24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЭТИКА ЮМОРА И ШУТОК

Ислам — всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и этику юмора и шуток мусульман. Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется, исчезает хмурость с его лица. Следует придерживаться следующих этических норм.

1. Даже при самой острой шутке не следует смеяться громко, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг — это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В Хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (саллялаhу’аляйхи ва саллям) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаhа (саллялаhу’аляйхи ва саллям)», Пророк (саллялаhу’аляйхи ва саллям) сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду». Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные невозможные ситуации.

В Хадисе говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было.

Горе ему, И еще раз горе!» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с царем, с человеком, который не понимает шуток и обижается на шутки, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость — признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Кур`ане восхваляется дочь Пророка  Шуайба из-за ее стыдливости.

5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и мысли другого человека.

Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаhа, Его Пророка (саллялаhу’аляйхи ва саллям), Кур`ан и Хадисы.

В Хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех для человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь».

6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьезностью так много, чтобы тебя могут прозвать шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьез, другие тоже станут подшучивать над ним. Пророк (саллялаhу’аляйхи ва саллям) запретил шутить слишком много. Он сказал: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками». То есть Пророк (саллялаhу’аляйхи ва саллям) не сказал, чтобы мы постоянно шутили. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Кур`ан одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Еще один мудрец говорит: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападет на тебя».

7. Нарушением этики Ислама считается направление оружия в шутку на брата по вере, наезд на него на машине. В Хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадет в огненную яму» (Аль-Бухари, Муслим).