25.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЭТИКА ПОЧИТАНИЯ ГОСТЯ

Нет сомнения в том, что все воспринимаемые разумом, полезные людям, соответствующие кодексу чести и совести обычаи и традиции люди получили из Ислама. Высоконравственное почитание гостя, уважение к старшим, милосердие и заботливое отношение к младшим, удовлетворение желаний родителей и забота о них, основы этих и других полезных обычаев вытекают из Ислама.
Одним из важных требований Шариата является почитание гостя.
В Хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Кто бы ни уверовал в Аллаhа и в Судный день, пусть он уважает гостя».
Другой Хадис гласит: «Гость приходит со своим ризком (уделом; предназначенными ему судьбой жизненными благами) и уходит, смыв грехи этой семьи и оставив им благодать». То есть то, что гость съел в твоем доме, является тем, что Аллаh предопределил ему. От этого хозяин дома беднее не станет, а, напротив, благодаря благодати гостя, простятся грехи всех членов его семьи.
Некоторые этические нормы почитания гостя, соблюдение которых Ислам требует от нас:
1. Гостя необходимо принимать радушно и надо стараться удовлетворить его нужду, и чтобы гость, покидая твои дом, был доволен твоим гостеприимством. В Хадисе говорится: «Вам лучше отправиться исполнить нужду своего брата по вере, чем два месяца находиться в моей мечети в и’тикафе (пребывание мечети с целью богослужения)» (Достоверный Хадис, переданный Хакимом).
2. Встречать гостя необходимо радушно, с открытым сердцем и приветствием. Надо предложить ему сесть на мягком, почетном месте, показать ему, где находится баня или туалет. Необходимо предложить ему поесть, показать место для ночлега, и спросить, когда будет удобно его разбудить. Если дома нет необходимых условий, можно заказать ему место в гостинице. В Исламе одобряется открытое изложение обстоятельств.
3. Прежде чем посетить друга, гость обязан узнать время ухода друга на работу и возвращения оттуда, чтобы не мешать его работе и не приходить в гости раньше, чем он возвратится с работы.
Если дома находятся взрослые дети или ближайшие родственники жены, которые могут ухаживать за гостем, в гости можно приходить и до возвращения хозяина с работы.
4. Не соответствует исламской этике и уход гостя, не спросив разрешения у хозяина. Уход гостя, прежде чем придет хозяин, считается неприличным и неуместным.
5. Хозяин дома должен провожать гостя до улицы, т.е. до выхода из ворот. В Хадисе говорится: «Считается сунной провожать гостя до ворот дома».
6. Желательно иметь в доме специальную комнату,предназначенную для гостей и обеспеченную необходимыми условиями, дабы из-за прихода гостя не нарушился семейный покой.
В Хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Одна постель (в доме предназначена) для мужчины, другая — для женщины, третья — для гостя, а четвертая — для сатаны». Смысл этого Хадиса не заключается в том, что дома нельзя держать более трех постелей, если есть необходимость, то их можно иметь сколько угодно. Однако не поощряется обставлять дом лишней мебелью, в которой вовсе нет нужды.
7. Не одобряется находиться в гостях более чем три дня, так как нельзя мешать хозяину в работе, нельзя препятствовать его полезным делам и приносить ему вред.
В достоверном Хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Гостеприимство на три дня, а все более того — милостыня». Но если хозяин дома хочет, чтобы гость остался у него более трех дней, то гость имеет право принять это предложение.
8. Неэтично предложить гостю какую-то работу или услужение в доме, ибо это может притеснить гостя. Дать гостю работу — значит не уважать его.
Когда один человек был в гостях у повелителя правоверных Умара бин Абдуль-Азиза, его маленький ребенок заснул. Гость сказал: «О, повелитель правоверных, разреши мне позаботиться об этом ребенке». Умар сказал: «Не соответствует чести и совести человека предложить гостю обслуживать себя»,
9. Этике почитания гостя соответствует добрый, приветливый разговор с ним, проявление радости от встречи с ним и грусти при расставании. Нельзя показывать гостю свое бедное положение, нельзя разговаривать с домочадцами на высоких тонах в его присутствии, никого нельзя ругать, чтобы гость не подумал, что это напряжение в доме из-за него.
10. Угощать гостя следует исходя из своих возможностей, нельзя утруждать себя в поисках невозможного, стараясь приготовить изысканные блюда и создавать несуществующие условия. В Исламе не поощряется совершение чего-либо напоказ, ради притворства. В то же время, порицается и жадность. Нам необходимо стараться подражать нашим праведным предкам — салафу ссалихинам, жившим в первые столетия Ислама. Они говорили: «Мы щедры тем, что имеем, и мы не притворяемся, стараясь обрести того, чего у нас нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *