не достигнет цели. Малые знания того, кого наставит Создатель, обогатят деяния. И малое дерево знаний, плодоносящее деяниями, займет место большого.

По просьбе хавариюнов с неба стал ниспосылаться маидат (накрытый стол, поднос с едой). Про то, как он ниспосылался, много версий в книгах от руватов (передатчики).

По версии ибн Аббаса, приведенной в «’Араисе», когда требования бану исраилов увеличились, Иса (мир ему) ответил им и научил их, как поступить. «Если поститься тридцать дней, то Создатель ответит вам на любую мольбу», – сказал он. После поста они обратились к Исе (мир ему) со словами: «Когда мы выполняем для кого-то какую-либо работу, хозяин дает им пищу. Мы послушались тебя, претерпев голод и жажду, постились, попроси же Аллаhа ниспослать нам с неба маидат». Иса (мир ему) просил Аллаhа ниспослать им маидат. Аллаh внял его мольбе, и Его могуществом маидат поставили перед каждым из них. О путях ниспослания передано по-разному. Одни говорят, что их спускали ангелы, другие, что они опускались между двумя облаками. Аллаh же знает лучше. О том, что там было, тоже много толков. Согласно одному преданию, это была рыба, которая вобрала в себя вкус всех продуктов. Другие передают, что это были райские плоды, которые ниспосылались утром и вечером в любом месте. Если даже их ели толпы людей, еда не заканчивалась, а,наоборот, ее становилось больше и больше.

Есть предание от Вахба, согласно которому это была лепешка из ячменной муки с рыбой, которая по благодати Господа от употребления только увеличивалась. От Пророка (солляллаhу’аляйхи ва саллям) ‘Аммар передал, что это были хлеб и мясо. От Мукатила и Килаба пришло предание, гласящее, что, когда Иса (мир ему) попросил Аллаhа о маидате, Он поставил перед ним условие о наказании тех, кто после маидата не уверует. Все бану исраилы согласились с этим условием. Иса (мир ему) подозвал главу хавариюнов Шам’уна и спросил, есть ли у него остатки пищи. У него нашлись шесть лепешек и две маленькие рыбы. Иса (мир ему) измельчил все это, позвал исраилов и посадил их группами по десять человек. После этого он встал и попросил Аллаhа; Аллаh ответил ему, из каждого малого куска образовалась большая лепешка и рыба, за это он воздал Аллаhу хвалу, и раздал это всем. И сказал им, чтобы приступили к еде с произношением «Бисмилла», и они так начали есть. От употребления пищи меньше не становилась, наоборот, ее количество все увеличивалось. Людей было пять тысяч, все насытились, а еда осталась такой же, как была. Все засвидетельствовали тому, что Иса (мир ему) – посланник Аллаhа. Они пошли с полей в селения, и так распространились известия о чудесах Исы (мир ему). Но сельчане начали смеяться над ними, объявив их лжецами, сказав, что Иса (мир ему) околдовал их. Эти несчастные стали сеять сомнения в их сердцах. Те, кого Аллаh наставил, остались в твердом убеждении, люди слабой веры стали неверными. Неверных Аллаh, как и обещал, обратил в обезьян и свиней.

Есть другая версия от Салману-ль-Фариси, переданная от Атаа. Согласно ему, маидат был ниспослан по просьбе хавариюпов стараниями Исы (мир ему), он сильно просил и умолял Его сделать это. Но ниспослано было с предварительным условием. С неба на глазах у всех опустился невиданный доселе красный поднос, источавший удивительно приятный аромат. После этого Рухулла очень смутился перед Милостивым, начал усердно молиться и рыдать. Он просил Аллаhа сделать его из благодарных Ему. После этого он обратился к хавариюнам и сказал: «Пусть лучший из вас по богослужению снимет с подноса покрывало и начнет есть с произношением бисмилла». Шам’ун сказал ему, что он достоин начать первым. Рухулла, начав с «Бисмилла», снял с подноса платок. Там была свежеиспеченная в масле рыба без костей. На головной части ее была соль, на хвостовой части — уксус, а вокруг – разные овощи и зелень. Рядом лежало пять лепешек, на каждой были разные продукты: сыр, мед, масло, сушеное мясо. «Вот то, о чем вы просили, теперь ешьте», – сказал им Иса (мир ему). Они сказали: «Покажи нам еще одно чудо». Иса (мир ему) сказал рыбе: «Оживи, с позволения Аллаhа». Рыба ожила и начала прыгать, от чего они испугались. «Что вы за люди, сами просите и сами боитесь?» – сказал им Иса (мир ему). Опять Иса (мир ему) сказал рыбе: «Стань такой, какой была». И она стала такой как прежде, но они побоялись притронуться к ней. Они сказали Исе (мир ему): «Сначала ешь ты, и только потом поедим мы». Иса (мир ему) побранил их, сказав, что это они требовали еду, и они должны есть ее. Они так же отказались есть рыбу. Тогда Иса (мир ему) позвал всех бедных и нищих, всего тысячу триста человек, и предложил им поесть. Все начали есть и даже после того, как все насытились, еды не стало меньше. И на глазах у всех поднос поднялся в небо.

Все, кто в этот день приняли пищу, получили благодать, слепые стали зрячими, больные исцелились, парализованные встали. Излечились прокаженные, бедные разбогатели. Увидев это, те, кто отказались от еды, сильно загоревали. И тогда подносы стали через день спускаться с небес на восходе, сорок раз они спускались, и ели с них и стар и млад, и женщины и мужчины, и бедные и богатые.

После этого Аллаh послал Исе (мир ему) откровение с запретом маидата для богатых. Они тяжело переживали свое исключение. Из-за этого они стали сомневаться в нем и начали сеять сомнения в других. «Вы верите в маидат!» – начали они спрашивать друг у друга. «Сейчас вы погибнете, готовьтесь, наказание постигнет вас», – сказал им Иса (мир ему). Ему пришло откровение с предупреждением о наказании тех, кто посчитает маидат ложью. Но Иса (мир ему) не стал просить им наказания. «Накажешь или простишь – это Твои рабы», – поручил он все Аллаhу. Впавших в неверие после маидата было триста тридцать человек. Они вечером спокойно легли спать, утром проснулись свиньями. Увидев это, растерявшиеся люди начали звать Ису (мир ему). Иса (мир ему) и люди начали плакать, пожалев тех, кто превратился в свиней. Узнав Ису (мир ему), свиньи собрались вокруг него и тоже плакали. Он звал их по именам, они в ответ кивали головами. Три дня провели они, копаясь на свалке, потом умерли.

Добавить комментарий