20.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК 
(Продолжение)

После восхода солнца до наступления жары следует преподавать науки, а после наступления жаркого времени до предвечернего намаза работать над написанием научных книг и сбором научных данных. После предвечернего намаза до вечерней зари ученикам, другим мусульманам следует слушать чтение Кур`ана, работать над преподаванием тафсира и других полезных наук. После вечерней зари до вечерней молитвы следует поминать Аллаhа, выполнять задание муршида (вирд), произносить истигфару (произношение формулы раскаяния Астагфируллаh»), благословлять Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, а для этого лучше использовать ночное время. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллаh!) разделял ночь на три периода: один период для поклонения (ибадата) Аллаhу, второй — для занятия наукой, а третий — для сна. Трудность или легкость соблюдения такого разделения, конечно, зависит от зимне-летнего изменения времени года, укорачивания и удлинения дня и ночи.
ТРЕТИЙ ТИП — мутаалимы, т. е. ученики, студенты, которые изучают исламские науки. Изучение наук и увлечение ими ценится больше, чем сунна-намазы и азкары, т. е. поминания Аллаhа и благословение Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям.
Работа учащегося ценится так же, как и работа ученого, преподавателя. Учитель преподает, а студент воспринимает и изучает науку. Не только для тех, кто учится ради глубокого изучения науки, но и для обычного человека пойти к ученому или участвовать в научных маджлисах считается ценнее желательного (сунна) поклонения. Среди обычных людей могут быть и такие, которые при совершении намаза пропускают что-то важное, столп или условие намаза. Если один раз, присутствуя на научном маджлисе, в обществе ученого, человек может понять свою ошибку, то он на всю оставшуюся жизнь исправит свой намаз и будет совершать его правильно. Не зря же говорится, что лучше усердие в изучении науки в течение одного часа, чем 60-летнее поклонение. Очень много написано о важности и ценности научного маджлиса и участия в нем.
Кааб аль-Ахбар (да будет доволен им Аллаh!) сказал: «Если бы люди знали ценность маджлиса, собрания ученых, они бы дрались за участие в нем, служащий ушел бы с поста, властелины покинули бы свои троны, торговцы бросили бы свои рынки, лишь бы посетить собрания алимов». Но, конечно же, нельзя, часто посещая собрания алимов, полностью отказаться от поминания Аллаhа, чтения Кур`ана, благословления Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям и других видов поклонения. Те, которые, отбросив все, занимаются наукой, тоже могут пострадать гордыней души, болезнью, от которой вылечиться трудно, поэтому следует часто поминать Аллаhа и исполнять задания муршида.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП — это люди работающие, ремесленники, служащие, торговцы, т. е. люди, которые должны кормить свою семью и заботиться о ней. Человек, который обязан содержать семью, не имеет права тратить время на желательное поклонение и изучение рекомендуемых наук. Для такого человека основной функцией и поклонением является поиск честных средств для содержания семьи. Но во время работы или торговли не следует забывать поминать Аллаhа; следует совершать зикр (формула единобожия, раскаяния, восхваления Всевышнего и т. п.), размышлять о созданиях Творца, читать Кур`ан, благословлять Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, выполнять задания муршида, стараться поклоняться Создателю и повышать свой уровень исламских знаний.
Даже если по специфике работы человек не может совершать сунна-намазы, он может поминать Всевышнего Аллаhа, восхвалять Его. Время, за исключением периода затраченного в поисках пропитания и необходимых жизненных благ, человек должен тратить на поклонение Аллаhу. Но если человек может приобрести блага и богатства больше, чем необходимо для своей семьи и детей, и раздать бедным и сиротам во имя довольства Всевышнего Аллаhа или помочь в строительстве мечетей и медресе, то это ценится больше, чем желательное поклонение. Ведь от этого получит пользу не только дающий, но и другие люди. В добавок он получит пользу от молитв мусульман и величайшую благодать, увеличится вознаграждение от Всевышнего Аллаhа в обоих мирах. Знания и владение профессией, без которых в современном обществе мусульманину не обойтись, также является для них коллективной обязанностью — фарз аль-кифая. Человеку, занятому работой с чистым намерением, с намерением принести людям пользу, соотвественно, запишется большое вознаграждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *