21.09.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ИСПРАШИВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ

Если мы хотим посетить кого-то или зайти в чужой дом, следует просить разрешения — это этическая норма, которую повелел нам соблюдать сам Всевышний Аллаh, и мы должны следовать ей. Тот, кого мы хотим посетить, может быть занят важным делом и может быть не готов принять нас. Если в таком положении мы внезапно посетим его, это будет признаком неуважительного отношения к нему. Поэтому будет прилично, красиво и умно, учитывая его положение, заранее просить разрешения посетить его. В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мы обязаны просить разрешения на посещение, чтобы не увидеть недозволенное». Больше всех необходимо просить разрешения у родных. Один человек спросил Посланника Аллаhа (саллялаhу’аляйхи ва саллям) «А следует ли просить разрешения у матери, прежде чем ее посетить?». «Да. При посещении матери проси у нее разрешения», – ответил Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) (Хадис передал имам Малик). Просить разрешение перед посещением обязаны и взрослые, и зрелые юноши, и дети.
В Кур`ане говорится:
«Когда дети дойдут до порога зрелости, они, как и взрослые, пусть просят разрешения» (Кур`ан, 24:59).
В определенные времена суток всем обязательно следует перед посещением кого-либо просить разрешения, В эти периоды сутки взрослым вовсе запрещено наносить визит, а детям следует просить разрешения. Это в следующих трех случаях:
1.  Время перед утренним намазом. Это время сна или тахаджуда  (ночного  намаза-сунны,   совершаемого,  проснувшись после некоторого сна). В это время большинство людей спит у себя дома. Приход гостей в это время вызовет большое беспокойство у принимающих.
2. Позднее время после ночного намаза. И в это время люди обычно спят.
3.  Время полуденного сна (кайлулат), когда люди, сняв верхнюю одежду, отдались полуденному отдыху.
Эти три периода, когда Кур`ан запрещает посещать людей, чтобы не беспокоить их и не видеть их оголенные тела. Ислам устанавливает в жизни мусульман определенный порядок в работе, в отдыхе, в поклонении, – во всем. Для каждого вида деятельности установлено время таким образом, чтобы они не мешали друг другу и чтобы каждый в полной мере обладал и воспользовался своими правами человека. К правам человека относится и право на отдых, но так, чтобы он во время работы и служения Аллаhу чувствовал себя живо и бодро. Никто не имеет права лишить человека этого права, т. е. права на отдых, будь они дети или работающие взрослые, никто не имеет права беспокоить людей во время отдыха и посещать их в это время без разрешения. Поэтому исламская этика, следуя следующему Аяту из Кур`ана, требует, чтобы мы в вышеуказанные три периода не посещали друг друга:
«О те, которые уверовали! Пусть у вас просят разрешения и ваши служащие, и не достигшие зрелости дети три раза: перед утренним намазом, днем, когда вы снимаете одежду, и после ночного намаза. Эти три периода – времена, когда ваши тела оголяются. А от посещения друг друга в другие времена нет греха и на вас, и на них. Так Аллаh разъясняет вам Свои знамения, Аллаh всезнающий и мудрейший» (Кур`ан, 24:58).
Не достигшие зрелого возраста и несмышленые маленькие дети могут заходить к родителям в любое время и находиться с ними всю ночь. Но перед наемными служащими и чужими людьми мусульманам запрещается оголять тела, уединяться с ними (т. е. мужчинам с женщинами), и запрещается посещать их в недозволенное время, даже попросив разрешения.

Добавить комментарий