29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ТОРГОВЛИ (продолжение)

В Хадисе, рассказанном Байхаки, говорится: «Поминающий Аллаhа среди отрешенных от Него, подобен живому среди мертвых или зеленой, проросшей траве среди сухой травы».
13.  Всякий раз, когда заходишь на рынок, прочти: «Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду, юхйи ва юмиту, ва hува хаййун ля ямуту бияди-hиль-хайру, ва hува ‘аля кулли шайъин къадир» («Нет ничего достойного поклонения, кроме одного Аллаhа, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит все сущее и Ему направлена всякая хвала, Он оживляет и умерщвляет. Он Живой и не умирает, в Его власти все благое, и Он Всемогущ»), Хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу запишут тысячи благих деяний, простят тысячи грехов и возвысят на тысячи уровней перед Аллаhом (Тирмизи).
14.  Нельзя, увлекаясь торговлей, совершать обязательные намазы с опозданием. В Хадисе, переданном ат-Тирмизи и Дарукутни, говорится, что вовремя совершенный намаз вызывает довольство Аллаhа. Если совершить молитву с опозданием, то невозможно обрести за него вознаграждение, даже если за это отдать все свое имущество.
15. Нельзя постоянно думать о том, как бы преувеличить богатство, стремиться к богатству, ибо нет пользы человеку от богатства, если его душа бедна.
В Хадисе, рассказанном Абу Я’ла, говорится: «Богатство -не увеличение количества имущества, истинное богатство – это богатство души».
16.  Если у других хорошо идет торговля, то не следует им завидовать, нельзя стараться торговать, не принимая во внимание дозволенное и запретное, нельзя быть слишком озабоченным тем, что жизненные блага (ризк) запаздывают. То что, предписано вам, вы обязательно получите. В Хадисе, рассказанном Хакимом и Ибн Хибаном, говорится: «Пусть вам не кажется, что жизненные блага к вам запаздывают, ни один человек не умрет пока сполна не получит те жизненные блага, которые предписаны ему. Поэтому спокойно, красиво ищите свои средства к существованию: возьмите дозволенное и отвергайте запретное».
17.  При купле-продаже чего-либо не одобряется строго настаивать на своем и упорствовать, лучше пойти на небольшие уступки. В Хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Да будет милостив Аллаh к тем, кто добросердечен и уступчив при купле или продаже чего-либо, когда дает что-либо в долг или возвращает его».
18. Если человек, совершивший с тобой торговую сделку, пришел к тебе опечаленный, с желанием расторгнуть уговор, то одобряется удовлетворить просьбу покупателя и не отвергать его. В Хадисе, рассказанном Хакимом, Абу Давудом и другими, говорится, что тому, кто, исполняя желание мусульманина, согласится нарушить торговый договор и возвратит покупателю деньги, принимая товар обратно, Аллаh в Судный день также простит грехи.
19.   Запрещается   заниматься  спекуляцией (ихтикар). Спекуляция означает откладывание продуктов, в которых нуждаются люди, до тех пор, пока цены не поднимутся, с целью продажи по более высокой цене, или же скупка товара оптом по заниженной цене и складирование его до повышения цен с целью последующей продажи. В Хадисе, рассказанном Ибн Асакиром, говорится: «Если кто-либо отложит продукты до повышения цен на сорок дней, и после этого он все эти продукты раздаст как милостыню, и даже тогда эта милостыня полностью не смоет его грехи за отклыдывание товара».
20. Если нечаянно кто-нибудь дал вам фальшивые деньги, то запрещено вам расплачиваться ими, их следует уничтожить. Если человек осознанно использует фальшивые деньги, расплачивается ими с другими, то пока эти деньги будут находиться в обороте, ему и тому, кто отдал их ему, будет записываться грех, и они по воле Аллаhа понесут наказание. В Хадисе говорится: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим).
21.  Этической нормой торговли считается продажа товара даже за незначительную прибыль. Благодаря этому на него снизойдет большая благодать.
22. Раньше наши благочестивые предки при продаже к товару добавляли несколько больше или платили несколько больше денег, а при покупке старались брать немного меньше. Они говорили, что за копейки или малое количество чего-то не продают Рай и не покупают Ад.
23.  Когда вы получите необходимое количество жизненных благ из рынка этого мира, следует отправиться в рынок того, вечного мира. Рынок потустороннего мира — это мечеть. Разумный человек не забудет вечную жизнь на том свете из-за этой жизни, которая не продолжается даже сто лет. У жизненных благ нет определенной границы, после достижения которой следовало бы остановиться и отказаться от них. Поэтому по приобретении необходимых благ следует перейти к рынку вечного мира. Следовательно, мусульманину неприлично от избытка любви к жизненным благам первым заходить на рынок и последним выходить из него.
24.   Намерение человека,   занимающегося торговлей или другой работой, находящегося на какой-то службе, занятого улучшением материального состояния своей семьи, должно быть благим, чистым. В благородном Хадисе сказано: «Поистине, деяния рассматриваются по намерениям» (Аль-Бухари, Муслим). Если человек, совершая такие дозволенные деяния, как прием пищи, сон, сближение с супругой и другие мирские дела, будет иметь хорошее намерение, то они превращаются в ‘ибадат, т.е. считаются богослужением. Намерение торговца должно заключаться в выполнении коллективной обязанности —  фарз аль-кифая, которую вменил нам Всевышний Аллаh. Ведь если все люди забросят торговлю, и никто не будет заниматься ею, то народ погибнет. Также его намерение должно заключаться в том, чтобы ему не пришлось попрошайничать, ибо оно, кроме крайне необходимых случаев, является запретным (харам) деянием. В достоверном Хадисе сказано: «Для того, кто открыл для себя одни врата попрошайничества, Всевышний откроет семьдесят ворот бедности» (Тирмизи). Занимающийся торговлей должен иметь намерение содержать себя, свою семью, детей и родителей, обеспечивать их необходимым и оказывать посильную помощь соседям, бедным и нуждающимся. В Хадисе, переданном ат-Табарани, сказано, что человек, приступающий к торговле с подобным намерением, подобен борцу за веру, который совершает газават.
25. Если вас наняли на работу, например, для строительства дома или другой работы, то эту работу следует делать честно и профессионально. В Хадисе, рассказанном Байхаки, говорится: «Если кто-нибудь из вас делает какую-то работу, Всевышний Аллаh хочет, чтобы вы его сделали в совершенстве, хорошо».
26.   Оплачивать труд наемного рабочего необходимо сполна и в срок, сразу по завершении работы. В Хадисе, переданном Абу Я’ла, ат-Табарани, Ибн Маджа, говорится: «Вы оплатите работу наемного рабочего до того, как у него высохнет пот».
Работодатель и наемный рабочий не должны ограничиваться исполнением своего долга, каждому следует несколько добавить свои услуги друг другу, т.е. они должны стараться добиться довольства друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *