23.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КОРОТКОЕ СКАЗАНИЕ О ПРОРОКЕ ШУ ‘АЙБЕ (МИР ЕМУ)

 Излагаю вам повесть о Пророке Шу’айбе (мир ему), которую посчитал нужным выбрать из книг; «Хазин», «’Араис», «Ссави», «Бадаи’». В «Араисе» сказано, что его настоящим именем на языке сирьян было Ятрун. Ибну Исхаком передано, что мать Шу’айба (мир ему) была дочерью Пророка Лута (мир ему). Отцом Пророка Шу’айба (мир ему), согласно «’Араису», был Микаил, сын Яшджара, сына Мадьяна, сына Ибрахимхалила (мир ему).

 Всевышний послал Шу’айба (мир ему) Пророком к народу города Мадьян, жители которого были потомством Мадьяна. Город был назван в его честь. А теперь посмотрим, что сказано о Пророке Шу’айбе (мир ему) в «Бадаи’е», и коротко изложим это. Мадьян, сын Ибрахимхалила (мир ему), прожил очень долгую жизнь. Жена его была из ‘амаликитов. Она родила Мадьяну четырех сыновей. Когда эти сыновья обзавелись семьями, и когда у них родились дети, их род сильно увеличился. Мадьян испугался, что если ‘амаликитов станет слишком много, от них будет вред. Мадьян собрал всех старейшин и посоветовался с ними о необходимости построить новый город, свободный от ‘амаликитов. Все согласились с этой мыслью и, исполнив желание деда, собрав силы, построили город и укрепили его.

 После окончания строительства город назвали Мадьяном, в честь деда. Жил в этом городе ‘абид по имени Сан’ун. Он взял в жены девушку из ‘амаликитов. Первого сына, которого она Сан’уну родила, назвали Ятрун. Но в народе об этом имени забыли, и знали его как Шу’айба. Причиной этому послужило то, что Сан’ун все время просил Всевышнего: «Аллаhума барикли фи Шу ‘айби» («Аллаh, пошли благодать Шу’айбу»), т.е. он просил Всевышнего, чтобы его сын рос с баракатом. Наверное, Всевышний услышал его мольбу: Шу’айбу (мир ему) был ниспослан ба-ракат и он стал Пророком. После смерти отца Шу’айб (мир ему) занял его место. В те времена не было человека, достигшего его уровня в богослужении и добрее его. Жители же Мадьяна были торговцами. Они скупали зерно и хранили его до тех пор, пока не поднимутся цены, после чего перепродавали его. Сказано, что жители Мадьяна были первыми, кто воспользовался ихтикаром (т.е. монопольно держали зерно, пока оно подорожает. – прим. пер.). Также говорят, что у них были две мерки: большая и поменьше. Большими они пользовались, когда покупали, а меньшими – когда продавали. При продаже зерна они недовешивали его, а при покупке старались получить больше положенного, т.е. обманывали людей как могли. Шу’айб (мир ему) не вмешивался в дела торговли. Он пас овец, которые достались ему по наследству от отца, и служил Всевышнему.

 Однажды когда Шуайб (мир ему) совершал богослужение к нему пришел один незнакомец, поприветствовал его и сказал откровенно: «Я пришел поделиться с тобой, поскольку ты – хороший человек». И он рассказал, что покупал сто мерок зерна, а оказалось, что там двадцати мерок не хватает. Оказавшись в таком положении, незнакомец попросил Шу’айба (мир ему) помочь ему. Шу’айб (мир ему) отправился вместе с ним к торговцам, рассказал о том, что произошло между покупателем и одним из них. Но они и слушать Шу’айба (мир ему) не захотели и не пожелали вернуть гостю его недостачу. Они нагло заявили, что продавать с недовесом и покупать с перевесом – это их метод, в ответ на что Шу’айб (мир ему) сильно отчитал их, сказав, что этот их метод не является предписанием Аллаhа.

 В то время, как Шу’айб (мир ему) спорил с торговцами, говоря, что они обязаны вернуть гостью эти двадцать мерок, перед ним появился Джабраил (мир ему) в человеческом образе и поздоровался с ним. Шу’айб (мир ему) ответил на его приветствие и спросил: «Кто ты?» Джабраил (мир ему) ответил, кто он, и сказал, что Шу’айбу (мир ему) поручено призвать жителей Мадьяна и Айката к тавхиду (Единобожию).

 Получив веление Всевышнего, Шу’айб (мир ему) собрал народ Айката и Мадьяна и призвал их к Исламу, сказав, что нельзя служить никому, кроме Всевышнего. Он объяснил им, что «бахсу-ль-микял ва-ль-мизан» (т.е. недовес-недомер при продаже) является харамом и пригрозил им со стороны Аллаhа. Но эти люди отказались оставить обычаи и верования, которые достались им от предков. В этот день они разошлись после долгих и безрезультатных переговоров. Они собирались еще три дня, но и эти встречи тоже ничего, кроме большого спора, не дали, после чего все вместе с Шу’айбом (мир ему) отправились к царям.

 Собрались такие цари Мадьяна и Айката: Абу Джадхавз, Калман, Са’фас, Карашат – и все в один голос попросили оставить их богов в покое. Как Утбат сказал Пророку (алейхи салату ва ссалям) (Случай когда неверные предложили Пророку (алайхи салату ва ссалам) отказаться от призыва Ислама в обмен на власть, богатство и т.д. – прим ред.), так и цари кафиров предложили Шу’айбу (мир ему) остаться с ними, и сказали, что они поделят с ним свое имущество и царство. Но Шу’айб (мир ему) остановил их на полуслове, как Пророк Мухаммад (солляллаhу’аляйхи ва саллям) остановил Утбата, и рассказал им о бедах, которые были ниспосланы на народы Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Лута (мир им).

 Тогда Калман встал и сказал: «Если дело обстоит так, как ты сказал, что ниспосылаются беды, сделай так, чтобы осколок неба упал на нас. Сделай так, чтобы заговорили наши идолы. Если они засвидетельствуют твою правоту, мы последуем за тобой». Посланник Всевышнего (мир ему) подошел к идолам и спросил: «Кто ваш хозяин? Кто я?», и весь народ вместе с Шу’айбом (мир ему) стал ждать, что же они ответят. Идолы ясно ответили: «Наш Аллаh -это Всевышний, который сотворил Вселенную, а ты – Пророк Аллаhа», – и низко поклонились ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *