23.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧИ ПРИ ОБЫЧНЫХ ВСТРЕЧАХ

Речь человека должна быть и не слишком громкой, и не слишком тихой. Она должна быть слышимой для слушателей, понятной всем окружающим, без тени фальши и притворства, не преувеличивающей, а правдивой.
В Хадисе, рассказанном Абу Давудом, говорится: «Речь Пророка (саллялаhу’аляйхи ва саллям) была членораздельной, понятной всем».
К этике речи относится внимательное выслушивание говорящего, не прерывая его, не считая его ложной или глупой. Если есть необходимость исправить его, привести его речь в рамки Шариата, то следует это делать по-умному, мягко, красиво, доступным образом. Этика приличия требует, чтобы мы вели себя в соответствии с целями и задачами встречи. Если мы говорим о серьезных вещах, не следует превращать все в шутку; на встречах по горестным событиям не следует смеяться, необходимо вести себя в соответствии с мыслями говорящих. В кругу женщин или же при родственниках жены неприлично говорить об отношениях между мужем и женой или на темы, связанные с этим. Речь должна быть к месту. Али-асхаб (да будет доволен им Аллаh!) говорил: «У меня в одно время часто выходило мазью (прозрачная жидкость, выделяемая из полового органа при возбуждении). Мне было стыдно спросить об этом Посланника Аллаhа  (саллялаhу’аляйхи ва саллям), так как его дочь была моей женой. Я послал Микдада спросить об этом Пророка  (саллялаhу’аляйхи ва саллям)» (Аль-Бухари).
Не следует быть многословными, говорить о бесполезных вещах, следует вести речь о вещах полезных в этом или в том мире. В Хадисе говорится: «Отказ от всего бесполезного и есть красота Ислама» (Ибн Маджаи Ахмад).
Ибрахим бин Адхам (да смилуется над ним Аллаh!) сказал: «Две вещи деградирует личность: чрезмерное богатство и чрезмерное многословие».
В Хадисе также сказано: «У того, кто многословен в речи, увеличиваются количество ошибок, с увеличением ошибок у него возрастают и грехи, а грешник заслуживает огня Ада» (Абу Нуайм).
Не следует много говорить о своих достоинствах, о своих проблемах или интересах, о своей семье и детях. Одного мудреца спросили: «Что считается уродливой правдой? » Он сказал: «Самовосхваление человека».
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Вы не выдавайте себя (восхваляя себя и хвастаясь) за тех, чьи души очищены, ведь Аллаh знает тех, кто истинно богобоязнен» (Кур`ан, 53: 32).
Речь следует вести только о хороших и полезных вещах, о помощи родителям, о родственных отношениях, о примирении людей, о призыве людей к Аллаhу, о наставлении на хорошее и доброе, об удержании от зла и т. д.
В достоверном Хадисе говорится: «Кто верит в Аллаhа и в Судный день пусть говорит о хорошем или молчит» (Аль-Бухари и Муслим).
В Кур`ане говорится:
Смысл: «По большей части от вашей речи нет пользы, кроме как у людей, призывающих к раздаче милостыни, к добру и примирению людей. Того, кто сделает так ради довольства Аллаhа, Мы одарим великим вознаграждением» (Кур`ан, 4:114).
Еще в Кур`ане говорится:
Смысл: «О те, которые уверовали! Когда вы шепчете друг другу, не говорите греховного и притесняющего, враждебного, не говорите и о том, что приводит к ослушанию Посланника Аллаhа; вы говорите о благочестии и боязни перед Аллаhом (следовании повелениям и запретам Аллаhа), и бойтесь Аллаhа, к Которому вы будете возвращены» (Кур`ан, 58: 9).
Об услышанном не следует говорить, где попало, пока оно не подтвердится на самом деле. В достоверном Хадисе говорится: «Быть человеком, рассказывающим другим все, что слышал, значит быть большим лжецом» (Муслим).
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Человек не скажет ни одного слова без того, чтобы рядом с ним не было ангелов Ракиба и ‘Атида (записывающие его слова)» (Кур`ан, 50: 18).
Во время разговора не позволительно грызть семечки, жевать резинку и т. п., ибо это выглядит как неуважение к собеседнику и представляется как неприличное поведение.
Не следует много смеяться при разговоре — это приводит к пустоте сердца и мышления, к забвению потустороннего мира. Следует избегать конфликтных ситуаций, и встреч, где люди занимаются клеветой, злословием, заговорами и сборищ, где плохо отзываются о вере и верующих. Но если мы в силах противодействовать им, то участвовать на таких сборах и встречах полезно.
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Когда встретишь ты тех, кто пустословит о знамениях Наших, то покинь их, пока они не сменят тему разговора»
(Кур`ан, 6: 68).
Не следует говорить, тем более спорить, с человеком, который не признает другого мнения и настаивает на своем, явно ложном, мнении.
В Хадисе говорится: «Тому, кто прекращает спор, явно зная, что он прав, Аллаh воздвигнет дворец в центре Рая. А тому, кто оставит спор, зная, что он сам не прав, Аллаh построит дворец на краю Рая» (Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

1 thought on “УРОК 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *