22.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
НЕКОТОРЫЕ БЕДЫ ОТ ЯЗЫКА

Беда, исходящая от языка человека — одна из самых больших бед. Она включает в себя:
1. Ведение разговоров, за которые невозможно получить вознаграждение, в то же время они не влекут за собой и греха. В Хадисе сказано: «Из красоты Ислама человека является оставление им того, что его не касается, не приносит ему пользы»(Ат-Тирмизи).
2. Разговоры, в которых нет необходимости. Хадис Пророка гласит: «Большое счастье и радость тому, кто воздерживается от лишних разговоров» (Багави, Байхаки, Базар).
Лишним разговором называется растягивание речи, в то время как ее суть можно изложить и несколькими словами.
3. Ложная речь. В Хадисе говорится: «В Судный день больше всех грехов бывают у того, кто больше всех ведет ложные разговоры» (Ибн Аби ад-Дунья).
Ложной является речь, например, которую люди обычно ведут на годекане о политике или разговоры о женщинах, которые ведутся на всяких сборищах, где употребляется спиртное и т. д.
4. Ссоры. В Хадисе сказано: «Не впал в заблуждение народ, после того, как Всевышний наставил его на истинный путь, кроме как из-за ссор» (Ат-Тирмизи).
Ссорами называется реплики с целью выявления недостатков, изъянов речи другого человека.
5. Споры. В Хадисе говорится: «Самым ненавистным для Аллаhа человеком является тот, кто спорит, проявляя упрямство».
Споры — это когда человек упорствует на том, что именно его мнение является правильным.
6. Пустословие, старание придать речи несуществующее красноречие. Хадис гласит: «Самыми плохими людьми из моей общины являются те, которые утопают в роскоши, употребляют изысканные блюда, носят изысканную одежду и посвящают много времени пустословию» (Ибн Аби ад-Дунья, Байхаки).
7. Вульгарная, мерзкая речь. В Хадисе говорится: «Вхождение в Рай запретен для каждого, кто ведет мерзкую, неистовую речь» (Ибн Аби ад-Дунья, Байхаки). Вульгарной называется та речь, которую неприлично, стыдно вести открыто, при людях. Например, открыто рассказывать о взаимоотношениях между мужем и женой или разговоры, связанные с половыми органами и т. п.
8. Проклятия. В Хадисе сказано: «Верующий (муъмин) не бывает проклинающим» (Ат-Тирмизи).
Проклятиями считаются, например, такие выражения «да умрешь ты неверным (кяфиром)!», «да попадешь ты в Ад!», «да будет тебе запретен Рай!» и т. п. Тому, кто проклинает другого, существует большая опасность того, что это обернется злом ему самому.
9. Песнопение. В Хадисе говорится: «Вам лучше заполнить свою внутренность гноем, чем наполнить ее песнями» (Муслим). Однако можно петь панегирики (назму), хорошую хвалебную песнь, стихотворения, призывающие людей к добру.
10. Шутки. В Хадисе сказано: «Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь Ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» (Хадис,
переданный аль-Бухари и Муслимом).
Дозволяется шутить в меру, немного, не задевая другого человека и говоря при этом только правду.
11. Насмешки и издевательства над другим. В Священном Кур`ане сказано:
Смысл: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те (над кем они глумятся) лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те (над кем они глумятся)лучше них» (Кур`ан, 49: 11).
12. Разглашение тайн. В Хадисе говорится: «Если кто-то, рассказывая о чем-либо, станет оглядываться в стороны, то значит он разглашает доверенное ему (аманат)» (Абу Давуд, ат-
Тирмизи).
Не оправдывать доверие — признак лицемерия.
13. Нарушение договора. В Хадисе сказано: «Человек, который обладает четырьмя качествами, является лицемером, и одним из них является нарушение договора» (Аль-Бухари и Муслим).
14. Ложь и ложная клятва. В Хадисе говорится: «Остерегайтесь лжи, ложь бывает вместе с заблуждением, и они оба находятся в Аду» (Ибн Маджа, Насаи).
Однако, если не удается примирить супругов или братьев по вере, кроме как ложью, то в таком случае она допускается. А что касается ложной клятвы, то она причислена в Хадисах к самым тяжким грехам.
15. Поклеп, хула. Хадис гласит: «Ростовщичество (риба) имеет более семидесяти типов. Самое маленькое из них (по греховности) подобно совершению прелюбодеяния со своей матерью. Поклеп, разговоры за спиной брата по вере, порочащие его,- самое большое ростовщичество» (Ибн Аби ад-Дунья, Байхаки).
Поклеп — это перечисление недостатков мусульманина в его отсутствие, разговоры о нем, которые ему могут не понравиться. Называть то, что действительно присуще мусульманину, будь это связанное с его поведением, раз умом, знаниями, речью, телом, семьей и домочадцами, с его мирской жизнью, религией и т.п., но которое может ранить его сердце — все это является поклепом. Однако можно по рицать человека, вводящего других в заблуждение, с целью предостережения их от его вреда.
16. Наговор, клевета. В Хадисе говорится: «Человека, которого наговаривает на верующего, Аллаh установит на кладбище рагбат до тех пор, пока он не очистится от этой клеветы» (Абу Давуд, ат-Табарани, Хаким).
Наговором называется приписывание кому-либо того», что ему вовсе не присуще. Самым большим наговором является, основываясь на всяких слухах, приписывать мужчине или женщине грех прелюбодеяния, порочного повеления.
Кладбище радгат — это место, где находится кровь, гной, моча, грязь, которые выделяют обитатели Ада.
17. Злословие, сплетни. Хадис гласит: «Сплетник не войдет в Рай» (Аль-Бухари, Муслим). Злословие — это когда челоек распространяет сплетни между двумя братьями по вере, или друзьями, родными, близкими, передавая слова одного другому, и наоборот, для того, чтобы испортить между ними отношения, привести их к конфликту.
18. Двуличие. В Хадисе сказано: «У человека, занимающегося на этом свете двуличием, в Судный день будет два огненных языка» (Аль-Бухари, Абу Давуд).
Двуличие — это когда человек, идя к каждому из двух враждующих сторон, восхваляет каждого из них, чтобы представить себя перед ними в лучшем свете, а также распространяет между ними сплетни.
19. Восхваление кого-либо в его присутствие. В Хадисе говорится: «Бросьте землю в глаза тому, кто восхваляет человека в лицо» (Муслим).
Восхвалять кого-то в его присутствие является порицаемым деянием, если эта похвала вызывает в сердце восхваляемого хоть немного высокомерия, если он будет о себе высокого мнения.
20. Обсуждения и вопросы о Сущности и качествах Всевышнего Аллаhа, которых мы не в состоянии постичь. Это может привести человека в неверие.
Кто хочет подробно ознакомиться со всеми бедами языка, может прочитать третью часть книги «Ихьяъ ‘умом аддин», которая принадлежит перу имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллаh!).
Да поможет нам Аллаh вести полезные разговоры и отказаться от бесполезных. Аминь!