Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
ЭТИКА ИСЛАМСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
(Продолжение)
7. Сразу после рождения ребенка следует отрезать его пуповину, оставив длину величиной в четыре пальца, привязать ее бечевкой, промоченной в оливковом масле, и с целью укрепления тела смазать ее солоноватой водой, затем смыть теплой водой, не допуская попадания соленой воды в нос и в рот, осторожно почистить нос пальцами. Затем следует мягко помассировать каждую часть тела и очистить глаза мягкой тканью и уложить ребенка спать в темном месте (комнате), где средняя, нормальная температура, покрыв колыбель легким покрывалом. Необходимо обратить особое внимание на моменты пробуждения и состояние сна. Если ребенок плачет, необходимо выяснить причину.
Желательно не оставлять ребенка без материнского молока. Известно, что ребенок, получивший молоко матери, бывает более крепким и здоровым. Кормить ребенка следует в строго определенное время. Если кормить ребенка в одно и то же время, то молоко лучше осваивается и приносит наибольшую пользу. В последующем ребенка, кормя грудью, следует приучить и к другой пище, детскому питанию, постепенно отлучая от молока матери. В среднем ребенка следует кормить материнским молоком в течение двух лет. К этому времени у него прорастает большинство зубов и крепнет тело.
Для ребенка полезно легкое поглаживание тела, сгибание и разгибание частей тела. Полезно для ребенка во время покачивания колыбели красивым голосом распевать «ля иляhа илляллаh», или спеть колыбельную или красивую религиозную песню (назму).
По мере взросления необходимо изучить его характер и провести соответствующие возрасту воспитательные мероприятия. Ребенка не следует злить, пугать, заставлять страдать и мучаться. То, что ему нравится и подходит, нужно совершить, а то, что не нравится ему, опасно, следует отдалить от него. Проснувшись, следует позволить ему поиграть, позволить играть долго и после приема пищи. После приема пищи пить воду вредно для здоровья, поэтому нужно приучить детей не пить воду сразу после еды.
8. Сразу после рождения ребенка в его правое ухо следует прочитать азан (призыв к намазу), а в левое ухо — камат (призыв к началу намаза). В Хадисе говорится, что это отдаляет от ребенка шайтана.
9. Как только ребенок начнет выговаривать первые слова, его следует научить произносить и «ля иляhа илляллаh», повторяя его по семь раз, так чтобы ребенок научился его произносить и запомнил. После того, как ребенок начнет разговаривать, рекомендуется научить его читать наизусть следующий Аят:
и последние Аяты суры «Аль-Хашр» (с 22 по 24), т.е. начиная со слов «hува-ллаhу ллязи…», также конец суры «Аль-Исраъ», т.е. начиная с Аята «Къулидг1уллаhа…» (110 и 111 Аяты). («Шарх аль-мафруз». С.81),
10. На седьмой день после рождения следует наречь его именем. Самые лучшие имена для мальчиков это ‘Абдуллах и другие имена, начинающиеся со слова «’абд», а также Мухаммад и Ахмад, имена других Пророков, ученых, праведников. Порицается укорачивать и искажать имена (например, вместо Мухаммада называть его Мага, Махач, Магомед, Махамад, Маха и др.). Лучшие имена для девочек — это имена матери Пророка (салляллаhу’аляйхи ва саллям), его дочерей и жен, а также такие имена, как Марьям и Асия. Лучше дать неизменяемое имя. Если дать ребенку имена благочестивых людей, от этого ребенок получит благодать в этой жизни и заступничество в загробном мире.
Если ребенок родился мертвым, то прежде чем похоронить его, следует дать ему имя, в противном случае, в Судный день ребенок будет показывать на родителей и говорить, что из-за них он пропал.
В Хадисе говорится: «В Судный день вас и ваших родителей позовут по вашим именам, поэтому выберите красивые имена» (Абу Дауд, Ион Хаббан).
12. После рождения ребенка на седьмой, или четырнадцатый, или двадцать первый день следует резать барана и раздавать его мясо беднякам в качестве милостыни, т.е. совершить обряд ‘акика. Если родился сын, то за него режут
два барана, а за дочь — один баран. Если не зарезали его в
указанные дни, то следует резать до совершеннолетия. Это считается сунной. Если же родители не зарезали за ребенка ‘акик, то после совершеннолетия ему следует самому совершить этот обряд. Сказано, что ребенок, за которого не резали жертвенное животное (‘акик), не может заступиться за родителей.
13. На седьмой день необходимо сбрить также и волосы на голове ребенка, и раздать в качестве милостыни золото или серебро, равное весу сбритых волос.
J4. После рождения ребенка следует класть в его рот прожеванный финик или что-нибудь другое сладкое.
15. Кормить ребенка грудью следует произнеся перед каждым кормлением «Бисмилляh». Желательно кормить, будучи в омовении. Мать, кормящая ребенка грудью, не должна есть запретное, чтобы его отрицательное влияние
не перешло на ребенка.
16. Чтобы ребенок рос добронравным, его следует оберегать от ребят со скверным характером. Нельзя баловать ребенка, всегда обеспечивая его изысканным питанием, без необходимости покупая ему разную, дорогую одежду,
дабы, повзрослев, он не стал капризным, алчным. Необходимо научить ребенка есть только правой рукой, произносить перед едой «Бисмилляh», а после приема пищи произносить «Аль-хамду лилляh», отучить его от жадного взгля¬
да на еду, торопливости при приеме пищи и неумеренности в еде.
Следует приучить ребенка носить белую одежду, которую одобряет Ислам, еще в детстве девочек необходимо приучать прикрыть голову, т. е. не показать волосы. Не воспитанный еще в детстве ребенок становится неуправляемым, упрямым, лживым, болтливым, безалаберным, незаботливым, и изменить характер в лучшую сторону потом будет очень трудно. По достижении шести лет ребенка постепенно следует учить чтению Кур`ана, совершению намаза, следует отправить его в медресе на учебу, знакомить с Хадисами, рассказать о хороших людях, чтобы они еще с детства их любили и брали с них пример. Нужно научить их приветствовать других, пожать руку при встрече, использовать сивак, поминать Аллаhа, ходить в мечеть, совершать коллективные намаза и намазы-таравих.