25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ПРИВЕТСТВИЯ

5. Если не смотрят друг другу в глаза, и нет опасности соблазна, то можно группе женщин приветствовать группу мужчин, и наоборот.
Асма, дочь Язида, сказала: «Когда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, проходил мимо нас, женщин, то приветствовал нас». Сестра Али-асхаба Уммухани приветствовала Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, а также Абу Бакр и Умар после смерти Пророка, cалляллаhу аляйхи ва саллям, посетили Умму Айман и поприветствовали ее (Муслим).
Из всего сказанного можно сделать вывод:
а). Мужчинам позволено приветствовать женщину, особенно если по роду службы часто приходится встречаться с ней, или женщину, которая работает в торговле, в магазине. Также женщины могут приветствовать мужчину, который по роду службы встречается со многими людьми, работает в магазине или конторе. Однако если есть опасность соблазна, нельзя приветствовать молодую девушку.
б), Одной или нескольким женщинам дозволено приветствовать добронравных благочестивых мужчин. Одному или нескольким мужчинам дозволено приветствовать группу благочестивых женщин. Но одному мужчине не позволяется приветствовать одну женщину, находящуюся в одиночестве, во избежание кривотолков, злословий и соблазна.
в). Женщина может приветствовать мужчину, если рядом с ним находятся женщины махрамы, т.е. близкие родственницы (жена, мать, дочь, сестра, тетя и т.п.), также и мужчина может приветствовать женщину, если рядом с ней находятся ее махрамы, т.е. близкие родственники. Так пишет имам ан-Навави в книге «Шарху аль-Муслим» (См. «Адаб аль-Муслим»).
6. В этические нормы приветствия входят: приветствие верховым пешего, пешим — стоящего или сидящего, приветствие малым количеством людей большего их количества, младшими — раньше старших. В достоверном Хадисе говорится: «Пусть верховой приветствует пешего, пеший — сидящего, малочисленные люди — многочисленных». В версии от аль-Бухари добавлено: «Младший пусть приветствует старшего» (Аль-Бухари и Муслим).
7. Сунна приветствовать друзей и при расставании.
Если даже человек после расставания, не исчезнув из поля зрения, вернется, то для него также желательно приветствовать друзей еще раз. В Хадисе говорится: «Если вы встретите брата по вере, то приветствуйте его. Если между вами обоими (по пути) окажется дерево, или стена, или камень, и вы встретитесь после этого, то тогда тоже приветствуйте» (Абу Давуд). Это значит: если вы расстались по обстоятельствам ивы, полностью не исчезнув из поля зрения, вернулись, то и в этом случае следует приветствовать друг друга.
8. Приветствовать детей тоже считается сунной. Это укрепляет их волю, объединяет их сердца, помогает стать на праведный путь. В Хадисе говорится: «Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, приветствовал И малолетних детей» (Аль-Бухари и Муслим).
9. «Ас-Саляму аляйкум» — это приветствие мусульман. Но это приветствие можно использовать при встрече со смешанным составом людей, когда среди них есть верующие и неверующие. В Хадисе говорится: «Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, приветствовал всех, когда он проходил мимо группы людей, среди которых были и мусульмане, и язычники, и иудеи» (Аль-Бухари и Муслим).
10. При входе на собрание или заседание приветствовать участников считается сунной, также сунна – приветствовать их и при уходе. В Хадисе говорится: «Когда вы приходите на собрание, то приветствуйте их. Приветствуйте и тогда, когда пожелали уйти, второе не менее ценно, чем первое» (Абу Давуд и Тирмизи).
11. Брата по вере следует встретить радушно, открытым сердцем. В Хадисе говорится; «Старайтесь совершить хотя бы самую малость добра, если сделать другое невозможно, хотя бы встречайте брата по вере с открытым сердцем» (Имам Ахмад). При встрече следует приветствовать и пожимать руку. В Хадисе говорится: «Если два мусульманина при встрече пожмут друг другу руки, их грехи будут прощены еще до расставания». В предании от Абу Давуда тоже говорится что, характерными чертами Пророков и праведников были радушные встречи и пожатие при встрече рук.
12. Если прибывший вернулся из путешествия, то при встрече следует вставать, обнять его и поцеловать. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллаh!) рассказала: «Когда Посланник Аллаhа, салляллаhу аляйхи ва саллям, был в моем доме, в Медине, Зайд бну Харис вернулся из путешествия и постучал в дверь. Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, встал, поправил одежду, подошел к нему, обнял его и поцеловал» (Ат-Тирмизи).
13. Все ученые единодушны в том, что мужчине целовать другую (чужую) женщину запретно. Можно целовать махрамов, т.е. мать, сестру, дочь, тетушек как со стороны отца, так и со стороны матери. И целовать следует в голову или прямо в лоб, нельзя целовать в губы. Запрещается пожимать и руку чужой женщине. Мусульманам, подражая Пророку, салляллаhу аляйхи ва саллям, не следует подавать руку женщине или же пожимать ей руку. Это вовсе не является унижением женщины, а наоборот — возвышением ее достоинств. Не пожимать женщине руку считают унижением только люди с неприличными и скверными намерениями. А разве в этом не прослеживается хотя бы защита руки женщины от рукскверных, нечестивых и далеких от Ислама людей?!
14. Не одобряется подача руки последователям нововведений в Исламе, тем, кто привык к большим греховным делам, кроме случаев, когда есть надежда, что рукопожатье станет поводом для их прозрения. Аль-Бухари сказал; «Не подавайте руки пьяницам». Но если это приводит к конфликтам, ради отвода их вреда, притеснителей можно и приветствовать.
15. He одобряется приветствовать человека в туалете.
Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, не ответил на приветствие человека, который в это время справлял легкую нужду. Лучше не приветствовать до завершения омовения и того, кто совершает омовение. Один сподвижник приветствовал Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, во время омовения, он не ответил до конца омовения и потом сказал:
«Я не хотел произнести имя Аллаhа, не будучи в омовении, поэтому тебе и не ответил». Этот Хадис толкает нас на мысль, что нам следует постоянно находиться в омовении.
Однако смысл этого Хадиса не заключается в том, что нельзя приветствовать и отвечать на приветствие тому, кто не находится в состоянии омовения.
16. Не следует приветствовать и того, кто читает Кур`ан или поминает Аллаhа. Также не следует приветствовать человека во время призыва к молитве (азана) и во время проповеди (хутбы). Если же поприветствовали муэдзина во время призыва на молитву, то он будет обязан остановиться и ответить на приветствие и только затем продолжить азан.
Разрешается поцеловать руку религиозного авторитета и праведного шейха. Ибн Умар (да будет доволен им Аллаh!)  рассказывал, что они целовали руку Посланника Аллаhа, салляллаhу аляйхи ва саллям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *