29.03.2024

 Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ

Телефон — это одно из удобств, которым одарил нас Аллах. Он экономит наше время, помогает быстрому решению многих важных проблем. Поэтому неприлично пользоваться телефоном, когда в этом нет необходимости.

Перечислю некоторые этические нормы пользования телефоном:

1. Говорить по телефону без необходимости, заниматься пустословием, вести бесполезные разговоры, долго шутить, беспокоить других и т. п. — не соответствует этике пользования телефоном и этике жизни.

2. Неприлично звонить по телефону до утреннего намаза, поздно ночью, днем во время обеденного отдыха, т. е. в то время, когда запрещено посещать друг друга.

3.  Неприлично разговаривать по телефону долго, так как мы не знаем состояние нашего собеседника, он, возможно, торопится или, может, кто-то другой срочно хочет позвонить ему.

4. Когда услышите звонок, сняв трубку, ответьте «Алло, кто говорит?», т. е. следует дать звонящему знать, что вы слушаете его. Также следует назвать квартиру или название организации, чтобы снять беспокойство звонящего по поводу связи с нужным абонентом. Звонящий должен начать свой разговор с приветствия «Ас-Саламу г1алайкум», ибо он в этот момент также подобен входящему в дом. Затем следует представиться, назвать свое имя и после ответа собеседника на приветствие, сразу следует говорить о цели телефонной связи. В конце разговора тоже следует приветствовать собеседника и на этом завершить разговор.

5. Если, будучи в гостях, зазвенел телефон, в соответствии требованиями Ислама, трубку поднимать не следует, не следует даже тогда, когда хозяина дома нет. Может быть, хозяин не желает, чтобы другие узнали, кто ему звонит, или, может быть, телефон — параллельный и в другой комнате звонящему ответит жена хозяина дома. Запрещается слушать разговор двух лиц при параллельном телефоне. Как только узнаете, что двое говорят, сразу же следует повесить трубку.

В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Если двое говорят и третий подслушивает их против их желания, то Аллах в Судный день заполнит его уши раскаленным свинцом».

Конечно, кто же захочет, чтобы при разговоре по телефону третий их подслушивал. Подобное подслушивание свойственно только подлому человеку. Да упаси Аллах нас от этого. Аминь!

 

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ТОРГОВЛИ

Ислам — это путь Аллаха, который учит людей тому, как вести себя в повседневной жизни. Кто может показать людям путь вернее, чем их Создатель? Никто. Поэтому многие поступки людей, которые им казались верными и справедливыми, в конечном итоге, оказываются неверными и несправедливыми, даже вредными.

Если мы будем следовать указаниям Аллаха, то польза от них, если не сразу, но обязательно проявится. Так как торговля занимает существенное место в жизни человека, перечислим этические нормы торговли:

1.  Приобретение жизненных благ дозволенным путем — это хорошее деяние, за что человек получает большое вознаграждение. В хадисе говорится: «У человека есть и такие грехи, которые смываются только благодаря заботам о своем хозяйстве» (Ат-Табарани, Абу Нуайм).

2. Самое лучшее из пищи человека — это то, что приобретено собственным трудом, перенося тяготы и лишения. Дозволенная торговля также входит в эту категорию. В хадисе, переданном аль-Бухари и другими, говорится: «Человек не ел ничего лучше того, что приобретено своими руками».

3. Попрошайничество является порицаемым деянием. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и другими, сказано: «Для человека лучше отправиться в лес, собрать вязанку дров, продать его и приобрести на вырученные средства пищу, чем попрошайничать».

4.  Тот, кто собирается заниматься торговлей, обязан прочесть сам или спросить у ученого-богослова, и таким образом узнать о дозволенном (халал) и запретном (харам)

в торговле. В противном случае, человек сам того не осознавая, может совершить запретное и впасть в грех. В хадисе говорится: «Самое достойное для плоти, наращеной на теле человека вследствие употребления им недозволенного, — это адский огонь» (Байхаки, ат-Табарани).

5.  Запретна купля-продажа собак, свиней, водки, наркотиков и подобных недозволенных для употребления и использования предметов. В достоверном хадисе, рассказанном Ахмадом, Хакимом, Ибну Маджа, говорится: «Аллах проклял спиртное и его производителя, заказчика и употребляющего, того, кто привозит его, продавца и покупателя, а также того, кто предлагает употребить его».

6.  Если продаваемый товар имеет недостатки, нельзя их скрывать. Однажды Посланник Аллаха  (саллялаhу’аляйхи ва саллям) протянул руку за хлебом, собираясь купить его. И хлеб оказался снизу сырым. Тогда Пророк  (саллялаhу’аляйхи ва саллям) спросил у продавца об этом, и тот ответил, что хлеб промок из-за дождя. Пророк  (саллялаhу’аляйхи ва саллям) спросил: «Почему же тогда не кладешь хлеб промокшей стороной кверху?». Затем он сказал: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим).

7. Запрещается обвешивание на весах, т. е. убавляя другим, прибавлять себе. Это является тягчайшим грехом и насилием. В Священном Коране сказано:

Смысл: «Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допроса в великий День Суда?.’» (Коран, 83:1-6).

8. Если вас спросят цену, говорите правду, если есть недостатки товара, тоже следует говорить честно. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится: «Честный, не обманывающий покупателей торговец в Судный день будет вместе с пророками, праведниками (сиддикун) и шахидами».

9.  Можно описать достоинства товара, однако нельзя (харам) расхваливать его, приписывая не присущие ему качества. Особенно недопустима лживая клятва. В хадисе сказано: «Лживая клятва способствует продаже товара, но и лишает его благодати (бараката)» (Аль-Бухари, Муслим).

10. Человек, занимающийся торговлей, обязан изучить или узнать у других правила и нормы выплаты закята (обязательного налога с имущества в пользу нуждающихся), в конце каждого года подводить итоги, установить прибыль и раздать бедным их долю закята. Имущество того, кто выплачивает закят, увеличивается, расширяется его благосостояние, и наоборот, если невыплата закята лишает хозяйство благословения и благодати, навлекает на его хозяина бедствия, и увеличиваются мучения на том свете.

В Коране говорится:

Смысл: «Тех, кто не выплачивают закят и хранят деньги и золото как клад, и не расходуют их на пути Аллаха, ты обрадуй горьким и мучительным наказанием» (Коран, 9:34).

11. В хадисе говорится, что благодать заключена в стремлении приобрести жизненные блага ранним утром.

12. Тому, кто продает товар на рынке, лучше все время поминать Аллаха, чтобы не тратить время напрасно.

Продолжение следует, инша Аллаh.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *