28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ПРИВЕТСТВИЯ

У представителей каждой конфессии и каждой нации, как и у мусульман, имеются свои, свойственные только им, способы приветствия. Одни приветствуют друг друга поклоном головы, другие поднятием руки или снятием головного убора, третьи — словами. Из-за 70-летнего правления атеистов и отдаления от Ислама среди российских мусульман тоже распространились разнообразные формы приветствия, не соответствующие нормам Ислама. В результате этого и сейчас мусульмане пользуются приветствиями «Здравствуйте!», «Привет!», «Будь здоров!», «До свидания!», «Пока!» и т.п. Само собой разумеется, что в этих приветствиях нет ничего плохого, но они не идут ни в какое сравнение с приветствием Ислама, связанного с именем Аллаhа. Поэтому мусульманину лучше свою речь начать с исламского приветствия. Когда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, сидел в кругу сподвижников, подошел один араб и поприветствовал их словами «на’имта сабахан», т.е. «да сделается утро благом». Тогда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, сказал: «Всевышний Аллаh дал нам (мусульманам) лучшее приветствие, это «Ас-Саляму аляйкум».
В приветствии «Ас-Саляму аляйкум» заложена любовь к приветствующему, пожелания ему добра, благоденствия, спокойствия и мира в жизни. Маъварди сказал «Ас-Салям» – это одно из имен Аллаhа. И это означает пожелание другому оставаться в поле защиты Аллаhа, во здравии и в мире. Приветствие «Ас-Саляму аляйкум» сеет любовь между людьми и объединяет их. Учитывая это, Пророк, салляллhу аляйхи ва саллям, повелел приветствовать как знакомых, так и незнакомых. Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, спросили: «Что самое лучшее в Исламе?» Он ответил: «Предлагать еду и приветствие знакомым и незнакомым» (Аль-Бухари, Муслим). Также Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, указал на то, что приветствие становится поводом для любви между людьми и признаком крепости веры, а крепость веры – признак открытой дороги в Рай.
В достоверном Хадисе говорится: «Вы не войдете в Рай, если не уверуете, и веры у вас не будет, пока вы не полюбите друг друга. Рассказать ли вам о том, что приводит к дружбе между вами? Вы передавайте друг другу приветствие «Ас-Саляму аляйкум» (Муслим).
Приветствием также считается справляться о здоровье и жизни гостя, выслушать его. Приветствие пришло еще со времени Пророка Адама, мир ему. В достоверном Хадисе говорится: «Когда Аллаh создал Пророка Адама, Он сказал ему: «Иди и приветствуй ту группу сидящих ангелов и выслушай их ответ, это и есть форма приветствия и твоя, и твоих детей, и потомков».
Он пошел и сказал: «Ас-Саламу аляйкум». Ангелы ответили: «Ас-Саляму аляйка ва рахматуллаh», добавляя выражение «ва рахматуллаh» (милость Аллаhа) (Аль-Бухари, Муслим).
Приветствие считается сунной. Поэтому тому, кто приветствует, Аллаh запишет вознаграждение, но отвечать на приветствие обязательно (фарз), а тот, кто не ответит на приветствие, впадает в грех.
Имама Ахмада спросили: «Если человек проходит перед группой людей и приветствует их, а они не отвечают, что ему следует делать?» Он ответил: «Ему следует торопиться, как можно быстрее отдалиться от этой группы людей, чтобы проклятие, ниспосланное на них, не коснулось и его».
На приветствие следует ответить сразу же, без паузы. Если приветствуют группу людей, достаточно ответить одному человеку, как достаточно приветствовать от большой группы людей одному.В Хадисе говорится: «Из проходящей группы людей достаточно приветствовать одному и из сидящих достаточно ответить одному». Приветствовать словами «Ас-Саламу аляйкум» вполне достаточно. Но лучше приветствовать словами «Ас-Саляму аляйкум ва рахматуллаh», но еще лучше словами: «Ас-Саляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракятуh». Подойдя к Пророку, cалляллаhу аляйхи ва саллям, один человек сказал: «Ас-Саляму аляйкум». И ему ответили. Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, сказал: «Получил десять вознаграждений». Пришел второй и сказал: «Ас-Саляму аляйкум ва рахматуллаh». Ему тоже ответили, и когда он сел, Пророк? cалляллаhу аляйхи ва саллям, сказал: «Получил двадцать вознаграждений». Пришел третий человек и сказал; «Ас-Саляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракятуh». Ему тоже ответили, и когда он тоже сел, Пророк, салляллау аляйхи ва саллям, сказал: «Получил тридцать вознаграждений» (АбуДавуд).
Ответ на приветствие ценится дороже, чем само приветствие. Если приветствовали словами «Ас-Саляму аляйкум», то вам следует отвечать «Ва аляйкуму-ссалам ва рахматуллаh». Если будут приветствовать «Ас-Саляму аляйкум ва рахматуллаh», то следует отвечать «Ва аляйкуму-ссалям ва рахматуллаhи ва баракятуh» в соответствии с Аятом Кур`ана, в котором говорится:
Смысл: «Когда вас приветствуют, вы отвечайте на приветствия так же, или еще лучшим, красивым приветствием» (Кур`ан, 4: 86).
После приветствия лучше справляться о здоровье, можно спрашивать «как дела?», добавить другие приветствия типа «здравствуйте», «спокойной ночи», «желаю успеха», «вверяю (аманат) тебя Аллаhу». Если спросят; «Как дела?», целесообразно ответить «Хвала Аллаhу, хорошо». Если кто-
то скажет, что он любит тебя, лучше ответить «Да полюбит и тебя Аллаh, ради Которого ты любишь меня». Так говорится в Хадисе, переданном Абу Давудом и Насаи.

Перечислим некоторые этические нормы приветствия:

1. При большом скоплении народа, лучше приветствовать три раза, обращаясь во все стороны. Сподвижник Пророка Анас сказал: «Когда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, говорил что-то, то
повторял три раза, чтобы все поняли; когда он посещал группу людей, приветствовал их трижды» (Аль-Бухари).
2. Если одни спят, а другие бодрствуют, приветствие необходимо произнести тихо, так чтобы не разбудить спящих.
В Хадисе говорится, что когда Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям, приходил поздно ночью, то приветствовал людей так, чтобы не разбудить спящих, но чтобы слышали присутствующие (Муслим).
3. Исламская этика включает себя выполнение всего того, что повелел нам наш Пророк, салляллаhу аляйхи ва саллям. Он сказал: «Когда ты входишь домой, приветствуй своих домочадцев, от этого увеличится добро твоей семьи» (Аль-Хафиз Базар).
Если вы входите в дом или комнату, где никого нет, следует сказать: «Ас-Саляму аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhи-Ссалихин».
В Кур`ане говорится:
Смысл: «Когда вы входите в свой дом, приветствуйте себя приветствием, которое окажется вам благом» (Кур`ан, 24: 61). Так делал Ибн Умар.
4. Если приветствуете издалека, то можно подтвердить знаком руки. В Хадисе говорится, что Пророк, салляллаhу аляхи ва саллям, приветствовал в мечети группу женщин знаком руки (Ат-Тирмизи).
Продолжение следует, инша Аллаh….