23.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Очень порицаемо в это время спать или вести речь о житейских проблемах. Абдуль-Ваххаб аш-Ша’арани (да будет доволен им Аллаh!) пишет: «Время от рассвета до восхода солнца — это период, когда Всевышний Аллаh раздает Свои тайные и явные блага, а тот, кто спит в это время, подобен человеку, добровольно отказавшемуся от благ и милости Аллаhа и отвернувшемуся от Всевышнего».
Для тех, кто выполняет задания (вирды) духовного наставника, самое лучшее время — это период после утреннего намаза до восхода солнца и после предвечернего намаза до захода солнца. Хасан (да будет доволен им Аллаh!) передал, что Посланник Аллаhа, салляллаhу аляйхи ва саллям, сказал: «Всевышний Аллаh говорит: «О, сын Адама, поминай Меня после утреннего намаза и после предвечернего намаза по часу, и Я сделаю так, чтобы ты был доволен между двумя этими периодами».
Вторая часть — период после восхода солнца до призыва к обеденному намазу. В это время следует совершить два действия: двухракаатный желательный (сунна) намаз-ишрак, когда солнце поднимется над горизонтом на семь локтей; до обеда следует совершить сунна-намаз зуха. Зуха-намаз совершается в два ракаата, а четыре, в шесть или в восемь ракаатов. Желательно совершить восьмиракаатный намаз. Самое лучшее время для намаза-зуха — середина между восходом солнца и полуднем, т.е. с 8 до 10 часов. Рекомендуется поспать до полудня час, так как это является сунной и рекомендуется даже тому, кто ночью не встает для молитв и поклонения. Аш-Ша’арани пишет, что час сна перед полуднем заменяет несколько часов сна ночью. Затем необходимо проснуться до призыва к полуденному намазу и тщательно совершить омовение. После призыва на полуденный намаз следует совершить четырехракаатный сунна-намаз. В Хадисе говорится: «В это время раскрываются врата небес, и я люблю, чтобы мои благие деяния в это время поднимались на небеса» (Ат-Тирмизи).
Затем необходимо полноценно выполнить полуденный обязательный намаз, после прочитать соответствующие азкары, молитвы, поминания Аллаhа и совершить четырехракаатный сунна-намаз (ратибат). Это то, что следует делать всем от восхода солнца до призыва на предвечернюю молитву.
Совершение более вышеперечисленного зависит от каждого человека, от крепости его веры и старания. В зависимости от этого люди условно подразделяются на шесть типов:
ПЕРВЫЙ ТИП — ‘абид (поклоняющийся) — человек, которого не беспокоит ничего, кроме служения и поклонения Аллаhу. Он может находиться в разных состояниях: большая часть времени им отводится на совершение намазов, чтение Кур`ана или поминание Аллаhа, молитвы. Тому, кто не достиг духовного совершенства, лучше всего выполнять задание (вирд) своего муршида. Конечно, человеку трудно все время заниматься одним и тем же видом поклонения, поэтому для него лучше читать Кур`ан, совершать намазы, поминать Аллаhа, читать мольбы, благословлять Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, восхвалять Аллаhа, исполнять задание шейха (вирд) в определенное время. Переход из одного вида поклонения к другому отводит скуку и увеличивает удовольствие, которое человек получает от искреннего поклонения Аллаhу. Если человек временами отдыхает с целью оживления богослужения, ведет дозволенную беседу, принимает дозволенную пищу, отходит ко сну — все это записывается как поклонение Всевышнему Аллаhу. Высоко ценится периодические развлечения с семьей и детьми, не находясь в постоянном поклонении. Лучше ограничивать количество типов поклонений. Например: наши предки-мусульмане в день совершали от 300 до тысячи ракаатов намаза и благословляли Пророка, салляллаhу аляйхи ва саллям, по десять тысяч раз, другие же в течение дня читали полностью Кур`ан. Главное — искренность и поклонение ради Аллаhа. Следует выяснить, какой тип богослужения имеет более позитивное воздействие, действует на сердце. Именно этим и стоит больше заниматься. ‘Абиду также лучше посещать зияраты (священные места), навещать больных, участвовать в похоронной процессии, а также заниматься полезными для мусульман делами. Все это ценится очень высоко.
ВТОРОЙ ТИП — ученые-алимы. Это люди, которые, овладея научными знаниями, обучают других исламским наукам, преподают в вузах, в медресе, ведут пропаганду, призывают к Исламу, пишут полезные научно-популярные книги, принося людям огромную пользу. Такому человеку после совершения обязательных намазов и сунна-намазов лучше тратить большую часть времени на распространение полезных научных знаний.
Полезными считаются науки, призывающие людей подготовиться к вечной жизни, показывающие бесполезность и ничтожность этого, бренного мира, прививающие любовь к Аллаhу, напоминающие о Его милостях, призывающие размышлять над чудесными созданиями Всевышнего, позволяющие прозреть и понять недостатки своего эго и характера, призывающие к искреннему и все увеличивающемуся поклонению Господу. Даже крупному алиму следует проводить время от рассвета до восхода солнца на поклонение Аллаhу, на выполнение заданий муршида (Духовный наставник), на поминание Аллаhа и мольбы к Нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *