20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
СВЯЗАННЫЕ С РЕЧЬЮ НАСТАВЛЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ КОРАНА, ХАДИСОВ И ПРЕДАНИЙ

«Ты защищайся от зла добром; тот, кто имеет к тебе враждебные чувства, вдруг превратится в твоего друга» (Смысл Аята. Кур`ан, 22: 96).
«Лучше сказать доброе слово и простить, чем дать милостыню с упреком» (Кур`ан, 2: 263).
«Аллаh не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, кого притеснили» (Кур`ан, 4: 148).
«Ты скажи: о, мой Господь, Ты увеличь мои научные познания!» (Кур`ан, 20: 114).
«Ты не говори родителям, что они тебе надоели, и не кричи на них; ты говори с ними вежливо и мягко, опустив на них крылья милосердия, и проси для них: «О, мой Господь, смилуйся над ними, они проявляли ко мне милосердие, воспитывая меня, когда я был маленьким!» (Кур`ан, 17: 23).
«Ты смягчай, утончай свой голос, самый противный голос — это голос осла» (Кур`ан, 31: 19).
«Человек не скажет ни одного слова без того, чтобы рядом с ним не было ангелов Ракиба и ‘Атида (записывающие его слова)» (Кур`ан, 50: 18).
«Ты скажи Моим рабам, чтобы они говорили добрым словом, поистине, шайтан сеет между ними раздоры» (Кур`ан, 17: 53). Этот священный Аят призывает нас обращаться друг с другом деликатно, выбирая для этого лучшие слова.
«Молчание означает сообразительность и упование на Аллаhа, но молчаливых мало» (Хадис, переданный Дайлами и Байхаки).
«Тому, кто сбережет свой язык и половые органы, я гарантирую получение Рая» (Хадис, переданный аль-Бухари).
«А разве не язык бросает людей на дно Ада?» (Ат-Тирмизи и Хаким).
«Вера раба не будет истинной, пока сердце не будет обладать истиной, и сердце не будет на истинном пути без истины на языке» (Ат-Тирмизи).
«Большинство ошибок человек совершает языком» (Ат-Табрани и Байхаки).
«Самое легкое поклонение — молчание и благонравие» (Ибн Аби ад-Дунья).
«Да будет Аллаh милостив к тем, кто добрым словом приобрел клад и спасся молчанием» (Байхаки и Ибн Аби ад-Дунья).
Пророк Сулайман сказал: «Если бы речь была бы серебром, то молчание было бы золотом».
«Сохраняй свой язык от плохого, и тем самым ты окажешься спасенным от шайтана» (Ат-Табарани).
«У верующего язык следует за сердцем (т.е. он думает, прежде чем говорить), а у лицемера язык опережает сердце» (Хараити).
«Красота Ислама заключена в отказе от всего бесполезного» (Ат-Тирмизи).
«Счастлив тот человек, который раздает богатство, собранное больше, чем необходимо, и не занимается лишними разговорами» (Байхаки).
«Один человек говорит слово, которым доволен Аллаh и не придает этому большого значения. Из-за этого слова человек в Судный день может приобрести довольство Аллаhа. Другой же говорит слово, которое вызовет гнев Аллаhа, и не придает он этому большого значения, но из-за этого слова человек может попасть под гнев Аллаhа» (Ат-Тирмизи).
«Ни одна группа людей не заблудилась после наставления Аллаhом на путь истины, кроме как после начала конфликта и ссор» (Ат-Тирмизи).
«Самый ненавистный для Аллаhа человек — тот, кто показывает упрямство в споре» (Аль-Бухари).
«Доброе слово тоже является милостыней» (Муслим).
«Уразумейте! Пропали люди, которые говорят безгранично много и впадают в крайности» (Хадис, переданный имамом Ахмадом).
«Рай запретен для сквернослова» (Хадис, переданный Ибн Аби ад-Дунья).
«Если двое ругают друг друга — они оба кричащие, нападающие друг на друга шайтаны» (Хадис рассказал Абу Давуд).
«Ругать верующего — нечестивость, убить его — неверие» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Хадис рассказали Ахмад и ат-Табарани).
«Ругать своих родителей — значит ругать родителей и других, и подталкивать других людей ругать своих родителей».
«Самое любимое Аллаhом деяние — поминание Аллаhа так, чтобы язык никогда не высох до самой кончины» (Хадис рассказали ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Маджа, Ибн Хаб-бан).
«Верующий не может быть проклинающим» (Хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если один человек сказал другому, что он неверующий, то один из них непременно станет неверующим. Если тот, кого оклеветали, на самом деле уверовавший, неверующим станет тот, кто говорит, что другой неверующий» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Вы упоминайте своих умерших только добром» (Хадис рассказал Насаи).
«Я тоже шучу, но и шутя говорю только правду» (Хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь Ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» (Хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом).
«Если кто упрекнет брата по вере в грехе, в котором он раскаялся, этот человек не умрет, пока не совершит такой же грех» (Хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если человек, который даже совершает намаз, соблюдает пост и угверждает, что он мусульманин, обладает тремя следующими качествами: говорит неправду, нарушает договор, не оправдывает доверие, то он лицемер» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим».
«Лживость — одна из врат лицемерия» (Хадис рассказал Ибн ‘Адийюн).
«В Судный день Аллаh не посмотрит на торговца, который дает ложную клятву» (Хадис рассказал Муслим).
«Ты примиряй людей, даже если для этого вам придется лгать» (Хадис рассказал ат-Табарани).
«Ростовщичество бывает семидесяти двух типов. Самое маленькое из них (по греховности) подобно совершению прелюбодеяния со своей матерью. Злословие, разговоры за спиной брата по вере, порочащие его, самое большое ростовщичество» (Хадис, переданный ат-Табарани).
«Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает его от злословия другого, Аллаh освобождает от Ада» (Хадис, переданный Ахмадом и ат-Табарани).
«Искуплением за злословие может быть твоя мольба о прощении грехов того, о ком ты говорил порочащие его слова» (Рассказал Хадис Ибн Аби ад-Дунья).
«Сплетник не войдет В Рай» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Лицемер в Судный день воскреснет с двумя огненными лицами» (Хадис, переданный ат-Табарани).
Имам аль-Газали (да будет свята его душа!) сказал: «Речь может быть четырех типов: 1). только вредной; 2). только полезной; 3). смешанной, в которой есть и польза и вред; 4). такой, от которой нет ни пользы, ни вреда.
От речи, которая приносит только вред, необходимо отказаться так же, как необходимо отказаться и от речи, от которой есть и польза и вред, ибо его вред превышает пользу. Также следует отказаться и от речи, от которой нет ни пользы, ни вреда, так как она попусту убивает время. Вести следует лишь разговоры, которые приносят только пользу».
Однажды встретились цари Индии, Китая, Рима и Персии. Один из этих четырех царей сказал: «Я никогда не печалился за несказанное, а печалился лишь за сказанное». Второй сказал: «Сказанное слово властвует надо мной». Третий сказал: «Я удивляюсь говорящему, если речь обернется против него, она повредит ему, а если не обернется против него, то не принесет и пользы». Четвертый сказал: «Мне легче отвергнуть несказанное слово, чем сказанное».
В Кур`ане говорится:
Смысл: «По большей части от вашей речи нет пользы, кроме как от речи людей, призывающих к раздаче милостыни, к добру и примирению людей» (Кур`ан, 4: 114).
Дай Аллаh нам силу отказаться от бесполезной речи и вести только полезные разговоры. Аминь!