19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
(продолжение)

8. Садясь в машину, следует с признательностью благодарить мысленно Аллаhа за те блага, которыми Он одарил нас — за машину, которая не дает нам уставать, везет наш груз, и быстро довозит нас до желанной цели, и произнести:
«Бисмилляhи, аль-хамду лилляhи, субхана-ллязи саххара ляна hаза, ва ма кунна ляhу мукъринина, ва инна иля раббина лямункъалибун»
Это означает: «Начинаю именем Аллаhа. Вся хвала Аллаhу, я убежден, что Аллаh чист от всех недостатков, Аллаh, Который подчинил нам это (автомобиль). Если бы Он не подчинил ее нам, мы бы этого сделать не смогли. И поистине все мы вернемся на тот свет к своему Господу».
Затем три раза произнесем: «Аль-хамду лилляh», «Аллаhу акбар», «СубханАллаh» и после этого скажем:
«Субханакя, ля иляhа илля анта, къад залямту нафси фагъфирли»
Смысл: «Нет ничего и никого достойного поклонения кроме Тебя, я совершил насилие над собой, Ты прости меня, прости мои грехи!».

Собираясь в дальний путь или путешествие, рекомендуется читать и следующую молитву:

«Аллаhумма инни асъалюкя фи сафари hаза аль-бирра ва-ттакъва ва миналь-’амали ма тарза. Аллаhумма hаввин ‘aлайна сафарана ватви ляналь-бу’да. Аллаhумма анта-ссахибу фиссафари валь-халифату филь-аhли, Аллаhумма асхибна фи сафарина, вахлифна фи аhлина. Аллаhумма инни а’узю бикя мин ва’саи-ссафари ва каабатиль-манзари ва суиль-мункъаляби филь-мали валь-аhли валь-валяди».
Смысл: «О, мой Аллаh! В этой поездке я прошу Тебя благочестия и богобоязненности, предостережения от всего плохого, а также прошу деяний, которые вызывают Твое довольство. О, мой Аллаh! Ты облегчи нам это путешествие, приблизь то, что далеко. О, мой Аллаh! Ты всегда вместе с нами за время путешествия и Ты — Халифа, Который защищает наши семьи, оставшиеся дома. О, мой Аллаh! Ты защити нас в этой поездке и защити наши семьи и родных до нашего возвращения из этой поездки!».

Если имеете возможность, то прочтите и эту молитву:

«Бисмилляhи аллаhу акбар, ва ля хавля ва ля къуввата илля билляhиль-’алиййиль-’азым. Ма шааллаhу кана ва ма лям яшаъ лям якун. Аллаhумма анталь-хамилу ‘аля-ззаhри валь-муста’ану ‘аляль-умури».
Смысл: «Именем Аллаhа, Аллаh превелик. Нет силы и могущества воздерживаться от запретного и совершать благое кроме как от Всевышнего и Великого Аллаhа. То, что захочет Аллаh, случится, а то, что Он не пожелает, не случится. О, мой Аллаh! Ты заставляешь их (транспорт) носить нас на себе, и Ты — податель помощи во всех наших делах».

9.  Нельзя превышать скорость, особенно в тех местах, где это запрещено правилами; не следует обгонять другой автотранспорт там, где нет полной уверенности в безопасности, особенно если по встречной полосе приближается машина.

В Хадисе говорится: «Спешка исходит от сатаны, а спокойствие – от Аллаhа» (Ат-Тирмизи). Еще в другом достоверном Хадисе, рассказанном аль-Бухари, говорится, что Пророк (саллялаhу’аляйhи ва саллям) сказал: «Поистине, Аллаh любит, чтобы мы все сделали обдуманно и спокойно». Ответственность за аварию, совершенную в результате превышения скорости в неразрешенном месте, ложится на водителя и ему придется держать за это ответ, как на этом свете, так и перед Аллаhом на том свете.

10. Во время вождения автомобиля необходимо стараться всегда поминать Аллаhа. В Хадисе сказано: «Аллаh всегда бывает с тем, кто поминает Его» (Байхаки, Хаким, Ибн Хаббан, Ибн Маджа). А человек, с которым Аллаh, всегда защищен.

11. Нельзя вести машину по опасной дороге, если вы не уверены в ее пригодности для проезда. Если есть уверенность, машину вести разрешается, в противном случае Шариат запрещает (харам) вести по ней машину.

12.  Нельзя вести машину в состоянии даже легкого опьянения, если при этом с ним случится авария или что-то непредвиденное, ему придется отвечать за это перед людьми и перед Аллаhом. Если же случилась авария в состоянии опьянения, то это по Шариату никак не считается облегчающим фактором.

13. Точно так же, как мы не должны доверять вождение автомобиля неподготовленному человеку, нельзя позволить его вождение и детям.

14. Некоторые как бы в шутку, направляет машину на людей и резко останавливают перед ними, пугая их. Такие шутки категорически запрещены в Шариате. Немало в жизни случаев гибели людей из-за подобной «безобидной шутки».

В Хадисе говорится: «Ангелы проклинают того, кто направляет нечто острое (нож, меч, кинжал) даже на своего родного брата» (Муслим).

15.  Запрещено водить машину на большой скорости в дождь, по лужам, по грязи, особенно если рядом есть люди, нельзя обрызгивать их.

16.  Не разрешается класть на машину груз, несоответствующий габаритам кузова, ибо он может задеть другие машины и людей. В достоверном Хадисе, рассказанном Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Если кто-то из вас идет по рынку или мечети со стрелой лука в руках, прикрой ее острие рукой, чтобы оно не укололо мусульман».

В соответствии с этим Хадисом, и колючий груз, кусты на гужевом транспорте, и длинный, неудобный, выходящий за габариты груз на автомобиле необходимо уложить так, чтобы он не задел других.

17. Также запрещено парковать машину на длительный период в местах скопления и прохода людей, закрывая проход людям и машинам в узких улицах. Это может нанести вред другим: может помешать людям дойти или доехать в свое время по срочным делам или машинам скорой помощи быстро приехать и помочь больному. Здесь необходимо подумать о том, что нельзя делать другим то, что самому не хотелось бы, чтобы делали по отношению к тебе другие.

Пророк (саллялаhу’аляйhи ва саллям) говорит: «Не усовершенствуется вера ни у кого из вас, пока не пожелаете брату по вере того же, что вы желаете для себя» (Аль-Бухари).

18.  Нельзя сигналить без крайней необходимости, особенно в ночное время, когда люди спят, или проезжая мимо больниц, школ, медресе, яслей-садов и других подобных мест, где много людей. Шариат запрещает нам мешать другим. Там, где начинается свобода других, ограничивается наша свобода. То есть нельзя нам устраивать для себя отдых и комфорт, при этом мешая или ущемляя других.

19. Некоторые при встрече останавливают машины посреди дороги вдоль и поперек и общаются друг с другом, другие так же, останавливая машины, выходят из них и ждут кого-то или стараются привлечь к себе внимание прохожих. Шариат требует от нас удалить с дороги любую вещь (колючку, камень, веточку), которая может стать препятствием для прохожих. Как же мы можем позволить себе мешать другим, нарушая движение транспорта, ущемлять, беспокоить других?! «Истинный мусульманин — это тот, от вреда языка и деяний которого застрахованы, т. е. защищены другие люди», – говорится в Хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.

20.  Водитель обязан сбавлять скорость в местах скопления, прохода людей, проезжая вдоль города, особенно на перекрестках, где нет светофоров. Там, где большое скопление пешеходов, водителю следует терпеливо ждать, пока пешеходы не пройдут.

В Хадисе сказано: «Аллаh готов помочь Своим рабам, пока рабы готовы помочь своим братьям по вере» (Муслим, Абу Давуд иат-Тирмизи).

21.  По возможности водителю следует помочь людям, сажать путников, не оставлять людей на дороге.

В Хадисе говорится: «Если кто-либо из людей разрешит одну из проблем мусульман в этом мире, Аллаh разрешит одну из трудных его проблем в Судный день» (Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Но нельзя сажать в машину одинокую женщину, если вместе с ней нет махрама, т. е. ближайшего родственника-мужчины (мужа, брата, отца, дяди, деда или взрослого сына).

В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не уединяйтесь с одинокой, чужой женщиной, если вместе с ней нет махрама». В другом Хадисе, переданном ат-Табарани, говорится, что между мужчиной и женщиной, которые уединились таким образом, третьим выступает сатана.

22.  Если вы наехали или задели припаркованную на улице машину, то вам следует ждать появления хозяина. Если это невозможно, следует оставить записку со своим адресом, извинением и выражением готовности оплатить ремонт или каким-то другим образом восстановить нанесенный ущерб. Пророк (саллялаhу’аляйhи ва саллям) сказал: «Ты не наноси вреда другим, и переноси вред, который другие нанесли тебе» (Ибн Маджа, Дару кутни).

23. Полезно хранить в машине талисман и записи Аятов из Кур`ана. Но от них мало пользы, если водитель не будет соблюдать вышеперечисленные правила этики вождения автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *