Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ПРОШЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ
1. Просящему разрешение следует стучать в дверь тихо или нажать на кнопку звонка. Когда дверь откроется, следует стоять боком, чтобы не смотреть прямо на то, что находится в доме; после стука не следует стоять прямо напротив двери, а лучше стоять сбоку.
В Хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Вы не подходите к двери прямо, а подходите боком, а потом попросите разрешения войти, если разрешат, то входите, если нет — возвращайтесь».
2. После стука в дверь следует прождать время, которое равно времени совершения двухракаатного намаза. Затем следует постучать второй раз и ждать столько же времени, так как хозяин дома может быть в намазе. На третий стук, если не ответят, следует возвратиться. В достоверном Хадисе говорится: «Проси разрешения трижды, если тебе разрешат, то войди, если нет — возвращайся» (Аль-Бухари и Муслим).
3. Если после первого звонка или стука вас спросят «Кто там?», ответить необходимо, называя свое имя или фамилию. Нельзя отвечать «Это я». Джабир (да будет доволен им Аллаh!) рассказал: «Однажды я постучал в дверь Посланника Аллаhа(салляллаhу’аляйхи ва саллям) Он спросил: «Кто там?» Я ответил: «Это я». Выражая свое недовольство, наш любимый Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) начал повторять: «Я, я, я» (Аль-Бухари и Муслим). Когда другой человек ответил на вопрос так же, хозяин дома сказал: «Я не знаю человека по имени «Я» среди своих друзей».
4. Когда откроется дверь и выясняется, что хозяин находится дома, следует приветствовать его и спросить разрешения войти. Хадис гласит: «Один сподвижник вошел в дом Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), не поприветствовав его. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) повелел ему вернуться, вначале сказать «Ас-Саламу г1алайкум», а потом просить разрешения войти» (Ат-Тирмизи и АбуДавуд). Если хозяин разрешает, то можно войти, а если по какой-то причине он не разрешит, то следует вернуться без обиды.
В Кур`ане говорится:
Смысл:«О вы, которые уверовали! Вы не входите в чужие дома без разрешения, не приветствуя их. Это лучше вам, возможно, вы уразумеете. Если вы не найдете в доме никого, не входите в него, пока вам не разрешат. Если вам скажут вернуться, то вернитесь обратно. Это лучше вам, Аллаh знает то, что вы делаете» (Кур`ан, 24: 27-28).
5. Этика разрешения включает в себя вхождение в дом через ворота или дверь, а не через окна, ограды или другие места.
В Кур`ане говорится:
Смысл:«Вы входите в дома через их ворота» (Кур`ан, 2:189).
6. В этику разрешения и позволения входит и неторопливость при входе. Следует какими-либо словами, к примеру, «Мне сюда войти?» и т.п. дать хозяевам знать свое местонахождение и не торопиться входить в какую попало комнату, пока хозяин дома не подготовит посетителю место, или не уберет то, что, по его мнению, лежит не так, и пока он не скажет куда войти.
7. Если хозяина дома нет, то следует придумать повод для того, чтобы уйти, не заходя в дом даже к родным и друзьям. Но разрешается, если даже хозяин дома заранее предупредил супругу или детей о приходе такого-то человека, и повелел подождать ему в заранее подготовленном месте дома, пока он не придет. Однако разрешается войти, если просят войти взрослые сыновья хозяина или родственники жены мужского пола. Это все предупреждает злословие, клевету, какое-либо сомнение и уединение с чужой женщиной.
В достоверном Хадисе говорится: «Настоятельно остерегайтесь от посещения чужих женщин». Один человек спросил Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям): «О Посланник Аллаhа, а как быть с такими родственниками, как братья мужа?» «Это подобно смерти» — ответил Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) (Аль-Бухари). Потому что, ближайший родственник мужа может быть красноречив, красив, более привлекателен и богат. И если они часто встречаются, и нет у них твердой богобоязненности, то наущения сатаны могут привести к горестным последствиям, разрушить родственные связи и привести к огромным бедствиям. Именно поэтому Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) предостерег нас от возможных последствий.
В Хадисе сказано: «Отвергайте то, что приводит к сомнению, и держитесь того, что не приводит к сомнению» (Достоверный, красивый Хадис, переданный ат-Тирмизи).
Если во время отсутствия мужа в дверь постучал даже самый близкий друг мужа, жене не следует разрешать ему войти.
8. Не разрешается глядеть в чужой дом через окно или дырочку в двери, ибо это запретно.
В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Кто бы ни смотрел в дом других людей без их разрешения, им дозволено лишить этого человека зрения». То есть это еще раз подчеркивает греховность подобного деяния. Дай Аллаh нам силу и воли следовать этим красивым этическим нормам. Аминь!