Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ПРОРОКЕ СУЛЕЙМАНЕ (СОЛОМОН) (мир ему).
СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ДАВУД С СУЛЕЙМАНОМ (мир им) ВЫНОСИЛИ РЕШЕНИЕ.
У одного человека был участок земли с хорошим урожаем, который уже пора было собирать. Но туда проникли чужие овцы, съели все посеянное, и хозяину овец пришлось возместить урожай. Чтобы разобраться в этом вопросе, они вместе отправились к Давуду (мир ему). И Давуд (мир ему) сказал хозяину овец, чтобы тот возместил ущерб соответствующим количеством овец. Одиннадцатилетний Сулейман, сын Давуда (мир им) от Сабиги, спросил их о том, зачем они приходили. Они рассказали ему о случившемся и о решении по этому поводу. Узнав о решении, которое принял Давуд, Сулейман (мир им) не согласился с ним. Давуд позвал Сулеймана (мир им) и спросил, как бы он поступил в этом случае.
Одаренный Всевышним от рождения, Сулейман (мир ему) ответил отцу, что нужно было обменяться хозяйствами на год, и что в течение этого срока хозяин поля должен пасти овец, с условием оставить себе шерсть, молоко и ягнят. А его поле пусть обрабатывает хозяин овец, с условием, чтобы он вернул поле в конце года вместе с урожаем.
Давуд (мир ему) остался очень доволен таким решением и, увидев способности сына, назначил его вместо себя. Но среди бану исраилов возникло недовольство. Узнав об этом, Давуд (мир ему) собрал всех чтимых потомков Якуба (мир ему) и посоветовался с ними. Давуд (мир ему) попросил их принести по посоху со своими именами, что и было сделано. Все посохи поставили в отдельную комнату, дверь ее закрыли на замок и решили назначить халифом того, чей посох зазеленеет. На следующий день все посохи остались без каких-либо изменений, а посох Сулеймама (мир ему) зазеленел и стал похожим на молодое дерево. При виде этого ни у кого не осталось сомнений в том, что халифом должен быть Сулейман (мир ему).
Еще до этого случая Аллаh ниспослал Давуду (мир ему) тринадцать вопросов и книгу, в которой были ответы на каждый из вопросов. Книга была украшена золотой печатью. Давуд (мир ему) должен был задать эти вопросы Сулейману (мир ему) с условием, что Сулейман (мир ему) станет халифом, если сумеет ответить на все вопросы правильно. Такова была воля Аллаhа, Когда об этом сообщили Сулейману (мир ему), он с радостью согласился.
Эти вопросы шли в таком порядке:
Что является самым близким, а что – самым далеким?
Что является самым интересным, а что – скучным?
Что является самым красивым, а что – самым безобразным?
Что является самым редким, а что – самым частым?
Также он предложил назвать:
Две вещи, которые никогда не двигаются, и две вещи, которые никогда не прекращают движение.
Две вещи, которые всегда согласны друг с другом, и две вещи, которые всегда противоречат друг другу.
Назвать черту, которая может привести к самому плохому концу, а может – к самому хорошему.
На все эти вопросы Сулейман (мир ему) дал точные, верные ответы. Вот они:
Ближе всего к нам Ахират, а дальше всего – мирская жизнь, с которой расстались.
Приятно оставаться живым человеком, обладающим душой, а неприятно – мертвым без души.
Красивее всего отхождение человека от куфра и приближение к вере. А самым отвратительным является отхождение человека, бывшего в исламе, в куфр.
Самым редким является уверенность, истина, самым частым – сомнения. Постоянно на одном месте находятся небо и Земля (земное небо), а все время в движении – Солнце и Луна.
День и ночь сохраняют согласие между собой, а вечно противоборствуют жизнь и смерть.
Самые плохие последствия – от поспешности во гневе, а самые хорошие – от милости во гневе.
Ответы Сулеймана (мир ему) были настолько верны, что совпадали с теми, которые были даны в книге, ниспосланной Давуду (мир ему). «Еще один вопрос зададим мы тебе. Если ответишь и на него, назначим тебя халифом», – сказали они. Сулейман ответил, что он готов к любому вопросу. Исраилы спросили его: «Что такое есть в человеке, в зависимости от состояния которого для человека меняется все, т.е., если оно улучшится, для человека все станет хорошим – и наоборот». Сулейман (мир ему) ответил, что этим органом является сердце.
После этого Пророк Давуд (мир ему) поднялся на минарет и воздал хвалу Всевышнему и сообщил людям, что Аллаh велит ему назначить Сулеймана (мир ему) халифом. Но бану исраилы и на сей раз не согласились, говоря, что он слишком молод. (Случай, когда посох зазеленел, произошел позже).
После того как Сулеймана (мир ему) бану исраилы назначили халифом, Давуд (мир ему) сделал ему наставления. Он наказал Сулейману (мир ему) шутить в меру и добавил, что от этого нет пользы, и лишь может усилить вражду среди братьев по вере. Также он наказал сыну остерегаться гнева, объяснив это тем, что гнев унижает человека. Кроме этого, он дал ему следующие советы.
Бойся Всевышнего, постоянствуй в богослужении, это побеждает все. Не желай того, чем обладают люди, то есть, богатства, объяснил он. Не ревнуй жену слишком сильно, это создаст плохое мнение о тебе в народе. Не уповай на людей, это и есть богатство. Остерегайся слов и дел, за которые затем придется оправдываться, всегда говори только правду, старайся быть искренним. Проводи каждый день лучше предыдущего, не теряй время с невежественными людьми. Не спорь с ‘алимом о религии и не гневайся вообще. Если разгневаешься, прикоснись телом к земле.
Дав Сулейману (мир ему) эти и другие советы, Давуд (мир им) удалился в михраб. В это время, неизвестно откуда взявшись, рядом с ним оказался незнакомец. Давуд (мир ему) растерялся и спросил: «Кто тебе разрешил войти сюда?» – спросил он гостя, на что тот твердо ответил: «Я не нуждаюсь в разрешениях, чтобы ходить к царям». По ответу Давуд (мир ему) узнал его и спросил: «Пришел навестить меня или забрать мою душу?» «Забрать твою душу», – был ответ. И он узнал, что наступил конец его жизни. Давуд упрекнул Израила (мир им): «Почему заранее не сообщил мне о приближении смерти, чтобы я мог подготовиться к ней?» «Ведь я тебе несколько раз давал об этом знать», – таков был ответ Израила (мир ему). «Кого же ты отправлял ко мне с этой вестью?» – не унимался Давуд (мир ему). «О Давуд, где твой отец Айша и где твоя мать?» – упрекнув, ответил Израил (мир ему). Соседи, братья, сестры, куда они все делись?» Давуд (мир ему) ответил, что они все умерли. «Разве этого не достаточно?» – спросил Израил (мир ему).
Сорок лет Давуд (мир ему) был халифом и покинул этот мир в возрасте ста лет. Похоронили его недалеко от Байту-ль-Мукаддаса, могила его стала известным местом для зиярата. В «Бадаи’е» сказано, что его похороны сопровождали сорок тысяч рахибов (монахи). Хоть бы поскорее пришел Абу-ль-Касим Мухаммад (Махди), чтобы посетить зиярат в Байту-ль-Мукаддасе (ныне находится на оккупированной территории. – ред.).