18.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНАМИ

Соблюдение и сохранение равных, добрых отношений с людьми, укрепление дружбы и братства считается плодом доброты нравов. Мы находим много Аятов Кур`ана и Хадисов, восхваляющих благонравие. Об этом говорится и в следующем Хадисе Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям) «Больше всего людей попадают в Рай за благонравие и богобоязненность» (Достоверный Хадис, рассказанный ат-Тирмизи). Ценность и вознаграждение от любви к брату по вере описать невозможно. В достоверном Хадисе говорится: «Всевышний и Великий Аллаh говорит в Судный день: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего Величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей» (Муслим). Под тенью Аллаhа подразумевается тень, которую Творец создал для особых категорий людей.
Если мы хотим подняться на высокую степень единства мусульман и братства между ними, каждый мусульманин должен соблюдать следующие пункты этики взаимоотношений между мусульманами:

1. Все, чего желаешь себе, ты должен желать и другим, и все, что ненавистно тебе, ты не должен допускать и по отношению к другим. В Хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере то, что желает и себе».

2. Ни словом, ни действием нельзя наносить вред мусульманину, нельзя делать ничего, что бы ранило сердце другого. В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом,сказано: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане».
Шариат категорически запрещает направить на мусульманина острые предметы: нож, кинжал, оружие и т. п. с намерением напугать его. В достоверном Хадисе говорится: «Если кто направит острие (оружия) на другого человека даже ради шутки, то его, даже если он приходится мне братом, проклинают ангелы до тех пор, пока он не уберет его» (Муслим). Запрещено даже взглянуть на мусульманина обижающим его взглядом.

3. Со всеми мусульманами человек обязан быть скромным, простым, не гордым. В Хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Тот, в ком находится хоть маленькая частица (мискал) высокомерия, не войдет в Рай».

4. Нельзя злословить, клеветать на мусульманина и нельзя слушать злословия и клевету других. В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Клеветник в Рай не войдет».
Халил бин Ахмад говорил: «Тот, кто клевещет перед тобой на других, будет оклеветать и тебя». Поэтому нельзя верить тем, кто распространяют клевету.

5. Нельзя держать в сердце обиду на мусульманина более трех дней. В Хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманину не дозволяется бросать своего брата по вере более трех дней и при встрече уйти в разные стороны. Лучшим из них является тот, кто поприветствует другого первым». В другом Хадисе говорится: «Прощающему Аллаh лишь возвышает его достоинство и степень».

6. По возможности человек всегда должен быть готов помочь и хорошему, и плохому человеку. В Хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Основой ума можно считать доброжелательное отношение ко всем и помощь как хорошим, так и плохим людям».

Если вы уверены, что плохие люди превратят твою помощь в зло, то помогать им не следует. Например, если вы знаете, что деньги, данные вами кому-либо, используется для покупки водки, то помогать такому деньгами не следует.

7. Нельзя заходить в дома других людей без их разрешения. В Хадисе, переданном Дару-Кутни, говорится: «Просите разрешения (т. е. стучите) три раза: в первый раз — они услышат, второй раз — подготовятся (принять гостя), а третий раз — или разрешат войти или откажут». Если и откажут, вовсе не следует обижаться (могут быть и уважительные причины для этого) и следует уйти.

8. С людьми нужно вести себя всегда красиво, добропорядочно, находя общую тему для разговора. С ученым необходимо говорить на его уровне, с невеждой — на его уровне, со слабым — в соответствии с его переживаниями и заботами.

В Хадисе говорится: «Мы — Пророки, нам велено говорить с людьми в соответствии с уровнем их разума» (Хадис рассказал Ибн Шуджайри и Ибн Умар. См. «Итхаф» т.1. С.558).

9. Необходимо уважительно относится к старшим и заботливо и с милосердием относиться к младшим. В Хадисе, рассказанном ат-Табарани и Абу Давудом, говорится: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас».

10. Ко всем людям необходимо относиться доброжелательно и милосердно. Пророк (салляллаhу алейхи ва саллям) сказал: «Аллаh любит добродушного человека, с которым легко ладить» (Байхаки). Но там, где по Шариату нужно сердиться, следует и сердиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *