Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
РАССКАЗ О ТОМ, КАК К ЮСУФУ (МИР ЕМУ) ПРИШЛИ ЕГО БРАТЬЯ ПРОСИТЬ ЗЕРНО
(Продолжение)
По возвращении домой братья рассказали отцу о том, как учтиво египетский царь встретил их, и добавили, что если бы даже их родной брат был царем Египта, он непринял бы их лучше. Когда отец спросил о Шам’уне, они рассказали, что оставили его в залог. Также они рассказали ему о том, что египетский царь просил, чтобы отец позволил им взять с собой и Буньямина. Якуб (мир ему) не поверил им и не выполнил их просьбу. Когда они стали настаивать, он напомнил им случай с Юсуфом (мир ему). Но сыновья долго его уговаривали, и он, наконец, разрешил им, но с одним условием, что они дадут клятву возвратиться только вместе с Буньямином. Сыновья дали отцу клятву и собрались в путь. Они были один прекраснее другого, и чтобы их не сглазили, отец повелел им не входить в город всем через одни ворота. Ворот в городе было четыре. Братья разделились и, как научил их отец, вошли через разные ворота, и вместе предстали перед Юсуфом (мир ему).
Тайно радуясь встрече со своими братьями, Юсуф (мир ему} поприветствовал их. Они рассказали, каких отец был доволен и благодарен ему. Он угостил их и рассадил по двое. Оставшись один, без пары, Буньямин загрустил, вспомнив о своем брате Юсуфе (мир ему).
Юсуф (мир ему) решил, что нельзя оставлять гостя в таком плохом настроении и сел с ним рядом. Он также лег с ним в одну постель. Юсуф (мир ему) не мог насытиться его запахом. Утром он спросил его имя, расспросил о его семье. Тот перечислил имена всех братьев. Юсуф (мир ему) спросил: «Ты хотел бы, чтобы я оказался твоим потерявшимся братом?» «Откуда у меня может быть такой брат, как ты? Ведь ты не сын Якуба», – печально вздохнув, сказал он. Тогда Юсуф (мир ему) раскрыл тайну, обнял его, говоря о том, что они – родные братья. Вспомнив о прошлом, братья плакали слезами радости. После этого Буньямин захотел остаться с Юсуфом (мир ему). А Юсуф (мир ему) напомнил ему о том, что отцу будет очень трудно расстаться с ним, и добавил: «Чтобы задержать тебя здесь, необходима веская причина». И они решили спрятать в груз Буньямина сах (мерку) царя. Братья заполнили мешки, подготовились выйти в путь. Но стража остановила их, известив, что потерялась мерку (сах) царя. Они начали стыдить братьев: «И это ваша благодарность за столь радушный прием? Никто, кроме вас, не мог ее украсть».
Гости заволновались и начали отрицать их обвинения. Они рассказали, как они в пути надевали мешки на морды верблюдов, чтобы те не ели траву с чужой территории. «Как мы можем быть ворами, если мы вернули царю деньги за купленное зерно, которые мы обнаружили только дома, когда приехали за Буньямином?» – обиделись они.
«На какое наказание вы согласны, если у кого-то из вас обнаружится эта мерка?» – спросили их. «Того, у кого обнаружится эта мерка, мы согласны оставить в вашей тюрьме на год», – ответили они. Так их отец наказывал воров. Досмотрели вещи каждого из братьев; остался один Буньямин.
Когда очередь дошла до вещей Буньямина, царь, будто бы из доверия к нему, сказал, что его можно не обыскивать. Но братья не согласились, они хотели развеять все сомнения, и настояли на том, чтобы заглянули и в мешок Буньямина. Когда же мерку царя обнаружили в мешке Буньямина, братья от стыда не знали, что говорить, и огорченно глядели на Буньямина. Они стали упрекать его: «Дети Рахил кроме бед, ничего хорошего нам не принесли». В ответ на это Буньямин еще громче сказал: «Это вы стали бедой для детей Рахил». Те не унимались: «Как он сейчас украл, так и его брат в свое время украл». Юсуф (мир ему) не промолвил и слова, сделав вид, что ничего не знает.
Судя по рассказам ‘алимов, в книге «Бадаи’» сказано, что, когда Юсуф (мир ему) был маленьким, он украл у тети яйцо, чтобы отдать попрошайке. Также сказано: Юсуф (мир ему), будучи маленьким, сломал золотой крест дедушки (отца Рахил) и выбросил на улицу.
В «Араисе» упоминается о том, что после смерти матери Юсуф (мир ему) воспитывался тетей. Якуб (мир ему) соскучился по сыну и попросил Рахмат вернуть его. Она тоже очень любила Юсуфа
(мир ему) и искала повод, чтобы оставить его у себя. Она попросила Якуба оставить Юсуфа (мир им) у нее еще на несколько дней, и тот согласился. После истечения срока она одела Юсуфа (мир ему), чтобы отвести к отцу. Под пояс Юсуфа (мир ему) она надела другой пояс – пояс наследства (пояс, который она унаследовала), и стала искать его, будто бы он потерялся. Пояс обнаружили у Юсуфа (мир ему). По закону шариата того времени вору полагалось быть рабом хозяина украденной им вещи, чего и хотела Рахмат. Этот случай послужил причиной тому, что братья сказали Буньямину: «Как он сейчас украл, так и его брат тоже когда-то украл». Пояс тот оставил в наследство Пророк Ибрахим (мир ему), по традиции он должен был принадлежать старшему. Поскольку в роду Исхака (мир ему) старшей была Рахмат, Якуб (мир ему) оставил пояс у нее.
Юсуф (мир ему) повелел принести ему мерку, которую нашли у Буньямииа. Когда ее принесли, он постучал по этой мерке палочкой, которая была в его руках, как по барабану, и прислушался. Затем, обращаясь к братьям, он сказал: «Эта мерка рассказывает обо всем, что с вами произошло. Она говорит о том, что всего вас было двенадцать братьев, и одного вы продали за бесценок». Услышав это, Буньямин быстро встал и начал делать ду’а царю, после этого он попросил царя спросить у мерки, жив ли Юсуф (мир ему). Царь египетский снова постучал палочкой по мерке, и ответил, что Юсуф (мир ему) жив и добавил, что скоро они получат о нем весточку, повелев братьям уехать без Буньямина. Они начали уговаривать его отпустить Буньямина, ибо не смеют предстать перед отцом без него. Каждый из них был го¬тов остаться вместо Буньямина, но царь не согласился. Тогда самый умный из братьев, Шам’ун, встал и сказал; «Вы возврати¬тесь к отцу, расскажите ему обо всем случившемся, что царь ко¬варно задержал Буньямина. А если отец не поверит, пусть спро¬сит караванщиков из Кан’ана (которые приезжали на торговать)».